7-8 декабря в Гродно пройдут VІ Коложские образовательные чтения

7-8 декабря в Гродно пройдут VІ Коложские образовательные чтения на тему: «Нравственные ценности и будущее человечества». Мероприятие является региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений (г. Москва) и состоится 7-8 декабря 2017 г. на базе ГрГУ имени Янки Купалы (ул. Ожешко, 22), гимназии № 2 г. Гродно (ул. Болдина, 10 б) и СШ № 38 г. Гродно (ул. Вишневецкая, д. 14).

Организаторы Чтений: УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»; Отдел религиозного образования и катехизации Гродненской епархии Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви; Отдел образования, спорта и туризма Гродненского горисполкома; ГУО «Гимназия № 2 г. Гродно»; ГУО «СШ № 38 г. Гродно»; УК «Гродненский государственный музей истории религии».

Планируется обсуждение следующих проблем:

  1. 500-летие издания Библии Франциском Скориной
  • Ф. Скорина как первопечатник, просветитель, гуманист, публицист и поэт;
  • книги Библии на белорусском языке;
  • последователи скориновской публицистики;
  • белорусское книгопечатание в свете отечественной истории; современные книжные новинки; книгоиздание на Гродненщине;
  • образ Ф. Скорины в художественной литературе и культурной жизни Беларуси; Ф. Скорина и детская литература;
  • скориниана в средней школе: методические разработки уроков и внеклассных мероприятий;
  • Ф. Скорина и библиотековедение; культура чтения в современном обществе;
  • скориноведение на современном этапе; пропаганда наследия первопечатника.
  1. 300-летие святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского
  • святитель Георгий (Конисский) и его время;
  • жизненный путь и духовный подвиг святителя;
  • святительское служение архиепископа Могилевского Георгия (Конисского), его роль в белорусской истории;
  • литературное наследие святителя Георгия (Конисского);
  • история Православной церкви в Беларуси в ХІХ – ХХ вв.;
  • развитие светского и духовного образования в Беларуси. История развития духовных школ Беларуси, их знаменитые выпускники ХІХ – ХХ вв.;
  • церковно-государственные и церковно-общественные отношения в исторической проекции и на современном этапе.
  1. Наука и религия: конфликт или сотрудничество?
  • вера и разум: диалектика процесса познания;
  • роль религиозных деятелей в развитии науки;
  • жизненные пути учёных-христиан;
  • философия «цельного знания» (наука, философия, религия) в трудах русских философов;
  • отношения институтов церкви и науки: история и современность;
  • конфронтация науки и религии в советское время;
  • наука и религия на современном этапе развития общества: грани взаимодействия; современная наука о роли религии в жизни общества;
  • перспективы и риски взаимодействия науки и религии в условиях современности.
  1. Сценарии будущего: перспективы развития человеческой цивилизации
  • вариативность будущего: роль субъективного фактора в создании тенденций общественного развития;
  • форсайт-технологии и проблема конструирования будущего;
  • антиутопия как сценарий социального развития в ближнесрочной // долгосрочной перспективе;
  • социальный прогресс и антипрогресс – диалектика современной социодинамики;
  • перспективы развития современной цивилизации: духовно-нравственное измерение.
  1. Историческая динамика нравственности
  • нравственные ценности в исторической перспективе: от морали традиционного общества к ценностям эпохи модерна;
  • трансформация духовных ценностей в современном обществе;
  • эволюция представлений о важнейших нравственных категориях (добро, зло, добродетель, труд, бескорыстие, моральность) в динамике общественного развития;
  • эволюция отношения к понятию и феномену богатства в истории человеческой мысли;
  • специфика религиозного понимания нравственности; нравственность в рамках христианской аксиологии;
  • мифологизация современного общественного сознания как антитеза религиозному мировосприятию;
  • утилитарный этос потребительского общества как угроза нравственному развитию человечества.
  1. Проблематизация нравственных ценностей в литературе и искусстве
  • духовные ценности Православия (святость, благодать, соборность), Христос как идеальный образ человека; христианство как вера и этика;
  • литература и искусство в поисках универсальных ценностей и национальных приоритетов;
  • всеобъемлющий плюрализм, мультикультурализм // национальная замкнутость, стремление к сохранению национальной идентичности;
  • восточные религии в сознании современного человека как попытка выхода из кризиса и обретения духовных оснований существования;
  • экология природы, души, языка как условие жизнеспособности человечества;
  • чтение/нечтение: угроза или неизбежность в эпоху смены типа культуры.
  1. Антропологический кризис современности и пути его преодоления (круглый стол)
  • образ человека в свете христианской антропологии. Образы человека в современной культуре;
  • современные глобальные трансформации: от экологического к антропологическому кризису;
  • современные НБИКС (нано-био-инфо-когно-социо) технологии и кризис антропологической идентичности;
  • гуманизм как тип мировоззрения и философская система. От гуманизма к трансгуманизму: проблема конструирования современного человека;
  • киборгизация личности в условиях смены технико-экономических укладов;
  • специфика развития личности в киберпространстве Internet-среды;
  • реактуализация традиционных духовных ценностей как условие преодоления антропологического кризиса современности.

Обращаем внимание участников на то, что тезисы, размещенные в списках, указывают возможные направления рассуждений; руководствуясь избранным направлением, тему выступления каждый докладчик формулирует самостоятельно и конкретно.

Регламент выступления на секции – 10 минут; выступление на пленарном заседании – 15 минут. Рабочие языки конференции – русский, белорусский.

Во время Коложских чтений будут организованы тематические выставки.

Просим подать заявку на участие в конференции не позднее 15 ноября 2017 г., указав в ней:

  • фамилию, имя, отчество;
  • место учебы или работы;
  • тему выступления, а также секцию, в которой оно планируется;
  • необходимость мультимедийной аппаратуры;
  • контактный телефон, е-mail.

Заявку (с указанием темы: Коложские чтения) участники направляют:

  • учителя и школьники – в отделы образования, спорта и туризма администраций Ленинского (e-mail: len_roo@mail.grodno.by) и Октябрьского (e-mail: oktroo_grodno@mail.grodno.by) районов г. Гродно;
  • представители духовенства и церковных образовательных структур, братств и сестричеств; преподаватели, студенты, учащиеся колледжей – на кафедру русской и зарубежной литературы ГрГУ:

е-mail: Bogdevich_ECH@grsu.by; телефон: 74-43-81.