Благоверный князь – пример безграничной любви к народу и Отечеству

Доклад клирика прихода кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского в г. Кобрине, диакона Вадима Вакулича, на XIX Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях 10 ноября 2020 года.

Вопреки расхожему и спорному мнению о том, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство, просиявших в лике святых, удостоились почитания  за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры. Святой Александр Невский канонизирован как благоверный князь и причислен он к сонму святых как прославившийся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также как правитель, сумевший в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верным Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью1. Как справедливо утверждает митрополит Иларион (Алфеев), Он вошел в историю Руси как один из выдающихся правителей, чья политическая дальновидность определила судьбу Руси на десятилетия вперед. Святой Александр сознавал бесперспективность борьбы с монголами и сосредоточил свои усилия на защите северо-западных рубежей Руси»2. Следует отметить, что основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 г.) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, и как военачальник. за всю свою жизнь не проигравший ни одного сражения. Время его княжения совпало с активизацией католических рыцарских орденов, действовавших по прямому указанию Папы. 9 декабря 1237 Папа Григорий IX повелел Упсальскому архиепископу организовать крестовый поход против русских и финнов. Исполняя папский указ, в 1240 году шведский король отправил в русские земли многочисленное войско, однако оно было разбито дружиной святого князя Александра. В 1242 году благоверный князь одержал историческую победу над рыцарями Ливонского ордена на льду Чудского озера3. Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде, взаимоотношения с которой часто вменяются в вину благоверному князю и обрастают противоречивыми фактами, однако по свидетельству А. В. Карташева, «Русская Церковь, жестоко пострадав от военного варварства татар во время самого завоевания Руси и иногда подвергаясь подобным же страданиям впоследствии во время частых татарских набегов (в которых большею частью виноваты были сами же русские князья), в мирное время и под монгольским владычеством получила на законных основаниях полнейшую свободу и самые широкие льготы»4.

Обращает на себя внимание и тот факт, что на современное представление о личности Александра Невского повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и знаменитый шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви5.

Главным аргументом в пользу почитания святого Александра Невского  и примером правильного духовного выбора являются храмы и общины, основанные в разных концах мира и избравшие его своим святым покровителем. Свое место в ряду церквей, посвященных выдающемуся политику и смиренному молитвеннику, занимает и кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского в г. Кобрине. Безусловно, в городе с многовековой историей христианства этот храм, является живым, безмолвным свидетелем  того, что происходило на наших землях.

Собор находится вблизи р. Мухавец. Ранее на этом месте был расположен древний верхний замок, который вместе с нижним замком составляли укрепления города. Храм был построен на месте погребения русских солдат, погибших во время Кобринского боя 15 июля 1812 г. когда была одержана одна из первых побед русского оружия.

Само здание было возведено из кирпича в 1867 г. в память освобождения крестьян от крепостного права в 1861 г.  Храм был построен на средства временно обязанных крестьян Кобринского уезда и бывшего начальника Северо-Западного края графа Михаила Николаевича Муравьева. Строительство было разрешено еще весной 1864 г., однако лишь 28 октября этого же года после Божественной литургии в соборной Пречистенской церкви  в присутствии гражданских властей, военнослужащих и многочисленного народа была торжественно совершена закладка храма. Известно, что относительно места постройки было много интриг, но благодаря старанию и настойчивости некоторых благочестивых людей и Кобринского благочинного – священника Льва Пашкевича, храм все же был сооружен в самом удобном и центральном месте города. Уже в 1866 году были освящены и водружены на пяти главах церкви позолоченные кресты, выписанные из Санкт-Петербурга у мастера Соколова, крыша была покрыта кровельным железом, а купола английской жестью. 20 сентября 1867 года  Преосвященнейшим Игнатием, епископом Брестским, в сослужении духовенства города было совершено ее освящение6. За время своего существования храму довелось пережить не только радостные дни ежедневных богослужений, но и претерпеть настоящие мучения в период воинствующего безбожия, когда в церковном здании за короткий временной промежуток, сменяя друг друга, располагались такие учреждения, как планетарий, кинотеатр, музей. В конечном итоге в 1967 г. решением № 320 исполнительного комитета Кобринского городского Совета депутатов трудящихся после рассмотрения акта «приемки в эксплуатацию здания бывшей церкви» утверждено было переоборудовать собор «под архивохранилище»7. Жизнь прихода была возобновлена в конце XX века,  когда в 1989 г. исполнительный комитет городского совета депутатов, «рассмотрев заявления верующих православного вероисповедования о регистрации общества русской православной церкви города Кобрина и передаче в их пользование собора Александра Невского, решил считать возможным зарегистрировать третье религиозное объединение православного вероисповедования и  передать здание в их пользование после вывода из него филиала Государственного архива Брестской области» (цитаты приведены с сохранением орфографии и пунктуации (прим. автора))8.  Филиал Госархива, согласно постановлению горисполкома, решено было перевести в другое место, а храм передать верующим, что и было сделано. Сразу же начались реставрационные работы, однако после восстановления собор приобрел измененный  вид: четыре небольших угловых купола существенно отличались от предусмотренных проектом храма.

12 сентября 1990 года собор был заново освящен Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Белоруссии. и с того момента  до настоящего времени богослужения в храме не прекращаются.

От начала своего основания до нынешнего дня собор  стал по-настоящему центром духовной и культурной жизни и истинным украшением города. Под  сводами храма, под святым покровительством благоверного и богобоязненного князя Александра Невского непрестанно возносятся молитвы об искоренении духа злобы в нашем обществе, о достижении взаимопонимания и примирения, о духовном возрождении народа нашей Республики.

__________________________________________

1 Александр Невский: только факты. Подборка биографических сведений о князе Александре Невском // Фома. — 2009. – № 1 (69), январь. – С. 71.

2 Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. В 2 т. Т. 1 / митрополит Иларион (Алфеев). – 5-е изд. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – С. 134.

3 Там же.

4 Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1 / А. В. Карташев. –Минск : Изд-во Белорусского Экзархата, 2007. – С. 287.

5 Александр Невский: только факты. Подборка биографических сведений о князе Александре Невском // Фома. — 2009. – № 1 (69), январь. – С. 71.

6 Шевчук, А. Историческое описание церквей и приходов Кобринского благочиния Брестской епархии : (историко-статистический очерк). – Жировичи, 1999. – С. 7.

7 Вакулич, Вадим, диакон. Жизнь прихода – жизнь народа  // Кобрин-Информ. – 2013. – №37 (600), сентябрь. – С. 9.

8 Там же.

oroik.by