Четвёртые Минские образовательные казачьи Рождественские чтения «Духовное наследие Великой победы»

14 декабря 2019 года в минском приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в рамках Пятых Белорусских Рождественских чтений состоялись Четвёртые Минские образовательные казачьи Рождественские чтения «Духовное наследие Великой победы». Данные чтения предваряют работу секции «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая победа: наследие и наследники», которые будут проходить в Москве с 27 по 29 января 2020 года.
Инициатором проведения Минских казачьих чтений выступил Синодальный отдел Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством.
В работе Чтений приняли участие казаки РОО «Белорусское казачество», других казачьих организаций, духовенство прихода, члены молодёжного братства священномученика Владимира Хираско прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приглашённые гости.
Чтения начались с молебна по чину благословения открытия Сбора казачьего общества, который совершил председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, настоятель прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелёв.
В своём вступительном слове отец Игорь обратил внимание присутствующих на публикацию в последнем, ноябрьском номере «Журнала Московской Патриархии», статьи «Пока не вырежем казачество, советской власти не бывать» — к 100-летию трагедии казачьего исхода, а также информировал казаков о том, что вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Казачество. Отечество, вера, служение», которая продолжает серию «Слово Святейшего Патриарха» и посвящена казачеству. Книга подготовлена Издательством Русской Православной Церкви и Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством. Синодальный отдел Белорусской Православной Церкви планирует приобретение книги для распространения среди казаков.

Далее работа Чтений продолжилась в секционном формате.
С докладами выступили:
I секция «Пусть к истине, сквозь ужасы Отечественной войны»
протоиерей Игорь Коростелев, председатель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством Белорусской Православной Церкви, духовник РОО «Белорусское казачество», настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», — «Господь даровал нам эту Победу! Значение и роль казачества и Русской Православной Церкви в период 1941-1945 гг. на фронте и в тылу»;

Вячеслав Бондаренко, писатель, историк, журналист, телеведущий, — «Выдающаяся личность в истории русской Православной церкви ХХ века, фронтовик, архимандрит Алипий (Воронов)»;
протоиерей Алексий Климов, клирик прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», духовник общины в честь святых мучеников младенцев Вифлеемских, председатель оргкомитета православного фестиваля социальной рекламы в защиту жизни и семьи «Ладошка», — «Война и дети. На примере поэта С.Д. Давыдова»;
казачий полковник Жуменок Г.А, — «Подвиг артиллериста Николая Сиротинина. Деятельность казаков по увековечиванию памяти героев Великой Отечественной войны, перспективы данной работы в год 75-летия Великой Победы»;
II секция «Мы – наследники Великой Победы»
выступления братчиков Молодежного братства священномученика Владимира Хираско
Александр Петкевич, председатель братства, — «Значение Великой Победы в жизни внуков и правнуков поколения победителей»;

Руслан Гайко, — «Защита и сохранение истории и памяти Великой Победы для будущих поколений»;
Павел Вабищевич, — «Долг, честь, служение, вера – актуальные темы в воспитании современного христианина»;
Марина Щур, — «Восприятие войны через личность конкретного человека».
Протоиерей Игорь Коростелев рассказал в своем докладе о роли Православной Церкви и казачества в Великой Отечественной войне, отметив, что 262 кавалериста-казака были удостоены звания Героя Советского Союза.

Перед началом войны шла безбожная пятилетка. На территории страны были закрыты все монастыри, на свободе оставались только четыре архиерея. Но несмотря на гонения, грозившие полным уничтожением Церкви, Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в первый же день войны, 22 июня 1941 года, обратился к верным чадам с призывом встать на защиту Родины. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, Владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!»

Местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Во всех храмах за богослужениями стали читать специальную молитву об избавлении от врагов.

Церковь не только молилась о Победе. Многие священнослужители участвовали в военных действиях, помогали партизанам. На средства, собранные верующими, была сформирована танковая колонна им. святого Дмитрия Донского. Всего за годы войны по призыву Православной Церкви было собрано для фронта 200 млн. рублей.

Признание властью за Церковью ее заслуг в деле защиты Отечества выразилось в официальном разрешении верующим отмечать церковные праздники и в первую очередь Пасху. Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 г., после завершения боев под Москвой. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства, открытие храмов, возобновление в них богослужений.

Новый вектор церковно-государственных отношений в итоге позволил укрепить материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, защитить духовенство от преследований и дальнейших репрессий, повысить авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысл Божий и Его благое произволение о России.

Вячеслав Бондаренко рассказал в своем выступлении об архимандрите Алипии (Воронове), который прошел всю войну, дав обет, что, если останется жив, уйдет в монастырь.

В дальнейшем он стал главным иконописцем и реставратором Русской Православной Церкви, наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Благодаря его стойкости, мужеству, военной закалке, монастырь удалось отстоять в годы возобновления гонений и защитить от закрытия.

Протоиерей Алексей Климов в докладе «Война и дети» рассказал о судьбе поэта С.Д.Давыдова, воевавшего на фронтах Отечества, будучи еще совсем юным. Также священник поделился своим личным восприятием стихотворений поэта-героя о войне.

казачий полковник Жуменок Г.А рассказал в своем докладе о подвиге Николая Сиротинина из города Орла, который в 1940 году был призван в армию, служил в Полоцке, был старшим сержантом артиллерии.

17 июля 1941 года недалеко от Кричева Николай Сиротинин остался добровольно один с пушкой против немецкой колонны из 59 танков, чтобы прикрыть отступление своего полка.

На три часа он сумел задержать врага, выпустив 57 снарядов, уничтожил 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров. Был окружен и погиб героем. Примечательно, что когда немцы узнали о подвиге этого русского солдата, то приказали похоронить его с почестями. В наше время одна из улиц города Кричева названа в честь Николая Сиротинина.

В Чтениях приняли участие ребята из молодежного братства в честь священномученика Владимира Хираско, которые в своих выступлениях рассуждали о духовных уроках Великой Отечественной войны, о том, что война – попущение Божие для того, чтобы уберечь Святую Русь от еще более страшного зла – полного безбожия.

Также братчики говорили о духовной войне, которая продолжается в наши дни и к которой призваны все христиане – борьбе со своими грехами; о необходимости защищать правду о войне, о лживости многих современных кинофильмов и книг о войне; о святых воинах Православной Церкви и святом долге защиты земного Отечества, о том, что долг, честь, служение – главные понятия для христианина, так как вера без дел мертва; о том, что рассказывая о войне школьникам, важно говорить не только о цифрах и датах, но и о живых примерах, о героической жизни и смерти людей, отстоявших Великую Победу.

Завершила работу Чтений необычная, творческая III секция — «Стихи и песни о Победе», на которой прозвучали авторские песни в исполнении поэта, композитора Геннадия Анатольевича Парыкина.
После братской трапезы казаки продолжили обсуждение деятельности современного казачества в Республике Беларусь и возможности привлечения к сотрудничеству православной молодежи.

oroik.by/sobor.by