Что говорят святые о крещенской воде

С самого начала Церковь с благоговением относилась к святой воде. Она ежегодно освящалась, хранилась весь год и употреблялась, как и ныне, для здравия души и тела. Святая вода, как и все Таинства, берет начало от времен апостолов.

История употребления крещенской воды

Иорданским освящением освящалась и освящается вода для Крещения христиан всех поколений.

Уже во II веке на праздник Богоявления мы встречаем проповедь сщмч. Ипполита Римского, где упоминается освящение водного естества. Святитель Иоанн Златоуст в IV веке говорил, что богоявленская вода в продолжение многих лет остается свежей и чистой: «Эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и не уступает водам, только что взятым из источников».

Отлученным от Причастия, согласно древним канонам, разрешалось вкушать агиасму – великую святыню, то есть крещенскую воду, для помощи в покаянии.

Уже тысячелетиями верующие знают, что крещенская вода – это великая святыня и должна храниться в святом углу под иконами.

Как употребляли крещенскую воду наши святые

Наши святые постоянно употребляли святую воду в борьбе с грехом, болезнями и лукавым духом. Святитель Феофан Затворник молодым монахом был проездом в Одессе. Из записок архим. Порфирия (Успенского) мы узнаем рассказ свт. Иннокентия (Борисова), что монах Феофан, будучи еще студентом Академии, свою келью просил часто окроплять святой водой для защиты от искушений лукавого. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им пить святую богоявленскую воду. Преподобный Амвросий Оптинский послал умирающему крещенской воды – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, прекратилась. Преподобный Кукша Одесский, когда шел в мир и когда возвращался, окроплял себя святой водой.

Мысли новомучеников о святой воде

Новомученики относились очень серьезно к богоявленской воде. Они считали, что через неё не передаются никакие болезни. Она великая святыня. Сщмч. Кирилл Казанский однажды, будучи молодым викарным епископом в Петербурге, освящал воду в присутствии всей царской семьи. Тогда в столице лютовала эпидемия холеры. Санитарная комиссия во главе с протестантом-доктором распорядилась освящать кипяченую воду в бочке возле Невы. Владыка Кирилл отказался, указав на Священное Писание: «Все, что не от веры – грех». Император согласился с епископом. Освящали воду в реке, и никто не заразился.

Новомученики – наши современники, и проблемы нашего века уже волновали их сердца. Их основная мысль: человек неотделим от природы. Мы призваны быть добрыми хозяевами мира, призваны освящать творение своей жизнью во Христе. Сщмч. Сергей Мечев в своей проповеди на Богоявление говорил: «Сегодня еще мы молились: «Помилуй нас и мир Твой…” Мы в христианском сознании не отделяем себя от того мира, в котором живем, и Христос явился на Иордан не только для того, чтобы восстановить падшее человеческое естество, но и обновить всю тварь через естество водное. ‟Ты во Иордане крещся, Спасе наш, воды освятил еси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй”».

Святые еще глубже современных борцов за экологию планеты осознают роль природы в жизни человека. Мы призваны хранить мир не только потому, что нашим потомкам жить в нем. Мы призваны его хранить потому, что Бог, наш общий Творец, призывает нас к этому: «Господь освятил водное естество, чтобы через него освятить и всю природу». Наши святые сродники учат, что в этот величайший праздник Господь обновляет Собою водное естество, и через это обновляется вся природа и получает снова свою одежду первую, какую и мы получили в крещении.

Сщмч. Сергий задается вопросом: почему именно через воду освящается мир и человек? И отвечает: «Вода с самых первых дней творения является одухотворяющим, освящающим естеством. Еще не было мира, а Дух Божий носился над водами, как над самым чистым. Через воду в Ветхом Завете совершалось очищение. ‟И окроплю вас чистою водою, – говорит пророк Иезекииль, открывая тайну духа, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам” (Иез. 36:25–26). Каждый из нас при духовном рождении освящается Иорданским крещением… через то же водное естество освящается и вся природа».

Церковь посредством своего богослужения раскрывает нашу связь со всей природой, которую мы утеряли через суету и греховность. Мы призваны это осознать. Это часть покаяния, часть изменения образа мыслей: мы не что-то отдельное от творения, мы все вместе созданы Богом. Мученик указывает на великую связь человека и природы. Господь сделал материю служительницей нашего спасения: «Разве можно говорить, что есть человек и мертвая материя, когда водою совершаем мы Таинство Крещения – совершается рождение вновь, духовное рождение. Эта самая обыкновенная вода получает духовные дары благодати, она освящается, и через нее мы освящаемся. Другое великое Таинство – Миропомазание – совершается через миро. Миро – простое благоуханное вещество, но оно, освятившись, приобретает те свойства, которые дают нам, миропомазанным, дары Святого Духа. Вот хлеб и вино – освященные и предложенные, они являются как Тело и Кровь Господа, и они нас делают Телом Христовым, когда мы ими приобщаемся, как говорит Иоанн Златоуст. Стало быть, эта связь наша с видимой природой так тесна, потому что все, что живет, живет как создание Божие, живет своим Творцом – Истинной Жизнью».

Святитель Лука Крымский о святой воде говорил так: «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».

Сщмч. Сергей Мечев замечал, что крещенская вода – это вода, которая живет и несет в себе освящение, истинное нетление, омывая нас «банею пакибытия» (Тит. 3:5). В Таинстве Крещения дает нам духовное рождение, освящает и неодушевленную и одушевленную тварь: и растения, и животных – всю  природу, которую человек в своей слепоте называет мертвой».

Новомученики очень сожалели, что к святой воде относятся непочтительно, присылают соседей и друзей за водой, а не сами приходят. Берут воду, как будто она собой не представляет никакой святыни: «Когда, наконец, святая Церковь уже прямо призывает ‟почерпать воды из источников спасения”, они или не идут, или посылают за себя других на краткое время. Да и если приидут, для них, не приготовившихся почерпать воды ‟из источников спасения”, в том, что видят они здесь в церкви в спасительный день Господень, нет никакого таинства: они с рассеянным шумом черпают как бы обыкновенную воду и затем ставят ее куда-либо в угол, чтобы забыть на целый год», – жаловался сщмч. Фаддей (Успенский) в своей проповеди народу.

Святая вода, как утверждают новомученики, «есть вода спасения, не только для уврачевания болезней телесных, Господь подает дар святости этой воде ради главным образом освящения душ, для очищения их от скверн страстей, для отгнания всяких сопротивных сил… Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца».

Условия принятия святой воды в пользу и во здравие

В этот день, по мысли сщмч. Сергия Мечева, мы призваны «почувствовать свою связь с обоими мирами, с миром горним и миром дольним». Бог призывает нас к покаянию, желанию жить в мире с Его творением. Для этого необходим большой труд.

Сщмч. Фаддей (Успенский) говорил, что мы «должны употребить все усилия, чтобы собрать рассеянные мысли и чувства и привести в порядок, дабы явиться Христу в виде, который не оскорбил бы Его. Чем дальше от Него блуждало сердце в дни Святок и теряло теплоту любви ко Христу, тем большее усилие нужно употребить, чтобы очистить весь сор, в душе накопившийся… Чем больше накопилось в душе дел, смутивших совесть, тем глубже нужно хотя бы воздыхать, хотя бы чрез то сбросить часть лежащего на душе бремени страстей и легче подойти ко Христу, к Себе зовущему: Жаждущие! Идите все к водам… Послушайте Меня внимательно… и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша (Ис. 55:1–3)!».

Новомученики призывают нас быть с Богом – и тогда святая вода будет нам водою освящения: «Когда самое сердце начнет омываться потоками умиления, когда будет окропляться и ‟помазываться” слове­сами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить ‟реки воды живой”, токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, – тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась ‟источником воды, те­кущей в жизнь вечную”».

Иерей Андрей Гавриленко

По материалам сайта pravlife.org