Дорогою добра: из опыта работы школы по православному краеведению

Выступление учителя 2 квалификационной категории ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка» Скурат Юлии Евгеньевны на семинаре «История Православия родного края: опыт и методика изучения» 28 февраля 2018 г.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остается духовно-нравственное. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. К его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Современный национальный воспитательный потенциал – это высоконравственный, творческий. Компетентный гражданин Беларуси — понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А ориентиры есть там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живёшь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства.

Краеведение в этом случае выступает той связующей нитью, которая тянется от прошлого, через настоящее — к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике.

Город Полоцк, как известно, богат своей историей, имеет огромный краеведческий потенциал, славится великими людьми, просветителями: святой преподобной Евфросинией Полоцкой, святителем Симеоном Полоцким, белорусским первопечатником Франциском Скориной. В Полоцком регионе работают воскресные школы при епархии, православных храмах. В городе с вековой историей краеведение является одним из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего города, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Нам важно не только дать детям прочные знания, но и сделать большой шаг в воспитании личностных качеств.

Говоря о краеведении, чаще всего выделяют такие направления, как историческое, географическое, искусствоведческое, экономическое. Однако в последнее десятилетие все чаще встречается понятие «церковное» или «православное краеведение», которое предусматривает знакомство с историей создания древних и современных храмов, монастырей, часовен, исторических памятников, появления святых источников, а также с судьбами исторических лиц и простых граждан, связанных с изучаемыми местами.

Имя святой преподобной Евфросинии Полоцкой, которое носит наша школа № 18 г. Полоцка, определяет и ее миссию – воспитание духовности и нравственности подрастающего поколения. Школа является городской экспериментальной площадкой по разработке, апробации духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе православных, морально-духовных, нравственных традиций славян.

Школа построена по оригинальному проекту, в новом микрорайоне города, основным населением которого являются молодые семьи. Эти факторы и определили необходимость создания с одной стороны, среды, которая бы опиралась на традиции Православия и духовности, богатейший краеведческий потенциал региона, с другой стороны — была мобильна, современна и отвечала запросам родителей и учащихся.

Нами определены следующие направления по воспитанию духовности (Приложение 1).

Учащиеся и учителя нашей школы совершают паломничества к святыням полоцкой земли.

Основная цель паломничества – поклонение христианским святыням, присутствие на богослужениях и участие в церковных Таинствах, посещение святых источников.

Традиционным стало посещение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря – признанного центра белорусского Православия, — чтобы приложиться к мощам святой Евфросинии и поклониться воссозданному Кресту Преподобной – символу возрождения белорусской духовности, настоящей сакральной святыне, а также посетить Спасо-Преображенскую церковь с уникальными фресками XII века.

Беседуя с насельницами монастыря, учащиеся задают много вопросов касающихся духовной жизни, понимания молитвы, отношения к людям, характера, дисциплины.

Просто знать историю своей страны – мало. Стала очевидной необходимость возврата к утраченным духовным ценностям, которые на протяжении длительного времени ориентировали человека на понимание важных жизненных истин, соблюдение норм поведения в быту и в общественной жизни.

Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать интерес и уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранения.

В школе разработан и ведется курс занятий «Введение в Полоцковедение» (1-4 классы) и «Полоцковедение» (5-8 классы). Значительное место в нем занимает православное краеведение (Приложение 2).

Цель проведения данного курса заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей родного края и православной культуры. Таким образом, раскрывается роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций, формируется активная жизненная позиция, социальная ответственность учащихся, бережное отношение к историко-культурному наследию своего края. Создаются условия для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям. Темы курса предусматривают знакомство с историей создания древних и современных храмов, монастырей, часовен, исторических памятников, а также с судьбами исторических лиц, связанных с этими местами.

Занятия в каждом классе объединены общей тематикой:

в 1 классе – «Мы – полочане»,

во 2 классе — «Мой зелёно-голубой край»,

в 3 классе — «Мы гордимся тобою, Полоцк!» (Полоцк – духовный, культурный и промышленный центр),

в 4 классе — «Полоцк в моём сердце».

Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания пронизывает собой и подчиняет себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, а развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. И для нас, тех, кто поставил своей целью воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей, главным в работе можно считать православное краеведение, которое дает возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать уроки с факультативными занятиями и внеклассными мероприятиями. На данном этапе разработан целый учебно-методический комплекс, в который входит рабочая тетрадь, поурочные разработки, методические рекомендации учителям и подборка презентаций и фильмов для каждого года обучения.

Главным объектом изучения является исследование и знакомство с историей родного края. Построение содержания курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений. В программе рассматривается история создания древних и современных храмов г. Полоцка, монастырей, часовен, исторических памятников, персоналии святых, общественных деятелей, ученых, влияние Православия на развитие социально-экономической и духовной жизни региона. Важным аспектом проведения факультативных занятий является ознакомление учащихся с музыкально-певческой культурой, которое предусматривается в содержании некоторых тем. Все это обуславливает возможность установления и реализации межпредметных связей с содержанием таких учебных предметов, как «Человек и мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Русская литература», «Белорусская литература». Мотивация изучения родного края определяется исходя из одной из целей обучения и воспитания – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами православной культуры через познание окружающего мира и родного края.

На занятиях факультативного курса «Введение в Полоцковедение» учителями школы используются следующие формы работы:

— этические беседы;

— изучение жития святых, изучение истории иконописи в Спасо-Преображенском храме;

— изучение святынь древнейших городов епархии;

— изучение истории монастырей епархии;

— практические занятия по составлению туристических маршрутов по местам Полоцка;

— исследовательские работы по православному краеведению;

— работа с краеведческой литературой;

— экскурсии в музеи и исторические места родного города, по православным местам;

— создание мультимедийных презентаций;

— создание проектов «Святыни Полоцкой земли»;

— проведение виртуальных, заочных, обзорных экскурсий;

— посещение святых мест Полоцка и Беларуси.

Нашим учащимся предлагается следующая тематика занятий, связанных с православным краеведением:

1 класс

Кем и чем гордится Полоцк (Полоцк исторический):

— многочисленность церквей;

— просветители (Франциск Скорина, святитель Симеон Полоцкий);

— просветительница земли белорусской преподобная Евфросиния Полоцкая;

— знаменитые исторические места Полоцка (Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Богоявления).

Интересные места нашего города:

— Музей книгопечатания;

— Краеведческий музей;

— Картинная галерея;

— Детский музей и т.д.

Я по Полоцку иду (заочная экскурсия)

Мы рисуем Полоцк:

— фрески Спасо-Преображенской церкви;

— иконопись в храмах монастыря;

— зодчий Иоанн;

— старинная церковная архитектура.

Литературно-музыкальная композиция «Мы – Полочане!»

2 класс

Зелено-голубой город. Главные площади Полоцка

Природа – это дом, украшенный трудом

Улицы нашего города (исследовательская работа)

3 класс

Полоцк – один из древних городов Беларуси:

— городище;

— Софийский собор.

Полоцк – духовный, культурный и промышленный центр

— Спасо-Преображенская церковь;

— крест преподобной Евфросинии Полоцкой.

Экскурсия в краеведческий музей

4 класс

Там, где все начиналось…

— Знаменитые предки, святые Полоцкой земли

Просветители Земли полоцкой

Экскурсия «Святыни Полоцкой земли» (Спасо-Евфросиниевский монастырь)

Знаменитые современники Полоцка – архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий

Экскурсия в Софийский собор

Полоцк – вчера, сегодня, завтра

Параллельно с факультативным курсом «Введение в Полоцковедение» для младших школьников успешно работает Малая Академия наук – научное общество учащихся 1-4 классов.

Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, во время которой происходит взаимопроникновение в духовный мир и как результат данного процесса — теснейшее духовное сближение самых близких людей, что особенно важно в условиях дефицита общения детей и родителей!

Исследовательская работа в городе со столь древней историей не может не заинтересовать учителя, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Главными целями этой работы являются обогащение духовного мира ребенка, формирование патриотизма. Развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-духовными ценностями Полоцка. Широкие возможности, открывающиеся в рамках краеведения, вместе с тем возлагают и определенную ответственность, ведь главная задача учителя состоит в том, чтобы знания, переданные детям, в конечном счете стали основой духовности, правильного эмоционального восприятия.

Как же добиться, чтобы за сухими историческими фактами дети ощутили пульс жизни ушедших поколений, чтобы выдающиеся люди минувших времен стали для них понятны и близки, чтобы доблесть предков затронула их души, рождая чувство гордости за родную землю? Один из способов достижения данных целей мы увидели в реализации проекта по организации исследовательской деятельности «Любимому городу посвящается…. Его результатами стали:

Подпроект «История одного памятника», подготовлены следующие темы: «История памятника святителю Симеону Полоцкому», «История памятника преподобной Евфросинии Полоцкой», «История Софийского собора», «История памятника Иоанну Строителю», «История Спасо-Евфросиниевского монастыря», «История возникновения и развития епархии», «История монастырей епархии», «Святыни епархии, города».

Подпроект «История одной улицы», подготовлены рефераты: «История улицы преподобной Евфросинии Полоцкой», «История будущей улицы Рогнеды».

Подпроект «Настоящий полочанин», учащиеся совместно с родителями подготовили материалы на следующие темы: «Преподобная Евфросиния Полоцкая – духовная наставница земли белорусской», «История жизни настоящего Учителя– святителя Симеона Полоцкого», «Первый книгопечатник – Франциск Скорина».

Учащиеся 9-11 классов выяснили, что в самом Полоцке насчитывалось 9 церквей: Свято-Николаевский кафедральный собор, в нем два придела – Архистратига Михаила и во имя Святого Александра Невского; Софийский собор с чудотворной иконой Божией Матери и южным приделом во имя святителя Тихона Задонского; церковь во имя Святого Апостола и Богослова Иоанна; Церковь во имя Архистратига Михаила, на кладбище за рекой Полотой; Свято-Покровский приход, церковь в честь Сошествия Святого Духа; Свято-Николаевская (домовая) в здании кадетского корпуса; Свято-Николаевская (домовая) при учительской семинарии; Церковь во имя Спаса Нерукотвореннаго при мужском духовном училище. Творческие группы учащихся получили задание изучить историю каждой из них в отдельности. Пределы Полоцкой епархии (1995 год) изучают учащиеся 10 классов. Материал о Полоцких архиереях и их деятельности в XIX и начале XX веков собран и находится в Евфросиниевском зале нашей школы.

Таким образом, исследовательская деятельность дала возможность получить удовлетворение детям и их родителям от совместной деятельности, и вместе с этим — с каждой новой работой расширить границы своего кругозора. И у тех, и у других росло чувство гордости за свой город, за свой народ, его историю, без которой нет и не будет настоящего и будущего.

Не прекращается работа по православному краеведению и в 5-9 классах. Здесь успешно реализуется курс «Полоцковедение», который призван формировать познавательный интерес и уважение к историческому, культурному и православному наследию Полотчины. Изучение тем курса содействует воспитанию патриотизма, уважения к истории Полоцкой земли, её культуре, её православным просветителям, стремлению сохранять и приумножать достижения родного края. Содержание курса выстраивается комплексно, делается попытка объединить знания, которые получены учениками на уроках истории, географии, белорусской и русской литературы, на встречах со священнослужителями, из православной литературы.

Работа учителя по данной программе предусматривает творческий подход, широкое использование знаний по истории православия в Полоцке, материалов выставок и музеев Полоцка, различных статей периодической печати, художественных произведений и публицистической литературы и ориентирована на организацию самостоятельной и творческой деятельности учеников. Используются различные формы занятий:

Диспуты;

составление эссе и заочных путешествий по святым местам Православия, паломничеств;

написание рефератов и творческих работ;

посещение музеев, монастыря, церквей, походы по родному краю;

встречи с церковнослужителями;

просмотр православных краеведческих видеофильмов;

встречи с ветеранами.

Большое внимание в данном курсе уделяется и патриотическому воспитанию, темам, связанным с Великой Отечественной войной. Созданы разнообразные презентации:

«Великая Отечественная война в Полоцке»

«Александр Константинович Горовец»

заочные, обзорные и виртуальные путешествия:

«Полоцкий укрепрайон»

«По местам боевой славы»

«Город, опаленный войной»

разработаны интересные уроки:

«Жизнь и подвиг последнего Героя Советского Союза на Витебщине – Степана Афанасьевича Пашкевича»

«Подвиг 23 гвардейцев».

Такой интерес к истории и современности своего города, к людям и памятным православным местам доказывает результативность курса «Полоцковедение». «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», – говорил А. С. Пушкин.

Таким образом, опыт работы школы по православному краеведению помогает создать условия для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям. Сегодня материалы по православному краеведению востребованы как в образовательном, так и в воспитательном процессе. В них раскрывается роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций. Формируется активная жизненная позиция, социальная ответственность учащихся, бережное отношение к историко-культурному наследию своего края.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛОЦКОВЕДЕНИЕ

(факультативный краеведческий курс для 1-4 классов)

Авторы-составители: А.Д. Чабан, Л.Н. Никрашевич, В.Г. Бережкова

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание –

это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее горе,

это наши слезы, наша вина перед

другими людьми.

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Патриотизм –  это отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей малой родины. В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.

Воспитание православным краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего города, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми». Эти слова великого педагога могут стать жизненно важным девизом каждой семьи. Помочь воспитать ребенка – задача учителя. Нам, педагогам, важно не только дать детям прочные знания, но и сделать большой шаг в воспитании личностных качеств.

Наша школа находится в удивительно красивом городе, богатом культурным наследием, которое передаётся из поколения в поколение. Полоцк – один из наиболее древних городов нашей Родины и имеет богатую, славную историю. Современный Полоцк – это город музеев и памятников, парков и скверов, фестивалей и праздников культуры, науки, спорта.

Город Полоцк обладает особым воспитательным потенциалом, который необходимо использовать в нравственном и духовном воспитании детей. Именно малая родина играет значительную роль в жизни каждого человека.

Предлагаемая программа реализуется в рамках городской комплексно-целевой программы «Мы – полочане», приоритетным направлением которой является православное краеведение.

При проведении занятий участниками учитываются принципы: научности, последовательности, доступности, занимательности, единства группового и индивидуального подхода, систематичности, результативности. Разнообразные формы занятий привлекают учащихся своей новизной, вызывают интерес, поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки. Православная краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями.

В помощь учителям разработаны модели уроков по тематике занятий и созданы рабочие тетради на печатной основе.

Цель: воспитание личности ребёнка, его нравственной, эстетической и экологической культуры через организацию православной краеведческой работы.

Задачи программы:

Познакомить учащихся начальных классов с историей родного города, историей Полоцкой епархии.

Пробуждать и развивать познавательный интерес к историческому и культурному наследию родного города.

Совершенствовать организацию и содержание обучения и воспитания подрастающего поколения средствами православного краеведения.

Вырабатывать навыки анализа и сравнения, осознанно подходить к решению проблем гражданского развития родного края в прошлом, настоящем и будущем.

Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории, бережного отношения к природному и культурному наследию г. Полоцка.

Создавать условия для активного включения учащихся в общественно-значимую деятельность, способствующую воспитанию чувства сопричастности к жизни города.

Повышать профессиональный уровень педагогов по организации проектной деятельности обучающихся с использованием средств православного краеведения и ИКТ.

Обогащать уровень знаний педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи, школы и Церкви.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы должна внести значительный вклад в формирование личности каждого учащегося, способствовать развитию чувства гордости за свою малую родину, воспитывать любовь и чувство ответственности за судьбу своего края. Краеведческая программа «Введение в Полоцковедение» (1-4 классы) имеет большую познавательную ценность, служит основой культурного и морального совершенствования учащихся, помогает гражданскому становлению младшего поколения, его духовному становлению.

В результате реализации программы

педагоги:

получают возможность взаимного обогащения опытом;

повысят свою профессиональную компетентность в организации и проведении краеведческой работы;

получат доступ к информационному образовательному ресурсу;

учащиеся:

приобретут первоначальные представления и элементарные знания об истории, современности и культуре города Полоцка, истории Православия, Полоцкой епархии;

получат возможность приобщаться к самостоятельной деятельности, творческому процессу, формированию интереса к познанию окружающего мира;

пазовьют информационно-коммуникативные умения: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию в соответствующей литературе, преобразовывать её, пользоваться справочником, энциклопедиями;

родители:

принимая участие в подготовке и проведении занятий по курсу «Введение в Полоцковедение», войдут в образовательное пространство школы и получат возможность иметь информацию о процессе обучения и развития своего ребёнка, расширят свои знания о Православии;

Принципы, которыми необходимо руководствоваться

Принцип научности – самообразовательная деятельность должна основываться на научных трудах, на достоверной и проверенной информации.

Принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом «от простого к сложному».

Принцип доступности – простота усвоения материала.

Принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к объекту изучения, вызвать стремление к получению знаний.

Принцип наглядности – использование широкого круга наглядных пособий, делающих самообразовательный процесс более эффективным.

Принцип единства группового и индивидуального подхода.

Принцип систематичности – изучение нового материала, опираясь на ранее полученные знания и умения.

Принцип результативности – соответствие цели самообразования возможностям их достижения.

Основные направления деятельности педагога

Повышение уровня профессионально-педагогической культуры учителей путём внедрения новых моделей методической работы, прогрессивных образовательных технологий.

Повышение уровня обученности, воспитанности или социализации учащихся.

Повышение качества образования учащихся средствами инновационных технологий.

Самоопределение, саморазвитие и самообразование как учащихся, так и учителей.

Интеллектуально-творческое развитие личности учащихся.

Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

Разработка и внедрение пакета программ компьютерного и информационного обеспечения инновационной деятельности.

Формы организации работы с учащимися

Комбинированное занятие с использованием ИКТ.

 Проектно-исследовательская деятельность.

Экскурсии, музейные уроки.

Активные формы работы (викторины, конкурсы, игры, тестирование, заочные путешествия, КТД, встречи с интересными людьми г. Полоцка, устный журнал).

Посещение православных храмов.

Изучение житий святых.

Формы реализации обратной связи с учащимися

Тесты;

Карточки;

Творческие работы.

Отметки по курсу не выставляются, но необходимо, чтобы учащиеся уже в 3-4 классах знали, что полученные знания они смогут использовать на уроках литературного чтения, курса «Мая Радзiма – Беларусь» и далее на II и III ступенях обучения.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

для 1-4 классов

«ВВЕДЕНИЕ В ПОЛОЦКОВЕДЕНИЕ» 40 часов

1 КЛАСС

«Мы — полочане!»

  1. Город, в котором мы живем.
  2. Наш район, улицы.
  3. Кем гордится Полоцк?
  4. Чем гордится Полоцк?
  5. Интересные места нашего города.
  6. «Я по Полоцку иду…» (заочная экскурсия)
  7. Мы рисуем Полоцк.
  8. Экскурсия. Детский музей.
  9. Урок — викторина «Наш город».
  10. Литературно-музыкальная композиция «Мы — полочане!»

2 КЛАСС

«Мой зелёно-голубой город»

Мой зелёно-голубой город.

Язык парков, скверов, улиц. Старт исследовательской работы.

Осенняя мозаика нашего города.

Экскурсия в Экологический Музей.

Зимний калейдоскоп. Операция «Кормушка».

Улицы нашего города. Итоги исследовательской работы.

Лёгкие крылья весны. Весна в нашем городе.

Природа – это дом, украшенный трудом.

 Тропой Берендея. Экскурсия в экологический центр города.

Обобщающее занятие «Месяц за месяцем…»

3 КЛАСС

«Мы – гордимся тобою, Полоцк!»

 (Полоцк – духовный, культурный и промышленный центр)

Полоцк – духовный центр Беларуси.

Полоцк – культурный и промышленный центр.

Полоцк – один из древних городов Беларуси.

Полоцк – географический центр Европы.

Промышленный Полоцк.

Основные предприятия города Полоцка.

Экскурсия «Полоцк промышленный».

Они защищали Родину.

Экскурсия в музей Боевой Славы.

Обобщающее занятие «Мы гордимся тобою, Полоцк!»

4 КЛАСС

«Полоцк в моём сердце»

 Там, где всё начиналось…

Знаменитые предки (Рогвалод и Рагнеда. Всеслав Чародей).

Просветители земли Полоцкой (преподобная Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, святитель Симеон Полоцкий)

Святыни Полоцкой земли. Спасо-Евфросиниевский монастырь (экскурсия).

Знаменитые современники Полоцка.

Полоцк – центр национальных культур и ремёсел.

Экскурсия в музей национальных культур и ремёсел.

Полоцк культурный. Калейдоскоп творчества.

Полоцк музыкальный.

Обобщающее занятие. Полоцк – вчера, сегодня, завтра. Полоцк будущего: каким ему быть?

Презентация

Православные библиотеки