Эта особая первая исповедь

Первая исповедь – очень важное событие в духовной жизни ребенка. Она может запомниться как момент встречи с милующей очистительной любовью Бога, а может быть воспринята как незваное вторжение в тайны детской души, попытка ее «взломать». А значит, к первой исповеди ребенка, безусловно, необходимо готовить. Но как это сделать? Об этом на примере суждений святых отцов, известных пастырей и авторитетных богословов размышляет Светлана Бенаш, директор Воскресной школы гродненского храма во имя Собора всех белорусских святых.

Подготовка к первой исповеди имеет принципиальное значение, потому что к этому времени дети должны в большей или меньшей степени как-то определиться с тем, что, во-первых, они называются христианами не- случайно – это значит, что они верят в Бога, доверяют Ему и стараются жить по любви; во-вторых, они уже наравне со взрослыми несут ответственность за свои грехи и их последствия.

По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте, на рубеже перехода из детства в отрочество. Согласно психолого-педагогическим особенностям, дети данного возраста четко видят различие хороших и плохих поступков, а также их последствия, но говорить о том, что это осознанное покаяние, пока еще рано. Первая исповедь является своеобразным ключом, который помогает ребенку открыть дверь в самостоятельную духовную жизнь.

Первая исповедь может запомниться как момент подлинной встречи с милующей очистительной Божьей любовью, а может стать неприятным действием, когда в душу бесцеремонно вламываются и требуют рассказать о ее тайнах – может быть, глубоко спрятанных, грустных для ребенка. Для того, чтобы его первый опыт стал положительным и принес соответствующие плоды, необходимо начать беседы об исповеди задолго до этого события.

Ребенку очень важен духовный опыт. Если он почувствует благодать и духовную радость в результате Причастия или Покаяния, если он почувствует и примет любовь Божию, любовь Церкви к себе, то будет готов не только прийти еще и еще раз, но и являть такую любовь по отношению к другим и молиться об этом.

В чем же заключается подготовка ребенка к первой исповеди? Ответ на этот вопрос неоднозначен и многогранен, более того, актуален во все времена существования христианства, так как дети крестятся и причащаются по вере родителей. Причем под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни человека. И если между хождением в храм и реальной жизнью существует разрыв, а порой и полная непересекаемость, то духовная атмосфера в семье, за пусть даже внешней добропорядочностью, отсутствует напрочь. В таком случае ребенок интуитивно воспринимает все Таинства как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. Это, в свою очередь, вызывает у него – опять-таки интуитивно – реакцию отторжения!

Не случайно святые отцы и богословы всех времен уделяли и уделяют особое внимание ответу на вопрос о подготовке ребенка к первой исповеди. Она неотъемлемо связана с процессом воспитания, и прежде всего воспитания семейного. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди». Исходя из того, что воспитание – это сложный и продолжительный процесс, подготовка к первой исповеди не может быть скоротечной.

По словам священника Максима Каскуна, подготовкой к первой исповеди является ни что иное, как передача духовного опыта. Таким образом, родители должны готовить ребенка все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить его к первой исповеди так, что этот день будет для него праздником.

Учитывая тот факт, что у ребенка к семи годам мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное, его представление о Боге формируется постепенно, по образу отношений его с родителями. Если в семье отношения строятся на любви, то нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство раскаяния и желание не повторять скверные поступки. Исходя из вышесказанного и проанализировав бесценное литературное наследие святых отцов и современных богословов, можно утверждать, что основная роль в подготовке к первой исповеди отводится родителям. С самого рождения ребенка они исполняют роль духовника. Они воспитывают ребенка, учат хорошему, предостерегают от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына и дочери авторитетом навсегда, даже когда сам этот ребенок станет взрослым. Главная задача родительского воспитания – постараться в ходе подготовки к первой исповеди сделать все возможное для того, чтобы она стала толчком к рождению чего-то нового в душе ребенка.

В ходе подготовки следует побуждать ребенка не к тому, как исповедоваться, а к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребенком взрослый показывает свое отношение и понимание исповеди.

Когда мы идем причащаться и осознаем свой немирный дух или те обиды, которые причинили другим, мы, прежде всего, должны со всеми примириться. Все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к Таинству исповеди. От отношения ребенка к первой исповеди часто зависит его последующее отношение к этому великому и спасительному Таинству. Благодаря правильной подготовке ребенка к первой исповеди он придет к пониманию того, что его поступки (хорошие и плохие) – не что-то случайное и малозначительное, несущественное. В поступках проявляется его сущность, характеризуется его личность. Эти поступки могут как приближать юного христианина к Богу, так и отдалять от Него. Такое понимание формирует правильное отношение ребенка к Таинству исповеди и способствует тому, что начав исповедоваться, ребенок начнет учиться относиться к своей жизни совершенно сознательно и ответственно. Таким образом, постепенно исповедь для ребенка из необходимости перерастет в потребность. Какова же ситуация на практике?

К сожалению, на практике ситуация иная. Имея за спиной атеистическое прошлое, мы не можем не чувствовать его последствий. Во многих семьях долгие годы отсутствовал духовный опыт, а в тех, где он в какой-то мере сохранялся и передавался, он не поддерживался жизнью и превратился в лучшем случае в традицию, а в худшем – в формальность. В связи с этим Церковь столкнулась с очередной проблемой: мотивация к исповеди со стороны родителей в большинстве случаев не имеет ничего общего с внутренним смыслом самой исповеди. Как правило, при этом ни дети, ни родители не понимают сути Таинства и даже часто путают Исповедь с Причастием, так как с семейной атмосферой, с духовным опытом семьи эти Таинства вообще не связаны. В данном случае они, к сожалению, исполняются как обряд.

Не менее сложная ситуация бывает и в так называемых воцерковленных семьях, где родители, как правило, воцерковились, уже будучи взрослыми людьми. У них отсутствует опыт подготовки к исповеди именно в детстве, они не ощутили сами соответствующих чувств и переживаний, им сложно понять состояние ребенка, они могут лишь предполагать, что происходит у него в душе. В большинстве случаев такие родители забывают, что ребенок – это не маленький взрослый. Таким семьям следует помнить, что ребенок должен каяться в том, что он осознает как грех. А это возможно лишь при условии, что в семье очень четко будет определено, что хорошо, а что плохо. Не стоит профанировать Таинство покаяния, которое ребенок не способен воспринять во всей глубине в силу своих возрастных особенностей. Главное, о чем нужно думать, – чтобы посещение службы, исповедь и Причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить.

На основании сложившейся ситуации помочь в решении данной проблемы были призваны приходские воскресные школы. Роль родителей в подготовке детей к первой исповеди заменили преподаватели. Но совершенно очевидно, что это вынужденная мера, и даже самый талантливый педагог не в силах заменить семейное воспитание и влияние родителей. Более того, если далее постоянно следовать этой практике, то можно прийти к плачевным результатам. Сегодня у многих родителей сознание воспитано в «потребительских» рамках, по принципу: «Дайте ребенку таблетку, и проблема исчезнет». Задача воскресной школы – помочь родителям приобрести недостающие знания и показать им необходимость участия в духовном развитии ребенка, то есть, по сути, вернуть им главенствующую роль в данном вопросе. Они должны понять, что никакая «таблетка» здесь не поможет.

Хорошо известно, что научить другого можно только тому, что умеешь сам. Вот почему родители смогут научить своих детей труднейшему искусству покаяния, только если у них есть собственный опыт. Дети должны видеть напряженную покаянную работу, которую родители совершают сами, готовясь к исповеди. Это одна из причин, по которой воскресные школы не могут в полной мере подготовить ребенка к первой исповеди. Преподаватель в рамках урока не может показать детям эту работу, он может о ней лишь рассказать, но этого мало для серьезного и осознанного восприятия. Воскресная школа должна иметь скромные установки. Как лозунг врача – «не навреди», так и лозунг преподавателя – «не помешай» духовному развитию, не застопори, не отдали ребенка от Бога, но всемерно содействуй доброму духовному движению его сердца. Не следует забывать и о Промысле Божием относительно каждого человека.

Цель подготовительного класса воскресной школы – помочь понять и осознать, как детям, так и родителям, что они проходят только первые уроки в школе покаяния, в которой будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота первой исповеди, ее содержание, сколько правильная настроенность и понимание того, что только с участием совести покаяние может принести плоды.

Какими могут быть рекомендации по подготовке детей к первой исповеди?

  • Подготовка к исповеди должна совершаться в атмосфере любви, кротости, с теплым участием; нельзя допускать раздражительности и нетерпеливости.
  • Важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки.
  • Не указывать на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а убедительно показывать их вред.
  • Важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь.
  • Очень важно найти время обсудить какой-то поступок книжного героя или киногероя и постепенно сделать вывод, как правильно поступать в той или иной ситуации.
  • Рассказать ребенку, что перед исповедью необходимо со всеми примириться, так как дети часто обижаются и обижают других.
  • Донести до ребенка суть покаяния, чтобы, начав исповедоваться, он не перешел на зазубренные фразы, без участия души.
  • О том, что такое грех, рассказывать в общих чертах, на примерах, но не указывать на известные грехи ребенка.
  • Важно объяснить, что при совершенно искреннем, честном, правдивом исповедании грехов они полностью устраняются из души.
  • Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное.
  • Не следует формировать у детей представление о Боге как о всевидящем прокуроре. Богом пугать ни в коем случае нельзя. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы спасти его.
  • Отношение Бога к человеку перед исповедью проще всего объяснить ребенку на примере семьи. Как отец не может радоваться плохим поступкам своего сына, так и Бог не ищет в них только повод, чтобы наказать. И как родитель любит свое дитя, каким бы нерадивым оно ни было, так и Господь покрывает все наши грехи Своим безграничным милосердием. Бог ждет от нас полного доверия – только и всего. Такие доверительные отношения человека с Творцом, прежде всего, устанавливаются через Таинство покаяния.
  • Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что он будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними.
  • Очень важно понять, что Причастие и Исповедь – разные Таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человека.
  • Желательно, чтобы у ребенка сложились личные, доверительные отношения со священником.
  • Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет, так как у многих сегодняшних детей физиологическое взросление намного опережает духовное и психологическое.
  • Первую исповедь необходимо организовать.
  • Четко нужно осознавать, что подготовка ребенка к исповеди начинается со времени формирования его самосознания (это гораздо раньше семи лет).
  • Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство! В противном случае ребенок, затем подросток, а затем и взрослый человек не увидит в христианстве главное – Воплощенного Бога, который есть Любовь. В глазах такого человека Православие будет средством манипуляции и прямого давления.
  • Постараться не допустить потери благоговения к храму.
  • Важно, чтобы исповедь переживалась ребенком как глубокое осознание греха, соединенное с радостью прощения от Бога при условии раскаяния и отказа от греха.
  • Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничество между наставниками и священником.
  • Необходимо советовать подготовиться к исповеди и Причастию, но ни в коем случае не заставлять ребенка. Следует помнить, что ни метод «кнута», ни метод «пряника» в данном случае не может дать ожидаемого результата.
  • Родители могут помочь ребенку подготовиться, предложив записать на листике небольшой список своих грехов. Только не нужно самим диктовать этот список, тем более, писать его вместо родного чада. Вы можете ему только что-то подсказать, подвести к размышлениям.
  • Конечно, первую исповедь и Причастие после первой исповеди нужно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей, чтобы они понимали, что покаяние – это тоже праздник, так же, как и пост. Ведь пост для христианина – это не унылое время, когда тебе всё запрещают и всё против твоей воли. Нет, это совсем другое. Это когда ты чаще обращаешь внимание на Бога, когда ты лучше живешь, когда ты получаешь больше благодати и в твоей жизни больше радости и света, меньше тьмы. Вот это дети должны почувствовать сразу.

Самое главное, что необходимо помнить при подготовке детей к первой Исповеди: нет такой доброй вещи, которой нельзя было бы испортить, и любое Таинство можно исказить. Это относится и к Таинству покаяния. Часто оно превращается в отчет о проделанных грехах без сердечного чувства, без осознания, без хоть какой-то решимости бороться с тем дурным, что мы совершили. А ведь покаяние (греч. Μετάνοια, метанойя) в том и заключается, чтобы изменить образ мысли, изменение ума, т.е. человек раскаивается – «больше никогда не буду так делать» – и никогда действительно так больше не поступает. Так вот, покаяние – это «изменение ума», т.е. понимание, отношение и решимость. Мы понимаем, что не всякий может вот так решиться, но по крайней мере – хотя бы в той степени, в какой можем – мы должны решаться измениться. В противном случае Таинство покаяния останется пустой формой и пустым отчетом о проделанных грехах.

Вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит.

И в завершение темы наставление святого праведного Иоанна Кронштадтского:

«Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг рода человеческого и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Светлана Бенаш

В тексте использовались рассуждения протоиерея Алексия Уминского, протоиерея Артемия Владимирова, протоиерея Александра Ильяшенко, протоиерея Максима Козлова, протоиерея Владимира Воробьева, архимандрита Иова (Гумерова), протоиерея Павла Гумерова, протоиерея Константина Пархоменко, священника Георгия Кочеткова, священника Александра Гумерова, доктора богословия А.И. Осипова.

По материалам сайта prichod.ru