Газета » Воскресение» 2021 г. выпуск №1

Религиозные впечатления Иосифа Семашко

Мировоззрение юного Иосифа складывалось под воздействием противоречий, в которых жила его семья. Несмотря на непризнание правительством Российской Империи дворянских прав, Семашко, согласно собственным представлениям и в глазах окружающих, принадлежали к «панскому» польскому обществу. В то же время их быт и нравы мало отличались от быта и нравов украинских крестьян. Это коренным образом повлияло на формирование личности Иосифа, который до 12 лет воспитывался в окружении простого украинского народа и увлекался его песнями, сказками и преданиями, наполненными любовью к русской старине и негативным отношением ко всему польскому.Не менее противоречивыми были детские религиозные впечатления Иосифа. Семашко были единственными униатами в родном селе. Первые годы жизни Иосиф посещал православную церковь в родной Павловке, т.к. рядом не было униатского храма. Иосиф полюбил православную службу. Когда с 10-летнего возраста родители запретили ему ходить в православный храм и начали возить его в ближайший костел, католическая служба показалась ему театральным представлением.

Из детских воспоминаний владыки Иосифа:

В латинском костеле видел я, — вспоминает святитель,- холодность к вере высшего сословия, неприличное кривляние франтов, вместо внятного богослужения — невразумительное, вместо приятного пения оглушающий орган, с ужасным ревом подпевающего органиста.

С 1809 по 1816 год Иосиф Семашко учился в гимназии г. Немиров Каменец-Подольской губернии, которую окончил первым в разрядном списке выпускников.

В 1820 г. будущий митрополит Иосиф Семашко окончил Главную духовную семинарию при Виленском университете со степенью магистра богословия и вышел оттуда не только без всяких предубеждений против Православной Церкви, но с сильным настроением против Папства.

Среди преподавателей семинарии митрополит Литовский с благодарностью вспоминал профессора ксендза А.Клонгевича, ставшего впоследствии Виленским епископом, и профессора русской словесности, переводчика И.И.Чернявского, зародившего в сердце Иосифа любовь к великой русской культуре.

Профессор семинарии ксендз Ходани говорил о Семашко:

«Он так усердно трудится, что или возведет Римскую церковь в России на высшую степень могущества, или до основания разрушит ее, опираясь на свою превратную ученость».

Состоялся 42-й выпуск отделения звонарей Минского духовного училища

5 февраля 2021 года, в день памяти святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского — небесного покровителя мастеров колокольного звона, в Минске состоялся 42-й выпуск отделения звонарей Минского духовного училища.

Квалификацию «церковный звонарь» в этом году присвоили 20 выпускникам.

Праздничный молебен в честь очередного выпуска совершил митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, в домовом храме в честь мучеников младенцев Вифлеемских прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Его Высокопреосвященству сослужили настоятель прихода и духовник отделения звонарей протоиерей Игорь Коростелев, директор Минского духовного училища протоиерей Иоанн Задорожин, духовник Братства звонарей имени святителя Павлина Милостивого и настоятель прихода вмч. Анастасии Узорешительницы в городе Минске иерей Виталий Малишевский.

Диаконский чин возглавили протодиакон Владимир Назаров и диакон Иоанн Лященко.

Далее митрополит Вениамин совершил чин поставления звонаря, в котором испросил благословение Божие на служение Матери Церкви в качестве звонаря для тех выпускников, которые закончили отделение звонарей в нынешнем году и в предыдущие годы.

В завершение Патриарший Экзарх вручил звонарям свидетельства о совершении чина поставления звонаря, а выпускникам нынешнего года также и выпускные свидетельства.

 

Церковные установления в плоскости политических устремлений

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, ректор Минской Духовной семинарии, — о возможных трагических последствиях для Вселенского Православия решений Константинопольского Патриархата, принятых с целью дальнейшей легитимизации ранее не признаваемого в православном мире самопровозглашенного Киевского патриархата во главе с Филаретом (Денисенко) и Украинской автокефальной православной церкви.

Православие и всех нас, судя по всему, ждут нелегкие испытания. И они, похоже, уже начались. Желание властей Украины любой ценой разорвать все отношения с Россией подошло к своему логическому завершению — разделу Церкви. Во что может вылиться раскол не только для Украины, но и для всех нас, если он будет легитимизирован решением Константинополя об автокефалии, об этом – интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, поступок Константинопольского Патриарха буквально потряс православных христиан. Похоже, что церковные установления перешли в плоскость политических устремлений?

— Конечно, очень прискорбно, что в политические процессы оказались втянутыми служители Церкви.

Буквально через несколько дней после встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Патриарх Константинопольский Варфоломей отправил в Киев своих представителей (экзархов) из США и Канады. С какой целью? С целью осуществления легитимизации ранее не признаваемого в православном мире самопровозглашенного Киевского патриархата во главе с Филаретом (Денисенко) и Украинской автокефальной православной церкви. Конечно же, это является грубейшим попранием церковных канонов, запрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви.

Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Это единство Русской Православной Церкви существует уже 1030 лет, оно восходит к 988 году, когда князь Владимир крестил Киевскую Русь. И тут вдруг спецпредставители Константинопольского Патриархата берутся проводить в жизнь решения по автокефалии, о чем каноническая Украинская Церковь не просила. Даже трудно охарактеризовать такой шаг…

— Ваше Высокопреосвященство, получается, что Константинопольский Патриархат тем самым открыто бросил вызов Русской Православной Церкви? И не только верующему украинскому православному народу, а всему мировому Православию вообще?

— Главная проблема заключается в том, что Патриарх Варфоломей принял не церковное, а политическое решение. Константинопольский Патриархат поставил себя вне того, что мы называем каноническим полем, то есть вне правового поля Вселенского Православия.

В Православии Глава Церкви — Господь наш Иисус Христос, потому все решения принимаются на Соборах с приглашением глав всех Поместных Церквей. Патриарх же Варфоломей решил сам себя наделить такими же (и даже бóльшими) полномочиями, чем имеет папа Римский в католическом мире. Константинопольский Патриарх претендует на политическое влияние в границах других государств, что провоцирует мощнейший гражданский и религиозный конфликт. И выступает Патриарх Варфоломей при этом на стороне раскольников, против сотен миллионов православных верующих всего мира.

Что касается Украины… Если учесть, что многие ведущие деятели киевской власти являются адептами нетрадиционных религий, далеко не симпатизирующих Православию, то возникает серьезная опасность войны религиозной. А страшнее таких войн, как свидетельствует история, не бывает.

Внеочередной Священный Синод, который состоялся 14 сентября, постановил приостановить молитвенное поминовение за Богослужением Патриарха Константинопольского Варфоломея и сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Цепкви выразил всестороннюю поддержку Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, указав на неразрывное духовное единство православных христиан братских народов Беларуси, России и Украины, «чад Русской Православной Церкви, объемлющей своим попечением историческую Русь, духовно рожденную в Киевской крещальной купели», — говорится в обращении.

— Уже ранее, Высокопреосвященнейший Владыко, радикалы осуществляли откровенный захват православных храмов в Украине. Нетрудно предположить, что это подвигнет их на еще большие беззакония?

— Конечно, это развяжет руки всевозможным авантюристам, ищущим пути для стремительной карьеры в самопровозглашенных церквах, радикалам и экстремистам, которые ищут там же легального убежища или применения своих сил для захвата храмов и церковной собственности. Это нарушит сам порядок, установленный еще со времен Апостолов, что существовал до сегодняшнего дня.

С 2014 года православные храмы Украины начали подвергаться циничным захватам, нещадным ограблениям, постоянному давлению «патриотов», предлагающих перейти под «управление» Филарета. Около пятидесяти храмов Украинской канонической Православной Церкви уже захвачено раскольниками, которые разрушили десятки церквей, осквернили и даже пытались сжечь. Известны десятки по сути рейдерских церковных захватов с силовой поддержкой праворадикалов.

Почти 12 тысяч храмов, несколько сотен монастырей и три лавры принадлежат канонической Православной Церкви. Понятно, что в случае объявления автокефалии может начаться самая настоящая религиозная война, если учесть, что непризнанный 89-летний «патриарх» Филарет открыто поддерживает радикалов и даже сам призывает к массовым репрессиям.

Если раскол будет легитимизирован таким решением Константинополя, то трудно представить, во что он выльется, а последствия такой катастрофы сложно предсказать.

— Религиозные конфликты, как правило, становятся следствием вмешательства политики в религию. Такая ситуация имеет место в современной Украине. Возможно ли подобное у нас, в Беларуси, Владыко?

— Видя, к чему привел церковный раскол в Украине, думаю, нужно сделать надлежащие выводы: нестроения в обществе никому не нужны.

«Кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) — эти евангельские слова Христа определяют отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Они устанавливают для христианства принципиально другое направление. Экономика, деньги, политика тоже важны, но все должно быть на своем месте. Это лишь средства, и никогда не могут они быть смыслом и целью человеческой жизни.

У Церкви надмирная миссия, она неподвластна временным политическим веяниям, и ее задача — спасать души, сеять в них и в целом в обществе мир и согласие.

Святого Василия спросил известный ученый-философ Эвбул: «Василий, в чем суть философии? В чем заключается самая высокая философия?» И святой Василий ответил: «Постоянно думать о смерти».

Святой Антоний так говорил своим ученикам: «Всегда вспоминайте о Вечности. Всегда думайте о том, что если вечером ты увидел закат солнца, не будь уверен, что доживешь до завтра. Поскольку не в наших руках жизнь наша».

Мы все за декорацией высоких чувств, великих земных целей ежедневно вязнем в мелочах жизни и бежим по бесконечному кругу мелкой суеты. А нужно помнить о главном: с чем уйдем к Богу и какой ответ сможем дать Ему, что наследуем в Вечности? И задавать себе этот вопрос должен каждый, независимо от рангов и званий.

«Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель», — учит преподобный Серафим Саровский. Вот и нужно следовать за Кормчим, чтобы не сбиться с курса.

— Но уж очень, Владыко, штормит сегодня море: все острее в мире ощущается угроза войны, все ожесточеннее восстает брат на брата. Вооруженные конфликты, можно сказать, охватили всю планету. Неужели мы так близки к завершению земной истории?

— Сие ведомо только Господу. Сегодня мы наблюдаем особые войны, и ведутся они по-особому — все больше не традиционными средствами, а политическими, экономическими, информационными, духовными. На повестке дня — создание единого глобального государства.

А чтобы этого достигнуть, «мировым архитекторам» нужно упразднить всякую национальную суверенную власть, стереть всякую государственность, полностью скомпрометировав историю. Церковь же, вера наша — это духовный фундамент, на котором стоит любое государство. Разрушив его, остальное рушить и не понадобится.

Как известно, в Православии глобальное государство связывают с последними временами и приходом антихриста, и потому нынешняя война против государственности — это последняя война последних времен. Неверующие, не причащающиеся Святых Христовых Таин, чуждые вразумления Духа Святого не смогут осмыслить сущность последних земных катаклизмов: все происходящее в мире будет видеться им лишь сквозь призму политики.

Нам всем нужно принести истинное покаяние, постараться изменить свою жизнь на Богоугодную. И тогда Господь повернется к нам, постепенно начнут меняться и реалии мира. Усилим молитвы, чтобы не случился раскол, чтобы мир, единомыслие возобладали во Вселенской Православной Церкви. От этого во многом зависит не только наше будущее, но и будущее народов планеты.

— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

27.09.2018

По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by