Главная роль пастыря в общении с подростком — быть рядом

23 июня 2021 года в онлайн-формате состоялась конференция викариатства г. Москвы «Пастырская коммуникация с подростками», в которой были подняты вопросы проблемного и эффективного взаимодействия священников с детьми подросткового возраста.
Конференцию открыл митрополит Дионисий, Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным викариатством города Москвы. В конференции приняли участие более сорока клириков центрального благочиния и было представлено четыре доклада, вызвавшие оживленное обсуждение. Среди докладчиков были — Т.А. Попова, кандидат психологических наук, Психологический институт РАО; В.И. Панов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук; диакон Алексей Басов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском, член комиссии по работе с молодежью при Епархиальном Совете г. Москвы, и иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения СОРОиК Русской Православной Церкви.
В своем докладе «Психолого-педагогическое основы взаимодействия пастыря с подростками в приходской общине» отец Геннадий описал возрастные особенности и психологические потребности подростков и те условия, благодаря которым взаимодействие с ними пастыря являются плодотворными.
Он подчеркнул, что по известной педагогической аксиоме, каждый ребенок развивается в контексте значимого для него взрослого, и если священник не становится для подростка значимой, положительной фигурой, личностью, с которой хочется брать пример (а нередко приходской священник — вообще единственная мужская фигура в окружении подростка, которая может стать для него авторитетной), то ни о какой работе с этими поколениями вообще невозможно вести речь.
«Безусловное принятие» — это базовое педагогическое условие для работы, которое подразумевает готовность пастыря слушать и слышать, быть участником полноценного, уважительного диалога с ребенком. «Пастырь поддерживает подростка, а не учит его, как действовать или как думать. — отметил священник. — Он приоткрывает завесу в мир своих знаний и своей веры, делится личным опытом — отношений с людьми и Богом».
Неназидательность, отказ от интонации проповеди, уважение, открытость, снисхождение к каким-то резким, провокационным формам самовыражения или высказываний подростков, но при этом принципиальность касательно ключевых морально-ценностных установках, касающихся Божиих заповедей — так можно описать позицию священника в диалоге с подростками. Отец Геннадий акцентировал внимание на том, что дети ждут не просто рационализированного объяснения христианских истин, но — свидетельства того, что ты сам живешь тем церковным опытом, о котором рассказываешь, и что так жить можно:
«Главная роль пастыря — быть рядом. Главная задача — в том, чтобы быть поддерживающим для молодого человека… просто молчать вместе. Заниматься спортом вместе. Ходить в поход вместе. Переживать вместе проблемы семьи, проблемы в школе. Вместе молиться. Вместе размышлять. Быть всегда рядом и быть вместе».
По материалам сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации pravobraz.ru