В БГУИР состоялся Круглый стол «IT страна: нравственность личности в информационном обществе»

11 мая 2018 г. в БГУИР прошел Круглый стол на тему «IT страна: нравственность личности в информационном обществе», организованный советом молодых ученых БГУИР. Открыто проблема усвоения подрастающим поколением духовно-нравственных ценностей мало обсуждается в современном обществе, однако число участников Круглого стола и присутствие на нем представителей многих столичных вузов говорит о том, что тема эта не только не теряет актуальности, но наоборот, — её значение только увеличивается.

Гостями Круглого стола были представители государственного аппарата в лице Якубович Татьяны Романовны — депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заместителя председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке; Носова Николая Федоровича — заместителя начальника управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь. На Круглый стол также был приглашен председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви — епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин.

С приветственным словом к участникам Круглого стола обратился проректор по воспитательной работе БГУИР Кузнецов Дмитрий Фёдорович. Он отметил тот факт, что, глядя на современную молодёжь, можно констатировать факт подмены нравственных ценностей. То, что является очевидным для старшего поколения, не является таковым для молодежи. Тем не менее, Дмитрий Федорович выразил мысль, что «наши дети не плохие, но они другие» и задача университетского сообщества найти способ донесения до сознания молодежи тех высоких образцов нравственного поведения, который имеется у старшего поколения.

Первым докладом на Круглом столе стало выступление заведующей кафедры философии БГУИР Малыхиной Галины Ивановны. В своем докладе Галина Ивановна рассуждала о нравственном кодексе БГУИР как инструменте духовно-нравственного становления личности. Говоря о современном состоянии нравственного развития, докладчица отмечала: «Б. Шоу как-то остроумно заметил: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Несмотря на поразительные научно-технические достижения современной цивилизации, ее духовные ценности не столь впечатляющи, что позволяет специалистам говорить о таком болезненном синдроме XXI века как «цивилизационная дикость» и его многочисленных проявлениях во всех сферах жизни — в варварском отношении к природе, политической экспансии, социальном неравенстве и потребительской «одномерности» человека».

Галина Ивановна указала, что «нравственный пафос философии крайне востребован в современной культуре. Философия по-прежнему исследует предельные основания бытия мира, человека и их взаимосвязи. И она по-прежнему учит достойной жизни средствами правильной мысли и нравственных идеалов». Развеивая один из мифов современности о том, что задача образования состоит исключительно в профессиональной подготовке специалиста, Галина Ивановна зачитала выдержки из Кодекса об образовании Республики Беларусь, где в статье 1, пункте 1.6 сказано следующее: «Образование — это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося».

В докладе отмечалось, что одной из проблем современного образования является перманентный процесс его реформирования, в результате которого происходит маргинализация социогуманитарного блока. Это в свою очередь ведет к ослаблению воспитательной функции национальной системы образования.

Исходя из этого становится очевидным, что «особую значимость приобретают новые, внеучебные формы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Одной из таких форм в БГУИР, компенсирующих исключение из вузовских программ курсов этики, культурологии и других, является «Нравственный кодекс преподавателей, сотрудников и студентов», разработанный сотрудниками кафедры философии и принятый 31 августа 2010 года на собрании трудового коллектива университета».

Практическое использование кодекса и внедрение его идей в общественное сознание, к сожалению, сталкивается с некоторыми заблуждениями.

Заблуждение 1. Главное для университета — хороший специалист, а профессиональная этика формируется сама собой, по мере профессионального образования. Эта позитивистская традиция науки брать на себя все функции культуры, в том числе и воспитания, не учитывает специфики и особенностей процесса личностного становления, усвоения ею нравственных представлений о добре и зле, свободе и ответственности, правах и обязанностях.

Заблуждение 2. Принятие университетским сообществом Нравственного кодекса означает, что все проблемы нравственности уже решены и больше ничего делать не нужно. По этому поводу можно лишь заметить, что сам факт торжественного принятия Нравственного кодекса — событие, безусловно, знаковое. Однако это — не конец, а начало пути. Кодекс — это не обломок затонувшего корабля, а маяк на жизненном пути. Его задача — быть нравственным ориентиром в процессе нравственного саморазвития.

В конце своего выступления Галина Ивановна отметила, что успех применения идей Нравственного кодекса БГУИР зависит от добросовестного труда на этой ниве каждого члена коллектива БГУИР.

«В Древней Греции переход парусного судна на управление с помощью весел, когда затихал ветер и наступал штиль, назывался, по образному выражению Платона, «второй навигацией». В таком случае приходилось рассчитывать уже не на попутный ветер, а на собственные силы. Этот образ символизирует не только переход к иному типу управления судном, но и иную оценку роли каждого члена команды в успехе навигации.

Если воспользоваться этим образом и представить, что университет — это корабль, члены коллектива — гребцы, а целью плаванья является высоконравственная личность, то веслами будут ценностные приоритеты Нравственного кодекса, на которые налегает команда, чтобы своими силами достичь заветного берега в условиях штиля (духовного кризиса). Мы все — в одной лодке. И успех нашей «второй навигации» будет зависеть от слаженных, кооперативных усилий всех участников плаванья — и преподавателей, и студентов. «Грести» придется всем!».

Вторым выступлением на Круглом столе стал доклад начальницы отдела методической и воспитательной работы управления воспитательной работы с молодежью БГУИР Змитрачковой Людмилы Ивановны. В докладе отмечалось, что помимо профессиональных требований к современному специалисту, выдвигаются «ряд нравственно-этических требований — это честность, добросовестность, знание этикета, правил обхождения с людьми и поведения в общественных местах; соблюдение культуры быта, владение культурой речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли; стремление иметь определенную начитанность, широкий круг интересов и знаний доброжелательно и уважительно относиться ко всем людям безотносительно к их должности и социальному положению».

Решая задачи воспитания в учреждении образования, необходимо помочь каждому обучающемуся определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за свою судьбу — это значит сформировать у него стремление к самовоспитанию, утвердить в нем силу воли, необходимую для нравственной самоорганизации.

В своем выступлении Людмила Ивановна отметила: «Как показывает опыт, отдельно взятые методы, способы и даже самые передовые педагогические технологии не решают задачи нравственного воспитания в комплексе. Вот почему необходима система работы, которая способствует формированию у подрастающего поколения социального опыта, освоению новых социальных ролей, определенных нравственно-этических норм, ценностей, так необходимых современному специалисту, профессионалу, конкурентоспособному работнику на рынке труда и просто человеку, гражданину и патриоту своей страны». Вторая половина доклада была посвящена организации воспитательной работы с молодежью в БГУИР.

Третьим докладом на Круглом столе было выступление преосвященного Вениамина на тему: «Проблема формирования мировоззрения в эпоху инфокоммуникацонных технологий: христианский взгляд». Лейтмотивом всего выступления представителя духовенства было осмысление того влияния, которое оказывает информационная среда на сознание человека: «Виртуальный мир, создаваемый фантазией человека в компьютерную эпоху, настолько раздвигает пределы его воображаемых возможностей, что они уже граничат со вседозволенностью. Неудивительно, что этот мир выглядит особенно привлекательным для молодых людей, привлекательным настолько, что приобретает форму болезненной зависимости. Увы, речь идет уже не просто о бесполезности виртуальных развлечений, но именно об угрозе духовной, психической и даже физической, поскольку различные формы компьютерных игр могут приводить к депрессивным состояниям и даже самоубийству. Чтобы разобраться, несет ли в себе современное развитие инфокоммуникационных технологий больше вреда или пользы, нужно подойти к этой проблеме с мировоззренческих позиций, более того, не с утилитарной точки зрения, а с духовно-нравственной».

Владыка Вениамин отмечал, что «коммуникационные технологии становятся ресурсом, овладение которым обеспечивает высокий уровень развития и государства, и общества, и отдельного индивида. Соответственно, для обозначения нового типа мировоззрения появился термин «информационное мировоззрение». Его отличительными чертами являются включенность в информационную среду, ситуативность получаемой информации и пассивность ее потребления. Человек оказывается не в реальном мире, а в море информации об окружающем мире, в постоянно меняющейся информационной среде». Однако при всем этом сейчас «в новых условиях переживаются вековые экзистенциальные проблемы. Ведь за ставшим уже привычным стремлением к переменам в современном обществе стоят нерешенные вопросы смысла человеческого существования. Отсюда происходят поставленные экзистенциальной философией проблемы страха, отчаяния, неуверенности. В информационном обществе человек перегружается информацией, устает от потока новостей, подавляется навязчивой рекламой. Переживая одиночество, юноши и девушки ищут себе общение в социальных сетях, где оно сводится к пересылке текстовых сообщений, зачастую на искусственном сленге, а эмоции представляются только в виде смайликов».

Голос Церкви «всегда призывает обратиться внутрь себя, зажечь каждому светильник посреди своего внутреннего мрака. Как это ни странно, но современные люди, особенно молодые, очень мало знают самих себя, не умеют замечать свои недостатки и их преодолевать. С христианской точки зрения, люди были сотворены Богом со стремлением к добру, и для их укрепления на этом пути были предусмотрены заповеди. Так и родители учат своих детей: не делай то или это. Забвение простых нравственных истин приводит к тяжелым последствиям, которые и сказались в человеческой истории, порождая личностные и социальные конфликты, уже упомянутые страх и неустроенность. В информационную же эпоху нравственные ориентиры вообще стали размытыми, неопределенными, необязательными…»

Какие же ценности предлагает христианство, верность которым обеспечит устойчивое развитие каждого отдельного человека и общества в целом? Отвечая на этот вопрос епископ Вениамин отметил: «Это, конечно, соответствие человека своему высокому призванию. Человек предназначен стать личностью, усвоившей в максимально возможной степени совершенства своего Творца — Бога. Главными его свойствами должны быть любовь к другим, терпение, милосердие, справедливость, честность и другие нравственные нормы. Затем следует творческое и, вместе с тем, бережливое отношение к окружающему миру. Кроме того, величайшей ценностью является мир, внутреннее спокойствие, мир со своей совестью, мир с другими людьми. Наконец, и к самому себе человек должен относиться как к ценности, не растлевая себя пагубными привычками, ленью, тягой к быстрым и легким удовольствиям. Не лишним будет вспомнить здесь и о золотом правиле нравственности, как оно изложено в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Думается, что такие ценностные ориентиры всегда актуальны и не теряют своего значения для ищущего решения смысла жизненных вопросов человека»

Касаясь специфических вопросов о последствиях действий в виртуальном пространстве на сознание и психику человека, Владыка обратил внимание на следующее: «Нарушает ли игрок, который в компьютерной игре убивает виртуальных врагов, захватывает чужое виртуальное имущество заповеди «не убий» и «не укради»? Или пользователь интернета, рассматривающий порнографические картинки, не нарушает ли заповеди «не прелюбодействуй»? Безусловно, он нарушает не только христианские заповеди, но и базовые этические нормы. Хотя все происходит как будто удаленно и отстраненно от настоящей действительности, но внутренне все это переживается как действительность, формируется согласие и готовность совершить все и на самом деле. Конечно, компьютерный игрок не обязательно пойдет сразу геройствовать в реальном мире, размахивая саблей или стреляя из пистолета. Однако идеал своего выдуманного героя он будет носить внутри как свой, что станет уже его внутренним качеством, а впоследствии может перерасти и в потребность, в патологическую зависимость».

Преосвященный Вениамин указывал, что «инфокоммуникационные технологии не сводятся к компьютерным играм и не направлены на развитие патологических состояний, подавляющих человеческую психику. Многое, благодаря открытости и широкой доступности через интернет, становится известным и является полезным. Быстрее люди откликаются на призывы о помощи нуждающимся, скорее распространяется социально значимая информация, например, предупреждения об опасности, авариях, стихийных бедствиях». По сути, «развитие информационных технологий имеет прикладное, инструментальное назначение, и само по себе не нацелено на то, чтобы приносить вред. Но при этом нельзя однозначно утверждать, что оно не оказывает никакого влияния на нравственное состояние общества. В связи с этим представляется, что актуальной задачей становится развитие средств информационной безопасности, которые бы ограничивали и отсеивали ненужную и вредную для общества информацию. Христианское мировоззрение может послужить в этом отношении надежной опорой в утверждении таких ценностей, которые бы содействовали воспитанию иммунитета против разрушающего влияния вседозволенности в информационном пространстве».

В конце второй части Круглого стола, на которой представители вузов обсуждали внутренние проблемы нравственного воспитания и развития информационной грамотности у студентов, Дмитрий Федорович Кузнецов отметил: «Никогда я ещё не видел такие радостные лица у людей, которые участвуют в подобном мероприятии уже почти пять часов». Нужно отметить, что затронутая Круглым столом тема является не просто актуальной, но напрямую волнующей многих преподавателей и работников вузов. Совет молодых ученых БГУИР надеется, что проведение данного мероприятия станет ежегодной традицией и возможно выйдет на уровень межвузовской конференции.

По материалам сайта Совета молодых ученых БГУИР smu.bsuir.by

Статья о Круглом столе в газете «Звязда»

http://zviazda.by/ru/news/20180530/1527683643-kak-dostich-zavetnogo-berega-v-usloviyah-duhovnogo-krizisa