Как оживить приход: мысли новомучеников

Спросите у прохожего: «Какой должна быть идеальная жизнь?». Вы обязательно получите ответ: «Она должна быть счастливой и вечной».

Нельзя идеал видеть с изъянами. Всякое несовершенство портит гармонию. Если счастье закончится, то это ненастоящее счастье. Если жизнь без счастья, то зачем такая жизнь? 

И правда, подлинная, настоящая жизнь в христианском смысле – это жизнь вечная. Мало того, Сам воплотившийся Бог определяет Себя как «Жизнь» (Ин. 14:6). И обещает, что Он пришел, чтобы мы имели «жизнь с избытком» (Ин. 10:10). Он зовет нас быть участниками Своей Жизни. Именно эта Жизнь и имеет право называться счастливой: она есть вечное счастье.

В наше время, когда уже храмы построены, и со всей ясностью стоит задача налаживания настоящей приходской жизни, невольно встает главный вопрос: а какой должна быть жизнь на приходе?

В начале XX века этим вопросом задавались многие, именно в это время было совершено много приходских обновлений, как хорошо, так и плохо отразившихся на церковной жизни. Говорят, и это не шутка, что на одном приходе обновление приходской жизни ознаменовалось покупкой семенного быка. Кто-то же начинал обновление с постоянного служения Евхаристии. Можно было видеть успех и у первых, и у вторых. Наша задача – найти подлинно церковный взгляд на этот вопрос.

Сщмч. Марк (Новоселов) определяет жизнь прихода как оживление себя во Христе: «Оживление церковное есть оживление в Господе Иисусе Христе, есть более или менее глубокое вхождение в вечную жизнь – Христа Сына Божия, или принятие Ее внутрь себя. В этом приобщении вечной жизни, или, говоря словами св. ап. Петра, в этом “причастии Божеского естестваˮ, иначе – в обожении человека и заключается основная цель жизни христианской».

Заметим, что новомученик заостряет на этом всё внимание: пока эта цель не стоит перед глазами, наша церковная жизнь будет неясной, а всё, что мы будем строить, «спорно, путано, неверно, фальшиво, бессмысленно, бесцельно и нецелесообразно. Ибо не будут стремиться к достижению определенной, Богом указанной цели, а станут сочинять разные неизбежно бесцельные преобразовательные проекты, развлекаться эстетически или строить социальные утопии, – словом, изобретать разные суррогаты христианства».

Чтобы правильно оценить достоинство всех начинаний по устройству прихода, необходимо иметь пред глазами цель жизни христианина, которая раскрывается в Слове Божием, святоотеческих писаниях. Даже сами по себе службы, совершаемые в храме, говорят о том, куда необходимо направлять наше внимание. Вдумаемся в службу Рождества Христова, Благовещения, воскресные каноны, правило ко Святому Причащению, вспомним Пасхальное богослужение. Всё говорит о Христе как о нашей цели, как о нашей жизни, нашем Спасителе и отраде.

Эта вечная жизнь содержится в Церкви – Теле Христовом, Им Самим возглавляемом. Тело Христово живо и наполнено Духом Святым, поэтому оживление приходской жизни должно состоять, по мысли новомученика, в «приобщении себя Церкви как организму вечной жизни».

Жизнь – великий дар Божий. Это дар любви и для любви. Всегда жизнь начинается с малого, она крохотна, хрупка и беззащитна. Мать младенца вначале кормит молоком, так и церковная жизнь начинается с молочной пищи. Необходимо устремить внимание на то, чтобы сознательно и твердо принять веру апостольскую и отеческую. Чтобы стать истинным подданным государства, надо знать его законы и соблюдать их. Чтобы быть сыном Церкви, необходимо войти в дух Церкви: твердо узнать евангельское учение, что советуют сами апостолы (Лк. 1:4), и исполнять это.

Приход должен стать училищем благочестия. Именно в нем человек должен понять, как верить и жить по вере. Это формируется не так легко. Тот же сщмч. Марк, будучи еще мирянином, создал кружок ревнителей христианского просвещения. Тут все участники вместе читали отцов, вникали в богослужение и богословие. Это был путь соборного постижения Истины. Заметим, что в житиях новомучеников и воспоминаниях о них неоднократно звучит идея совместного чтения и изучения наследия святых отцов. Это одна из важнейших рекомендаций новомучеников в построении живущего Духом Святым прихода. Вспомним сщмч. Сергея Мечева с его лекциями на основании отцов, кружки сщмчч. братьев Егоровых, встречи сщмч. Анатолия Журковского, работу сщисп. Романа Медведя и др.

Дух Святой дышит в писаниях отцов. В «Письмах к друзьям» в 1927 году сщмч. Марк (Новоселов) говорит: «Дух Святый – истинный наставник христиан. Его органами были пророки, апостолы и другие угодники Божии: Он говорил ими. Он да будет руководителем вашим и “да наставит вас на всякую истинуˮ. Вы поступите под это блаженное руководство, когда будете почерпать наставления для жизни вашей единственно из Священного Писания и писаний святых Отцов Восточной Церкви, единой истинной. Учение святых Отцов Восточной Церкви – верно: оно – учение Святаго Духа. Умоляю вас: держитесь этого учения! оно будет руководить вас к блаженной вечности».

Жизнь Церкви непосредственно реализуется через Таинства. Новомученики были поборниками участия в таинственно-благодатном общении со Христом через Духа Святого. Они настаивают на частой частной исповеди: это «начало духовной жизни прихожан». Такая исповедь рождает трезвый взгляд на себя и свои духовные нужды, а также вырабатывает дух покаяния, с которого начинается Евангелие (Мф. 4:17). Сщмч. Марк поучает, что верующим на приходе необходимо с тихой покаянной молитвой сердца искать «истинного пути очищения лукавой совести у пастырей, пекущихся, по примеру и завету Пастыреначальника-Христа, о каждой овце особо. Со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп. 2:12) узким путем многотрудной для совести, но спасительной для души частной исповеди».

Дух покаяния увенчивается радостным единением со Христом в Евхаристии. Евангелие говорит: «Покайтесь», «ибо приблизилось Царствие Небесное». Сщмч. Фаддрей (Успенский) замечает, что Причастие Тела и Крови Бога есть принятие в себя Церствия Божия. А современник наших страдальцев М. Новосёлов пишет: «Божественная Евхаристия есть центральный пункт нашей православной веры и Вселенской Церкви, около которого вращается все содержимое в Церкви. Приносимая жертва Божественного Агнца Христа есть Святая Святых нашей духовной жизни: где нет истинной Евхаристии, там нет ни Христа, ни истинного христианства, – там пустота духовная».

Христос в Евангелии выступает как Учитель и Чудотворец, Друг, Страдалец и Победитель. Его сердце не чуждо человеческим нуждам. Он входит в бытовые вопросы своих «прихожан-слушателей»: мы помним чудо насыщения пяти и семи тысяч, раздачу милостыни нищим, общую трапезу с грешниками. 

Народ приходит ко Христу, и в этом выражается христоцентричность всего происходящего в Церкви. Но при этом, призывая к духовному, Христос не забывает и чисто внешних нужд Своих последователей. Церковь, как продолжательница дела Христова на земле, постоянно держит в уме главную цель – вести ко Христу, но и не пренебрегает мирскими потребностями прихожан. Вспомним дела новомучеников, связанные с организацией при приходах полезных заведений и проведение разных благотворительных проектов. Они создавали библиотеки и столовые, организовывали лазареты, чаёвни, дома трудолюбия, общества трезвости, взаимопомощи и т. д.

Итак, мы видим, что приход, по мысли новомучеников, есть частица Церкви и является Телом Христовым. Это прежде всего не организация, а организм, часть вселенского Православия. Он должен строиться на понимании истинной цели каждого христианина – быть единым с Богом. Реализовать это единство необходимо на камне Священного Писания и Отцов Церкви. Приход созидается и оживляется истинным покаянием, внутренней работой каждого члена приходской семьи. Во главе угла живой жизни общины стоит Евхаристия. Каждый прихожанин призывается к сознательному восприятию себя как частицы единого организма со Христом.

Протоиерей Андрей Гавриленко

По материалам сайта pravlife.org