Кому нужна легализация раскола Церкви в Украине и как он может сказаться на большой семье Православных Церквей

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, ректор Минской Духовной семинарии, – о возможных последствиях для всех Православных Церквей легализации раскола Церкви в Украине.

13-15 октября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Беларусь, приуроченный к 1030-летию Крещения Руси и празднику Покрова Пресвятой Богородицы. О встрече Святейшего Владыки с белорусской паствой, о проблемных событиях в современной церковной жизни – интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.

Ваше Высокопреосвященство, прибытие в белорусскую столицу Святейшего Патриарха и всего Священного Синода Русской Православной Церкви многие связывают с последними церковными событиями в Украине. Так ли это?

— Проведение заседания Священного Синода в Минске было намечено еще два года назад. К визиту Патриарха готовились заранее, к нему было приурочено также освящение храма-памятника в честь Всех Святых в Минске, которое и состоялось 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Думаю, не ошибусь, отметив, что это главное духовное событие года. Строительство храма длилось 25 лет — это, можно сказать, дело жизни его настоятеля протоиерея Феодора Повного. Президент страны, вдохновленный идеей, с 2006 года взял под личный контроль воплощение этого проекта.

Прекрасный храм, от него столица наша словно стала светлее. Дай Бог, чтобы он всегда был наполнен прихожанами, чтобы так же светлели души, освящаясь верой и молитвой.

— Самая обсуждаемая сегодня тема — решение Священного Синода Русской Православной Церкви, который состоялся в Минске 15 октября, о разрыве евхаристических отношений с Константинопольским Патриархатом. Чем это грозит православным, каких последствий, Владыко, нам ожидать?

— Иного решения и не могло быть. Посудите сами: Русская Православная Церковь оказалась в сложной ситуации, так как в ее внутренние дела начались вмешательства со стороны Константинопольского Патриарха, к слову сказать, гражданина мусульманского государства, осуществляющего свою деятельность далеко за его пределами. Он пытается стать не только первым среди равных, а главой всей Православной Церкви. Полагаю, Патриарх Варфоломей просто оказался втянут в политические игры и старается возродить былой духовный авторитет Константинополя.

А Киеву нужен Константинопольский Патриарх как технический инструмент для создания «Единой церкви». Это все — чистая политика, желание властей Украины иметь подконтрольную Поместную Церковь.

Увы, споры о канонических территориях сопровождали земную Церковь практически всегда. Однако если еще в сентябре конфликт Московского и Константинопольского Патриархатов затрагивал в основном вопрос незаконного вторжения последнего на нашу территорию, то 11 октября Фанар поставил себя вне Православия.

Синод Константинопольской Церкви объявил, что приступил к предоставлению Украинской церкви автокефалии. Было объявлено и о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского Патриархата, отменив юридическое обязательство синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому Патриарху назначать митрополита Киевского.

В перспективе ситуация чревата еще большими каноническими преступлениями — например, возможностью «пересмотра» Фанаром дела анафематствованного Филарета (Михаила Денисенко). Если такой пересмотр состоится и Патриарх Варфоломей причастится с «патриархом Филаретом» из одной Чаши, он автоматически подпадет под ту же анафему. Его нельзя будет уже рассматривать не только как православного Патриарха, но и как просто православного мирянина.

Действия Фанара вызывают тревогу во всем православном мире. Даже традиционно поддерживающие его греческие церкви находятся в недоумении, прочие же реагируют более решительно. Скажем, Патриарх Александрийский Феодор II посетил Одессу специально, чтобы поддержать у православных верующих решимость быть верными канонической Украинской Православной Церкви.

— Легализация раскола в Украине неизбежно внесет разделение в большую семью Православных Церквей. Возможно ли, Владыко, при нынешнем положении вещей этого избежать?

— Думаю, что нет, потому что такие мероприятия проводятся не спонтанно, а продуманно, очень последовательно и по конкретному плану. И мы не знаем, какие еще сценарии в нем прописаны, какие будут проводиться провокационные мероприятия, направленные на полный разрыв между славянскими народами.

Ведь если раньше это был разрыв между Россией и Украиной на политическом уровне, то теперь вражду переносят уже на уровень церковный, а Константинопольский Патриархат — лишь инструмент в этой ситуации.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал глав Церквей к общеправославному обсуждению ситуации в Украине.

Практически все главы Поместных Церквей осудили односторонние и антиканонические действия Константинополя, которые «являются тяжелой и опасной несправедливостью в отношении традиций Православия, возмутительным пренебрежением и безразличием к духовному благу паствы Христовой.

Константинопольский Патриархат вторгся на каноническую территорию другой Поместной Церкви, что само собой является вопиющим антиканоничным самоуправством, и мы прямо заявляем, что ни при каких обстоятельствах не признаем за подобными учреждениями юридической силы, будем оспаривать законность тех, кто решится объявить себя пастырями, что относится к этим нецерковным организациям», — это заключение Архиерейского Синода Российской Православной Церкви заграницей.

Поместные Православные Церкви осудили автокефалию, так как Вселенский Патриарх уравнивает себя с раскольниками, это больше не церковь, а политический инструмент в руках западных элит.

— Святейший Патриарх, а затем Священный и Белорусский Синоды встретились с президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Каково отношение Главы государства к церковной ситуации в Украине и можно ли не опасаться чего-то подобного в Беларуси?

— Глава государства тепло приветствовал Патриарха. Александр Григорьевич в беседе заявил, что раскол Церкви опасен: «К сожалению, наша Церковь очень часто в истории становилась заложницей межгосударственных отношений, порой, наших неправильных поступков, — отметил белорусский лидер. – Вы должны знать нашу непоколебимую государственную позицию, что раскол – это всегда плохо. И это плохие последствия. Последствия опаснее всего. Поэтому мы очень болезненно относимся к тому, что происходит сегодня в Православии».

Слава Богу, у нас на сегодняшний день хорошие отношения органов государственной власти и управления и Белорусской Православной Церкви, благополучное состояние религиозной жизни в республике.

— Но вбить клин в церковные отношения в Беларуси, Ваше Высокопреосвященство, желающих немало. В интернете «свободная пресса», забыв об элементарных приличиях, ушатами поливала грязью Патриарха, а значит, и всех православных. Судя по всему, некоторые люди с радостью следят за развитием внутрицерковного конфликта?

— Многие верующие приехали на встречу с Главой нашей Церкви из разных епархий Беларуси, чтобы помолиться с Патриархом, Архиереями. И действительно, радость светилась на лицах, люди чувствовали Покров Пресвятой Богородицы в Ее праздник, столь любимый в народе.

Ну, а те, кого не интересовала молитва, сосредоточились на номерах машины Патриарха, его охране, кто во что был одет и т. д. — одним словом, что душе ближе.

Кстати, это очень опасная тенденция позволять себе разного рода грязные высказывания не только в адрес руководителей страны и Церкви, но и в адрес любого человека, созданного по образу и подобию Божию. А если лить грязь в адрес Священноначалия, поверьте, бесследно это не проходит — можно сильно повредиться душевно. Нельзя позволять себе бульварное мышление, так себя распускать. Есть элементарная этика, и если ее не соблюдать, то существует вероятность далеко уйти. Вернуться потом будет трудно.

Около года назад в Жировичский монастырь приехал один журналист из таких вот «независимых» (не буду указывать даже пол), который много гнусного говорил и писал о вере нашей. Конечно, и Православие, и православные это выдержат, но вот несчастья начались у него в семье. А сам этот человек с трудом стал глотать пищу, хотя по медицинским показаниям все было в норме, кроме того ему стали являться наяву страшные сущности (бесы).

Очень жаль было его, я принял исповедь несчастного, поражаясь, как он сильно духовно поврежден. Но, слава Богу, что было и осознание им духовной болезни, ее причины. Много раз хулитель приезжал в обитель, вся братия молилась за него, сам человек стал регулярно исповедоваться и причащаться и, по милости Божией, потихоньку начал выздоравливать.

В Евангелии Господь предупреждает, что за каждое слово придется нам дать ответ. А поэтому будем помнить, что нашими словами и делами здесь, на земле, мы зарабатываем себе Вечность.

Помоги, Господи, всем спастить.

— Спаси Господи, Владыко, за поучительную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

25.10.2018

По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by