Конференция «Церковь, образование и наука» проходила в секционном формате. Секция «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» была организована в Академии последипломного образования под руководством Молочникова Сергея Геннадьевича, начальника управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования»; священника Димитрия Ворсы, настоятеля прихода храма в честь священномученика Владимира Хираско в г.Минске.
В работе секции приняла участие гость из Москвы – Дивногорцева Светлана Юрьевна, заведующая кафедрой Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук. В своем докладе «Православная педагогическая культура: утраты и обретения» Светлана Юрьевна подчеркнула актуальность и значимость заявленной темы Чтений, дала толкование термина «Православная педагогическая культура», обозначила важность подготовки педагогов, преподающих в учреждениях образования такой предмет (в России) и факультатив (в Республике Беларусь), как «Основы православной культуры».
Большой интерес у участников секции вызвало выступление Лапенок Людмилы Николаевны, заместителя директора ГУО «УПК ясли-сад-средняя школа №24 г.Борисова». В ее докладе «Духовно-нравственное воспитание в школе (из опыта работы)» был системно представлен опыт работы учреждения общего среднего образования по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся на материале православных традиций белорусского народа.
Секция «Православное краеведение» прошла в Минской духовной академии под руководством Кравец Александры Евгеньевны, заведующей отделом краеведения и патриотического воспитания УО «Республиканский центр экологии и краеведения».
В работе секции приняло участие более 20 человек, было прочитано 15 докладов.
Наиболее интересно и актуально прозвучали выступления:
Беляевой Галины Николаевны, заместителя директора Государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Могилева», на тему: «Религиоведческий компонент в системе школьного исторического образования». В своем выступлении Галина Николаевна отметила, что «анализ содержания учебников по всемирной истории на наличие материалов религиоведческого характера показал, что данные материалы фрагментально представлены во всех учебниках. Однако большая часть фактологических материалов представлена в учебниках 6-8-ых классов. Следовательно, основные знания по теории и истории религии обучающиеся получают в 11-14-летнем возрасте, что в силу их возрастных особенностей не способствует эффективному формированию представлений о религиозной картине мира». Также в ходе выступления была представлена электронная энциклопедия г. Могилева с акцентом на объекты Православия.
Пивовара Николая Васильевича, учителя истории Государственного учреждения образования «Витебское кадетское училище», кандидата исторических наук, на тему: «Храмы Витебского уезда во второй половине ХIХ – начале ХХ в.». Николай Васильевич отметил, что”…Целью работы является восстановление списка православных храмов, которые находились на территории Витебского уезда до 1917 г… В издании «Статистические сведения о церквях и причтах Полоцкой епархии», вышедшем в свет в 1884 г. , приводятся сведения о находящихся на территории Полоцкой епархии храмах. Витебский уезд был разделен на 3 благочиния. В списке приводятся сведения и о приписных кладбищенских церквях и часовнях. На 1882 г. на территории Витебского уезда находилось 62 церкви, из них 35 штатных, 16 приписных, 2 кладбищенские, 9 часовен… За годы советской власти практически все храмы Витебского уезда были уничтожены. Чудом сохранился лишь Покровский храм (сейчас Вознесенский) в Лужесно и здание бывшей церкви Воздвижения Креста. Еще 2 храма сохранились в населенных пунктах, которые на сегодняшний день не входят в состав современного Витебского района. Это храм Сергия Радонежского в Лескавичах Шумилинского района и храм Преображения Господня в д. Кабище Городокского района».
Петуха Михаила Николаевича, педагога дополнительного образования ГУО «Вилейский районный центр дополнительного образования детей и молодежи». В его докладе «Духовно-нравственное воспитание молодежи средствами туризма и краеведения» был представлен содержательный фильм о духовно-нравственном, патриотическом воспитании детей и молодежи в процессе краеведческой работы.
В рамках работы Секции был представлен опыт использования архивов православных храмов в краеведческой работе с учащимися, проведения археологических экспедиций как формы сотрудничества Церкви, образования и науки.
В ходе работы Секции был сделан акцент на необходимость внедрения в образовательный процесс модели воспитания, способной обучать, решать комплекс задач, позволяющих работать совместно с семьей, общественными организациями, создающей условия для решения задач воспитания независимо от политической конъюнктуры.
Поднимались также вопросы места и роли религиоведческого компонента в системе школьного исторического образования.
Участники секции внесли следующие предложения в Резолюцию Рождественских чтений:
объединить усилия органов управления образования, учреждений образования, религиозных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи;
шире использовать возможности сотрудничества церковно-приходских воскресных школ с учреждениями общего, среднего и дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, популяризировать опыт сотрудничества;
активизировать работу по проведению совместных мероприятий на духовно-нравственную, религиозно-философскую, психолого-педагогическую, церковно-историческую и культурологичекую тематику;
содействовать межрегиональному сотрудничеству учреждений образования с Белорусской Православной Церковью;
применять активные формы краеведческой работы, информационно-коммуникационные методы работы с молодежью (презентации в различных творческих формах, выставки, моделирование ситуаций; круглые столы, просмотры видеоматериалов с последующим обсуждением духовно-нравственной тематики, игры с элементами тренинга, подготовка мультимедийных презентаций и видеороликов, обсуждение публикаций СМИ и др.);
вовлекать молодежь в общественно значимую социальную деятельность (реализация социальных проектов с целью формирования активной гражданской позиции, получения опыта конструктивного решения вопросов);
повышать профессиональный уровень педагогов-краеведов с целью пополнения знаний о современных методах, формах, методиках, технологиях воспитания;
обратить особое внимание на традиционные семейные ценности посредством вовлечения молодежи в процесс исследования своей семьи, своего рода, составления родословной семьи, создания семейных летописей, альбомов, кинохронологий, выставок, экспозиций семейного творчества, разработки совместно с родителями сценариев семейных праздников и др, а также создания в социуме и в школах семейных клубов с целью организации семейного досуга, обсуждения нравственных ценностей современной семьи, традиций семейного воспитания, основ народной педагогики и оказания специалистами психолого-педагогической помощи родителям в разрешении проблем семейного воспитания;
использовать в образовательном процессе обучающие программы факультативных занятий по православному краеведению;
применять электронные и печатные средства массовой информации для освещения работы по духовно-нравственному воспитанию;
активизировать краеведческую работу в области православного краеведения по направлениям:
знакомство с историей древних (в том числе исчезнувших) и современных православных храмов, монастырей, часовен…, (изучение архитектурного стиля, исследование благотворительной деятельности, поиск и изучение архивов, памятников церковной старины);
сбор материалов о жизни и деятельности просветителей, православных подвижников и святых, с которыми неразрывно связана история становления белорусской культуры; изучение деятельности епархиального духовенства и мирян, отразившейся в разных областях общественно-религиозной жизни Беларуси; знакомство с христианским подвигом новомучеников и исповедников земли белорусской;
знакомство с православными святынями Беларуси, почитаемыми иконами на белорусской земле, с реликвиями белорусской нации;
ознакомление с православными праздниками, посвященными памяти белорусских святых, с белорусскими православными традициями и местными религиозными обычаями;
изучение редких предметов культа, старинной церковной утвари, их назначения;
сбор информации о чудесных явлениях, исцелениях, происходящих в Православной Церкви, о появлении святых целебных источников, а также изучение богословских и научных проблем, связанных с их описанием.
Результатом проведенной работы может быть:
– участие в конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференций, (фото)выставок;
– создание мультимедийных презентаций, проектов по исследованной теме, фильмов, фотографий;
– издание буклетов, научных исследований по православной церковной истории края;
– публикация материалов своих исследований в СМИ и епархиальных изданиях;
– создание церковных летописей приходов и храмов;
– создание словарей, а также краеведческого информационного справочника «Православное духовное наследие Беларуси», в котором учащимися могут быть собраны сведения о местных святынях и т.д.;
Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского Экзархата