Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в воскресных школах

  1. Методические рекомендации для лиц, занимающихся приходским просвещением в пределах Белорусской Православной Церкви, разработаны на основе «Рекомендаций по организации дистанционной формы приходского просвещения детей и взрослых», рекомендованных Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
  2. На заседании руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви под председательством митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, принято решение «при осуществлении обучения в воскресных школах уделить особое внимание организации работы в дистанционной форме» (протокол № 09/23 от 23.09.2020).
  3. Рекомендации предлагают различные варианты организации дистанционного обучения в воскресных школах с учетом кадровых и технических возможностей отдельно взятых приходов.

*Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии. Она содержит все компоненты учебного процесса и реализуется с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием возможностей сети интернет и др.).

  1. Дистанционное обучение стоит рассматривать не как временную меру, обусловленную эпидемиологической обстановкой, но, скорее, как атрибут современности, открывающий дополнительные возможности для катехизации, в том числе и в воскресной школе.
  2. Благодаря интернет-технологиям приходское просвещение может включить в себя те виды деятельности, реализация которых в очном режиме является проблематичной. Появляются дополнительные возможности:

— приглашать к участию (на дистанционные встречи) священнослужителей и катехизаторов;

— проводить мастер-классы по творчеству (привлекая профессионалов из среды ремесленников, кулинаров, художников, IТ-специалистов и др.);

— проводить занятия по вокалу, репетиции праздников в малых группах с участием регента или музыкального руководителя;

— привлекать компетентных, грамотных прихожан (в богословии, психологии, педагогике и т.п.) в качестве консультантов, помощников;

— наладить связь с прихожанами, поощряя уместную помощь и положительную оценку достижений воспитанников воскресной школы (посредством лайков, репостов, просмотров, комментариев и т.п.);

 — мотивировать взаимоподдержку среди членов общины, включая младших, новоначальных и давно пребывающих в Церкви, налаживать теплые доверительные отношения внутри приходской общины.

  1. Неотъемлемой частью приходского просвещения является процесс наставления детей в вере, реализуемый, как правило, на базе приходских воскресных школ. Организация дистанционного обучения в воскресной школе подразумевает следующие действия:

— адаптировать / разработать программу обучения*;

*Примечание. В связи с тем, что удерживать внимание в онлайн-формате значительно труднее, чем при очной форме взаимодействия, важной составляющей программы является введение интерактивных элементов, частая смена активностей, интенсивность и динамика коммуникации.

— подобрать ресурсы: тексты, упражнения, задания, тесты, мультимедийные элементы обучения (аудио-, видеоматериалы, изображения и т.п.);

— наладить каналы информационного обмена материалами: мессенджеры (Viber, Telegram), социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Instargram), а также облачные хранилища, электронную почту, сервисы Google Sites, Google Класс и пр.;

— обеспечить платформу для обучения в соответствии с техническими возможностями прихода (например, Discord, Skype, Zoom или др.).

  1. Внедрение дистанционной формы приходского просвещения детей предполагает проведение следующих этапов:

1) распространить информацию об организации дистанционного обучения в воскресной школе* (через настоятелей, клириков, педагогов, прихожан, а также посредством приходских групп в социальных сетях, мессенджерах и т.п.);

*При целесообразности и наличии возможностей на приходе предлагается приглашать на дистанционное обучение детей из общеобразовательных школ, творческих студий, спортивных секций и др.

2) провести организационное собрание с родителями или законными представителями воспитанников, изложить основные принципы работы, получить согласие на участие детей в обучении, предоставить необходимые материалы в доступной форме;

3) сформировать подгруппы (по возможности с учетом возраста ребенка и степени воцерковленности семьи);

4) подготовить расписание для каждой из подгрупп (согласовав онлайн-встречи, консультации, мастер-классы, сроки отчетных мероприятий и т.п.);

5) реализовать программу обучения;

6) провести итоговое занятие (отчетное мероприятие, презентацию проектов, совместный праздник и т.п.);

7) проанализировать результаты (вместе с детьми, среди педагогов, среди родителей и т.д.).

  1. При организации дистанционной формы приходского просвещения детей рекомендуется разделить воспитанников на две возрастные категории: «младшая» (5–10 лет) и «старшая» (11–17 лет).

8.1 В младшей группе в процессе обучения целесообразно задействовать родителей. Программу формировать по принципу: «обучаемся всей семьей». Обучение может включать в себя семейное чтение Евангелия, совместное прочтение и обсуждение предложенных текстов; совместную молитву; совместное творчество, совместную готовку, совместные празднования. Выбранный подход к обучению призван оказать помощь в развитии духовной жизни семьи.

Взаимодействие с семьей выстраивает педагог-консультант*, в задачи которого входит:

  • организация онлайн-встреч в соответствии с программой обучения;
  • консультирование родителей;
  • оказание помощи в организации процесса обучения в семье;
  • мотивация родителей к участию в обучении детей;
  • содействие воцерковлению семьи;
  • подготовка к введению семьи в жизнь приходской общины / включение семьи в приходскую жизнь (педагог-консультант как мост между приходом и семьей).

*В данных методических рекомендациях «педагог-консультант» и «педагог-куратор» введены для наименования педагогов младшей и старшей групп соответственно. Задачи каждого педагога обусловлены спецификой выбранного подхода, а также дистанционной формой обучения.

8.2 В старшей группе в процессе обучения рекомендуется взаимодействовать непосредственно с воспитанниками. В качестве основного подхода оптимально использовать проектное обучение*, результатом которого может стать приходское мероприятие, социальная акция, создание видеоролика (мультфильма, короткометражного фильма), фотовыставки, музыкального клипа и др.

*Подробнее о проектном обучении:

https://sites.google.com/site/projektitegevus/proektnoe-obucenie

Работу со старшей группой ведет педагог-куратор, в задачи которого входит:

  • совместная постановка актуальных для воспитанников проблем, решение которых возможно посредством проекта;
  • разработка плана поэтапной реализации проекта, распределение задач;
  • курирование проекта в режиме онлайн, участие в рабочих встречах;
  • мотивирование воспитанников, поддержка христианской составляющей проекта;
  • организация презентации проекта и его продвижение на приходе;
  • проведение рефлексии, оценка выполненного проекта, обсуждение достижений и недочетов.

8.3 Ожидаемый результат:

Для младшей группы хорошим завершением обучения станет совместное участие в Божественной Литургии, укрепление семьи и приобщение ее к христианским ценностям (мировоззрению). Главным критерием успешной реализации программы будет воцерковление всей семьи, включение ее в жизнь приходской общины.

Для старшей группы критериями успешности обучения является христианская направленность проекта, качество его исполнения и социальная значимость; проявление навыков командной работы, взаимоуважения и взаимоподдержки в ходе его реализации. Главным критерием успешной реализации программы будет воцерковление воспитанников, осознанное участие их в жизни прихода, личная актуализация христианских ценностей и духовное взросление.

oroik.by