Международный союз православных женщин отмечает свое 100-летие

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с его участием 22 июня 2018года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоится пленарное заседание V Форума православных женщин «Женский подвиг в истории России. 1918-2018 годы», посвящённое 100-летию создания Союза православных женщин.

На юбилейном форуме будут подведены итоги деятельности организации, намечены задачи на будущее, состоятся награждения.

На следующий день, 23 июня, будут работать секции: «Новомученицы и исповедницы Церкви Русской», «Милосердие в каждый дом», «Образование и воспитание: семья, школа и общество, устремленные в будущее», «Миротворческая миссия женщины: история и современность».

По итогам работы Форума будет принято Обращение к женщинам мира.

О Союзе православных женщин.

24 июня 1918 года с участием Патриарха Тихона был создан Союз Православных Женщин, представительницы которого стояли у истоков восстановления церковной жизни в годы гонений. История возникновения этой организации только недавно стала предметом научного исследования. Начало изучения было положено Е.В. и Н.А.Беляковыми, Е.Б.Емченко, а публикацию некоторых документов подготовила Н.А.Кривошеева.

Известно, что председателем первого Союза Православных Женщин была Софья Дмитриевна Самарина, но материал о её жизненном пути крайне фрагментарен. Вместе с тем по архивным и опубликованным материалам удалось восстановить его эпизоды, а также проследить путь служения Богу и Отечеству православных женщин в 20-е годы XX века.

Поиск новых форм благотворительности, начатый на рубеже веков, стал особенно актуален в условиях войн и революций. Ещё в 1915 году в Москве под председательством Елизаветы Фёдоровны Романовой прошло совещание настоятельниц женских монастырей для решения вопроса о расширении помощи жертвам войны.

В 1918 году в Москве был создан кружок православных женщин, считавших, что необходимо объединить разрозненную работу женщин на приходах: «Часто в одном приходе не знают, что делается в соседнем, повторяют ошибки, сделанные другими, не пользуются добытым опытом». В заявлении, подписанном 17 женщинами и представленном в Совет объединенных приходов Москвы, женщины предлагали одобрить создание Союза православных женщин и оповестить через настоятелей церквей и приходские советы о возникающем Союзе. На 24 июня было назначено первое общее собрание православных женщин для выборов правления Союза. Совет объединенных приходов Москвы поддержал эту идею. Открытие Союза состоялось в Соборной палате Епархиального дома. Заседание было открыто архиепископом Кишиневским Анастасием (Грибановским), затем выступили Александр Дмитриевич Самарин, председатель Совета объединенных приходов и член Собора П.И.Астров.

М.Н.Кривоблоцкая разъяснила смысл и основы деятельности Союза, рассказав, что мысль об его образовании возникла у слушательниц курсов И.М.Иванцова-Платонова. Как сообщает источник, «М.Н.Кривоблоцкая высказала пожелания, чтобы работа женщин протекала по указаниям пастырей Церкви, чтобы она была проникнута духом кротости, любви и подчинения, отнюдь не нося в себе признаков борьбы или осуждения, даже если бы для такового и было место. Как основу взаимных отношений членов Союза она указала христианское “сестринство”, равенство всех работниц Союза, независимо от их общественного, материального положения и образовательного уровня». Председателем Союза Православных Женщин была избрана Самарина Софья Дмитриевна (1863-1934), фрейлина императрицы Александры Феодоровны, сестра члена Государственного Совета Александра Дмитриевича Самарина.

В докладе С.Д.Самариной были намечены отделы Союза, отражавшие направления работы: «а) отдел осведомительный для собирания сведений о том, как идет работа в приходах, в особенности работа женщин; б) отдел детского воспитания; в) отдел обучения и религиозно-нравственного просвещения женщин на курсах и в воскресных школах; г) отдел собирания книг и библиотечный; д) отдел помощи нуждающимся пищей и одеждою; е) отдел помощи заключённым за исповедание веры…»

О том, что Отдел помощи заключённым начал активную работу, свидетельствует документ из канцелярии Патриарха Тихона «Постановления Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета».

«24 апреля / 7 мая 1919 года.

Слушали: Отчёт Союза Православных Женщин в Москве о деятельности Отдела помощи заключённым в тюрьмы с 16 июля 1918 г. до последнего времени. Отдел оказывал помощь заключенным и деньгами, и продуктами, и бельём, и платьем, и книгами для чтения.

Постановлено: Приняв Отчёт к сведению, выразить Отделу помощи заключённым Союза Православных Женщин благодарность за оказанную ими помощь заключённым в тюрьмы.

Подписи: Тихон, Арсений, Кирилл, Евсевий, Н. Любимов, П. Миртов, прот. А. Станиславский, П. Кулешов».

11(24) июля 1918 года на заседании Священного Собора Православной Российской Церкви под председательством митрополита Новгородского Арсения в присутствии 163 членов Собора обсуждался вопрос «Об участии женщин в жизни Церкви». Докладчик, протоиерей П.А.Миртов, напомнил членам Собора слова апостола Павла, что женщины являются «сонаследницами» мужчин в вечной жизни и на примерах из Евангельской истории показал широкий доступ женщин к служению Христову. В первые века христианства, когда «апостолы вышли на дело Евангельской проповеди, их сотрудницами были женщины. И история рядом с апостолами отмечает равноапостольные подвиги христианских благовестниц, которые даже кровию запечатлели свою преданность великому делу благовестия».

После революции 1917 года, когда «волна кровавых гонений на Церковь Христову вновь поднимается и растёт, когда требуется напряжение всех сил Церкви для отражения силы вражией, когда дорог каждый воин, стоящий на своем посту, когда Церковь должна выявить всю полноту своей творческой мощи, когда необходимо участие всех членов и организаций Церкви для того, чтобы перенести крест тяжелых испытаний, постигших Церковь Христову, теперь особенно вопрос об участии женщин в жизни Церкви является вопросом жизненным. И если мы наблюдаем, что ослабевает вера и гаснут священные огни одушевления в суровом сердце мужчин, если мы видим, как равнодушие к Евангельской истине охватывает многих из них, то этого, хотя с некоторыми ограничениями, нельзя сказать о женской половине верующих членов Церкви Христовой. Женщины ещё сохранили живую восприимчивость к вере Христовой; они ещё полны горячей преданности Церкви; они, по крайней мере, в своей массе ещё не тронуты тлетворным влиянием учений века сего».

7 (20) сентября 1918 года было принято Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения».

Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения, Священный Собор Православной Российской Церкви определяет:

  1. Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в Приходских Собраниях и Приходских Советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также:

а) право участия в Благочиннических и Епархиальных Собраниях.

б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных.

  1. В исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир.

В январе 1920 г. Московский губернский ревтрибунал выдвинул против деятелей Совета объединённых приходов г.Москвы («дело Самарина-Кузнецова») обвинение в контрреволюции, проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединённых приходов, которые организовывали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти». Обвиняемые получили различные тюремные сроки.

Созданный Союз православных женщин активно работал до 1920 года как женский отдел Совета объединённых приходов. Председатель Совета А.Д.Самарин 21 мая 1926 года был приговорён Особым совещанием при коллегии ОГПУ к трём годам ссылки в Якутию «за участие в черносотенно-монархической группировке “Даниловский синод”». В 1929 году после окончания срока ссылки переехал в Кострому. Весной 1931 года снова был арестован. Умер в 1934 году и был похоронен на Александро-Невском кладбище Костромы, в 1989 г. реабилитирован следственным отделом КГБ СССР.

Как жила Софья Дмитриевна Самарина после закрытия Союза Православных Женщин свидетельств очень мало. Известно, что в последние годы она проживала в доме на Поварской улице (г.Москва) будучи больным человеком. Ухаживала за ней младшая сестра Анна. Умерла Софья Дмитриевна в 1934 году, место ее захоронения пока не найдено.

Когда инициативная группа православных женщин в 2010 году решила объединиться, никто из них не знал историю подобной организации православных женщин, созданной при Патриархе Тихоне. И теперь всем очевидна милость Господа в выборе названия и направлений деятельности современной общественной организации православных женщин.

25 июня 2010 года состоялось Учредительное собрание православных женщин в Паломническом центре (гостиница «Университетская», г. Москва), на котором было принято решение о создании Международной общественной организации. «Союз православных женщин». Эта организация была зарегистрирована 17 ноября 2010 года Министерством юстиции. Священный Синод Русской Православной Церкви (журнал №36) одобрил создание Союза и рекомендовал руководителям епархий оказывать содействие в открытии отделений.

На сегодняшний день открыты и работают филиалы МОО «Союз православных женщин» в Республиках Армения, Литва, Узбекистан, отделения в Республике Хакасия, в Белгородской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тульской, Ульяновской областях, Ставропольском и Чукотском краях, г.Москва.

Созданы самостоятельные организации: Всеукраинская общественная организация «Союз православных женщин» (г. Днепропетровск), Собор православных женщин Украины (г. Киев), Витебский областной союз православных женщин (Республика Беларусь), Республиканская общественная организация «Союз православных женщин Приднестровья» (г. Тирасполь), Волгоградский областной союз православных женщин, Союз православных женщин в Оренбургской, Ульяновской областях, Союз православных женщин Камчатки. Руководители самостоятельных Союзов с их согласия избраны в Совет МОО «Союз православных женщин».

Сайт организации (союзправославныхженщин.рф) отражает жизнедеятельность сегодняшнего Союза православных женщин.

Материал подготовил Сергутин С.В., референт МОО «СПЖ»

(т. 8-495-917-71-88, е-mail 9177188@mail.ru)

По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by