Мы призваны быть милостивыми

Пятая заповедь блаженства призывает нас быть милостивыми, но что это значит? Спасётся ли человек с добрым характером — или здесь нужно что-то большее?

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7)

Милость и милосердие — это слова, которые характеризуют новозаветные отношения Бога с миром. Напомню, что в Ветхом Завете эти отношения в большей степени строились на справедливости и воздаянии. Наверное, не только ветхозаветному человеку, но и нашему современнику было бы проще жить в категориях справедливости и правды, когда всё понятно и закономерно: есть проступок — придёт наказание, есть добродетель — будет и поощрение. То же и во взаимоотношениях людей между собой: есть хорошие — им можно помочь и посочувствовать, есть негодяи — их нужно осуждать и презирать. Словом, всё на своих полочках.

Приход Спасителя в мир переворачивает привычные устои и устанавливает милосердие как основу жизни. Христос проявляет милость и сочувствие к мытарям, блудникам, откровенным грешникам — которые, конечно, осознают свою неправоту. Основанием отношений становится прощение — неотъемлемая часть милосердия. Христос также напоминает, что Бог любит всех и повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми, посылает дождь на праведных и неправедных. То же подчёркивает апостол Павел, когда говорит, что Бог спас нас не по нашим делам праведности, а по Своей милости. Вполне естественно, что, если Господь выстраивает такие отношения с миром, то того же ожидает и от нас. Он прямо говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).

Смотреть не только внутрь себя, но и вокруг

Итак, что же такое милость и милосердие? Если мы слышим эти слова, то прежде всего представляем дела милосердия: накормить голодных, напоить жаждущих, приютить тех, кто в том нуждается, и так далее. Однако милосердие — это не только дела, вернее, не в первую очередь они. Дела — лишь проявления, плоды того, что царит в нашем сердце и движет им. У христианина такой движущей силой должны стать любовь и сострадание. Преподобный Исаак Сирин называет это состояние «сердце милующее»: «Сердце милующее — это горение сердца о всем творении: о людях, птицах, животных, [даже] о демонах и всяком создании Божием. При воспоминании о них или при воззрении на них, глаза человека проливают слезы. От сильной жалости умиляется его сердце, и не может он слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью».

Святой говорит о состоянии, которое Бог даёт как венец, как награду за духовную работу человека. Наша же задача — думать не о венце, а о том, каким трудом достигается эта награда, как нам научиться любить. Обучение милосердию, как правило, происходит в самых обыденных и повседневных моментах, на которые мы, возможно, и внимания не обращаем в рутине жизни. Я думаю, они происходят чуть ли не каждый день.

Например, в вашем доме может жить одинокая соседка, которая несколько дней из квартиры не выходит, и никто не знает, как она себя чувствует. Или вы видели в магазине пенсионера, смущённо пересчитывающего мелочь, потому что не хватает денег на продукты. Или кому-то плохо стало на улице. Всё это так привычно, так обыденно, что мы порой даже не обращаем на этих людей внимания, а ведь именно в такие моменты в человеке и воспитывается милосердие. Поэтому я часто напоминаю прихожанам, что христианин смотрит не только внутрь себя, но и вокруг, на ближних — чтобы не упустить возможности послужить им.

Остаться человеком

С сожалением приходится констатировать, что дела милосердия для нас неестественны. Я думаю, каждый чувствовал, как тяжело, с надрывом оно порой прорывается. Чтобы научиться любить и быть милостивым, нужно понуждать себя делать такие дела. Это правило относится к любой добродетели: например, не хочется молиться, но ты понимаешь, что без молитвы твоя жизнь превратится в ад, поэтому через «не хочу» понуждаешь себя и становишься на молитву. Так и с делами милосердия: не хочется открываться, вылезать из своего мирка, потому что с чужой болью и нуждой соприкасаться тяжело, — но делать это нужно. Есть замечательный афоризм — жаль, не знаю точно, кому он принадлежит: «Пока человек чувствует боль — он жив. Пока человек чувствует чужую боль — он человек».

В современном мире так мало милосердия потому, что чаще всего мы просто не замечаем тех, кто нуждается в помощи. Мы настолько заняты собой, своими проблемами и переживаниями, что нам просто некогда оглянуться вокруг. А ведь за исполнение этой заповеди Господь обещает нам спасение: говорит, что мы помилованы будем!

Насколько это важно для христианина, можно понять из богослужений и тех молитв, которые мы произносим. Самое частое прошение и самая короткая молитва — это просьба о милости: «Господи, помилуй!» О том же и молитва мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному», и Иисусова молитва «Господи, помилуй мя грешного». Нужно отметить, что обещание Бога даровать помилование работает и в обратной перспективе: если мы не будем милосердными, то не в состоянии будем и принять милость Божию. Поэтому заповедь о милосердии может быть благословением, но может стать и приговором. Не случайно Господь нас предостерегает: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15).

Священник Олег Черниченко

По материалам сайта pravlife.org