Нас всех спасет покаяние

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, ректор Минской духовной семинарии, — о значении Великого поста.

Множатся территориальные конфликты, растут угрозы терроризма и экстремизма, разрушается система контроля над вооружениями, а вдобавок эпидемия коронавируса уносит жизни тысяч людей. Для многих держав открылись возможности изменения статуса и уровня влияния на международной арене. Неизменными для нас, как и во все времена, остаются лишь Божии законы и установления.

2 марта начинается Великий пост. О значении и важности Великого поста сегодня, о значении покаяния, – интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, мир находится в великом беспокойстве, оно господствует на всей нашей планете. Люди говорят о мире, но готовятся к войне. Что может нас спасти?

— Покаяние. Нет греха, который бы устоял против покаяния. Оно — дар, данный падшему естеству человеческому, им очищается, изглаживается всякий грех.

Церковная история изобилует примерами, которые говорят о мощной силе покаяния. Разбойник, распятый одесную Богочеловека, получил спасение в последние минуты своей бурной жизни.

Лишь он смирился, лишь признал себя достойным осуждения, как отверзлись его душевные очи, и он познал в распятом близ себя Богочеловека; познав, исповедал и получил обетование вечного блаженства (см. Лк. 23:40—43).

«Покаяние — это великое дело, — говорит преподобный Паисий Святогорец. — Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога.

То, что у человека есть такая сила, — это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь “согреших”? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения.

То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его».

Человечество стоит на грани войны, а причина любой войны — грех. Если мы грешим, то теряем связь с Богом, потому таким хрупким стал мир.

Когда человек грешит и не кается, этим помрачается его ум. Помраченный же и отдаленный от Бога ум, по словам святителя Григория Паламы, становится подобным уму животных, или демоноподобным. Решения такого человека не будут богоугодными…

— Сегодня, Владыко, еще одна реальная угроза нависла над человечеством — коронавирус. Мы пожинаем плоды греховной жизни?

— Без воли Божией ничего не случается, даже волос с головы человека не падает, как читаем в Евангелии (см. Мф. 10:30). Всегда бедам и несчастьям предшествует духовное падение отдельного человека, семьи, страны и всего человечества. Цель посылаемых бедствий — подвигнуть людей к покаянию.

Подобные эпидемии уже возникали. Вспомните птичий и свиной грипп, атипичную пневмонию. Сейчас вот коронавирус. Одни эксперты называют его этнически-специфичным биологическим оружием, иные утверждают, что это природно-очаговое заболевание.

Только, думаю, начинать нужно не только с поиска вакцины. Когда люди поворачиваются с покаянием, молитвой к Богу, опасность всегда исчезает.

— В марте мы вступаем в Великий пост. А это — самое благоприятное время для покаяния, для того, чтобы встать на путь спасения…

— Во все времена диавольская сила порабощала себе человека, угождая его плоти и воюя на дух. Но, пожалуй, никогда еще этой силе не удавалось так овладеть человеком, как в наши времена. И никогда еще человек не был так духовно слаб, внутренне опустошен, как теперь.

Перевернута иерархия ценностей, изменившая духовное наше устроение, произрастившая зловещие плоды, которые мы теперь и пожинаем. Вместо служения духу мы стали служить плоти и своим похотям. А следствие этого — умножение беззаконий и, как предупреждал нас Господь, охлаждение любви в людях.

Вот потому для проверки нашей верности Господу очень ценен институт поста. Не просто на словах исповедание человеком своей принадлежности к Церкви Христовой, а очищение духа, восстановление царственной власти над телом.

Мы идем навстречу Христу, готовим себя к Пасхе, избавляем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному.

Пост — это не строгая диета, но время молитвы. Само по себе ограничение в пище не подготовит нас к Великому Празднику. Но если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей, то приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Создатель. Прежде всего внутренней чистоты, кротости и смирения ожидает от нас Господь Бог наш.

В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением».

Пройдя достойно пост, на Пасху мы с вами имеем возможность проверить, насколько исцелился наш дух, насколько стал он способным принимать Небесную радость, насколько не чужд он Божия Царства.

Спасаются не праведники и не грешники, а увидевшие свое недостоинство перед лицом Всемогущего Бога и приносящие искреннее покаяние.

— К сожалению, Владыко, на исповеди чаще люди ограничиваются лишь перечислением грехов. Как же научиться сокрушаться о них?

— Таинство Исповеди имеет особую трудность — человек должен покаяться в грехах. Настоящее покаяние — осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого поисповедоваться. Это самое главное.

В любом Таинстве требуется, чтобы человек шел навстречу Богу. Для духовной жизни не нужны многие годы. Покаявшись, человек в одно мгновение может перенестись из адской муки в Рай, может уподобиться Ангелу, а может — демону.

У покаяния должны быть плоды. Это не просто «я раскаялся» или «я поменялся». Как говорит Апостол Павел: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное…» (Еф. 4:28). Вот это плод покаяния, очень важная вещь, которая касается каждого кающегося.

Преподобный Паисий Святогорец отмечает: «Мы сегодня едим постную пищу, но не постимся. Мы читаем духовные книги, но не имеем духовного опыта. На исповеди мы называем свои грехи, но не каемся. Мы знаем наизусть много молитв, но не молимся».

Царь и пророк Давид говорил: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» (Пс.61:2). Пророк владел царством, был любим народом, одерживал блистательные победы над врагами, но только в Боге находил покой сердца и простор внутренней свободы. Это и есть самое главное.

— 6 марта исполняется 30 лет Вашего служения наместником Свято-Успенской Жировичской обители. Как менялась духовная Ваша жизнь, Владыко, за этот внушительный отрезок земного времени?

— Когда мы рассуждаем о духовной жизни, важно понимать всю ограниченность и условность нашего человеческого языка. Могу сказать одно: все эти годы меня, грешного, Матерь Божия не оставляла.

Здесь, в обители, думаю, все чувствуют Ее благодатное присутствие, потому что Матерь Божия — Мать всех христиан, особенно монахов.

Пресвятая Богородица знает немощь нашей природы человеческой, ибо Сама ее носила. Она сопереживает, сострадает нам и всегда спешит на помощь. Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждую мольбу, обращенную к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни.

Духовная жизнь — процесс динамичный, это «наука из наук» и «искусство из искусств». Никакие шаблоны и инструкции здесь не действуют. Даже мнение духовного отца — это всего лишь добрый и мудрый совет, исполнить или не исполнить который волен сам человек. Идти ко Христу можно только свободно и добровольно.

В монастыре происходит постоянное взаимодействие насельников друг с другом, возникают обычные человеческие ссоры и конфликты, во время которых открывается подлинное внутреннее состояние души человека. А когда человек видит себя, легче бороться со страстями.

Как правило, мы не знаем, что нам нужно, как и чего просить, поэтому самым надежным считаю предавать себя в волю Божию, под Покров Божией Матери.

— Что Вы считаете главным для спасения души, Ваше Высокопреосвященство?

— Спасение — в самоукорении. Как учит нас святой Антоний Великий, кто сам себя укоряет, того оправдывает Бог. Об этом говорят многие святые отцы. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Обвинение самих себя, а не кого другого, в случающихся с нами скорбях доставляет нам великое благо, доставляет глубокое спокойствие и значительное преуспеяние».

Самоукорение — это тайна сердца. Я должен себя укорять всегда, потому что вижу, что каждый мой шаг несовершенен перед лицом Бога моего. Это внутренний труд, труд внимания себе, ведущий к ясному пониманию, что даже в самых добрых своих состояниях в душе сохраняется иррациональный остаток для греха. И нам всегда есть в чем себя укорить, чтобы не гордиться, не осуждать, смиряться.

В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Если я не буду укорять себя, я буду укорять всех. Тогда весь мир будет плох, а я хорош.

Очень важно никогда не оставлять внутри себя ни одного плохого помысла, а молиться о других. Любящий Бога — любит своего ближнего. И любит того, кто тебе завидует, всячески вредит, даже помышляет убить. Нужно любить всех. Монах должен быть человеком радости, и радость эта не психологическая. Это духовное состояние, ибо радость — это плод Святого Духа.

К истинной духовной радости и будем стремиться. А она доступна для нас только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, Крестной смерти, Воскресению. Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него: «Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

Дай Бог каждому из нас такую радость ощутить.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

27.02.2020

По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by