О революционных настроениях и Царствии Божием, которое внутри нас есть

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий – о необходимости личного духовного делания для стабилизации общественной жизни.

События в Беларуси после президентских выборов по-прежнему в центре внимания мировых СМИ. Жизнь белорусов никогда нельзя было назвать богатой, однако она была стабильной. Получится ли сохранить устойчивый миропорядок в белорусском обществе и покой в каждой семье, как будут развиваться события у нас в ближайшее время — предсказать сложно, ведь слишком многих охватило желание перемен. Как реагировать на нестроения вокруг и как поступать в этой ситуации христианину — об интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.

— Ваше Высокопреосвященство, то, что происходит сегодня в Беларуси, для нас нетипично. Как могли возникнуть такие революционные настроения?

— Еще в XIX веке французский политический деятель, лидер консервативной Партии порядка Алексис де Токвиль выдвинул тезис о том, что революции происходят не там и не тогда, где совершенно жить невозможно, а там, где хорошо, но хочется еще лучше.

Наверное, именно по этой причине наиболее активные и идут на акции протеста за это «лучшее» бороться. Оказавшись в потоке, человек практически не может его покинуть: парализуется воля, подчиняясь всеобщему протестному настроению.

Мы все время пытаемся привести в порядок мир, в котором живем, забывая, что Царствие Божие внутри нас есть (см. Лк. 17:21). Не снаружи, внутри! «Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего», — говорил святитель Лука Крымский.

И не кого-то обвинять нужно в том, что у тебя что-то в жизни не заладилось, а виноватым считать самого себя — это позиция христианина. Вне своей души нигде мы не найдем ни радости, ни счастья.

Когда Христос говорит, что Царство Божие внутри нас, это означает, что если Бог не воцарится в нашей жизни, то что бы мы ни старались сделать или создать, все будет дисгармонично, радости не принесет. Хоть каждый день шествуй с лозунгами по улицам или по три молебна каждый день служи, но пока ты будешь обвинять в своих проступках внешние силы, успеха не увидишь.

Поэтому нужно просить Господа о самом важном — увидеть грех в себе.

А представьте, что вдруг в эту минуту жизнь оборвется? Бог не будет судить тебя по грехам мужа или жены, начальника или президента. Он будет судить тебя самого. И только за свои грехи придется отвечать пред Создателем. Вот о чем должен заботиться каждый христианин.

Не так просто увидеть грех в себе. Лишь Господь может помочь человеку взглянуть на себя самого со стороны. Сами мы на это, увы, не способны, это милость Божия. Но даже движение души к покаянию — это уже прикосновение Господа к ней. Потом мы сокрушаемся о своем грехе. А Бог, видя наше стремление очиститься, избавляет от него.

— Зло, Владыко, сегодня действует очень дерзко, мерзость по всем мировым каналам объявляют прогрессивной, приемлемой, обязательной и даже симпатичной. Как же людям отказаться от греха?

— Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: грех есть беззаконие (1 Ин.3:4). Святой Апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. А чтобы выправить себя, начинать духовную жизнь нужно с исповеди.

Исповедь — это Таинство примирения Бога и человека, явление любви Божией. На исповеди верующий в присутствии священника кается в своих грехах и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение.

Но и на исповеди можно замкнуться в себе и все равно остаться внутренне безутешным, глубоко в душе не желая осудить себя, а продолжать искать вину в других.

Преподобный Паисий Афонский учит: «Сердце очищается слезами и воздыханиями. Одно воздыхание с болью душевной равнозначно двум ведрам слез. Будем плакать о своих грехах, надеясь всегда на любовь и милость Божию. Погрузим душу в источники слез. Не ограничивайте молитву только словами. Сделайте всю свою жизнь молитвою к Богу».

Искреннее покаяние возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом Таинстве. И, как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), «утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне — в мрачных помыслах безнадежия. Оно приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

— Ваше Высокопреосвященство, законы Божии очевидны для тех, кто с юности сохранил чистоту сердца. У человека же, зараженного греховными навыками, очи души мутнеют. Как исправить ее зрение?

— В подземных озерах Мамонтовой пещеры в Америке водятся такие рыбы, ящерицы и лягушки, которые внешне не отличаются от живущих на земной поверхности, но имеют одну особенность: у них нет глаз. Почему орган зрения атрофировался без остатка?

Ученые объясняют это просто: в подземные озера не проникает ни один солнечный луч, там царствует вечный мрак. Глаза оставались без дела, вот зрение постепенно и стало слабеть, а в результате через несколько поколений от глаз не осталось даже глазной впадины.

Такой же закон действует и в духовной жизни. Человек может потерять волю, память, сообразительность, любые данные ему Богом способности, если не будет тренировать их, постоянно используя. Но самое страшное — омертвение к духовной жизни. А она, жизнь духовная, движется постоянно: или вверх — к добру, или вниз — ко злу. Это как плавание на лодке: пока гребешь, лодка скользит вперед, только перестал, сложил весла, ее начинает относить назад.

Когда мы пытаемся над душой своей трудиться, стараемся исправлять свои недостатки, то сила Божия начинает царствовать над мыслями, чувствами, желаниями. Ничего мы без Бога не можем. «Тщательное исполнение заповедей Христовых, — как учит нас преподобный Симеон Новый Богослов, — научает человека его немощи».

Человеческому обществу следует стремиться жить по заповедям Божиим в подражание святым. Оно должно быть построено по Евангельским законам — тогда его будет хранить и оберегать Сам Господь. А сие зависит и от каждого из нас.

— Однако человечество, Ваше Высокопреосвященство, все больше скатывается к завершению своей истории, неуклонно приближая приход антихриста. Судя по всему, время это не за горами?

— Когда мир обнищает добродетелями, отступит от людей благодать, и только тогда противник Бога сможет прийти на землю.

Пребывая до тридцати лет в неизвестности, антихрист потом заявит о себе ложными чудесами и, наконец, воссядет на троне, как владыка мира. Блаженны сразу распознавшие в нем служителя тьмы! Но таких будет немного. «Лукавые духи, разосланные по Вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об антихристе, общий восторг и непреодолимое влечение», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Созвучный духу времени, антихрист сумеет расположить к себе людей.

Его царствие случится в условиях войны, когда истерзанные братоубийством народы не будут видеть выхода из мирового кризиса. Он предложит установить во всем мире единый политический и социальный строй.

Народы согласятся, забыв о том, что стремление к насильственному объединению мировых держав во все века вызывало мистический ужас всех мыслящих людей, знающих из Священного Писания, что такое желание может возникнуть только у антихриста, который родится от блудницы с целью мирового господства.

Люди, которые не бывают в церкви, не причащаются Святых Христовых Таин, чужды вразумления Духа Святого. Они не смогут осмыслить сущность последних земных катаклизмов. Мировая трагедия предстанет им в сугубо политических красках.

Известный русский публицист, религиозный и политический мыслитель начала XX века Лев Александрович Тихомиров не был знаком с современными информационными технологиями и, конечно же, не мог предвидеть всего, что происходит в наши дни. Но он очень четко определил, что основной задачей антихриста будет формирование из людей, как он тогда выразился, «психических батарей», которыми смогут управлять падшие ангелы.

Чтобы победить диавольские воздействия, следует не быть управляемыми извне, а сплотиться вокруг Христа и жить по заповедям Божиим. Нам не на кого надеяться, кроме Него, с Богом ничто не страшно. Говоря словами Апостола Павла, если Бог за нас, кто против нас (Рим. 8:31)?

Весь сотворенный мир принадлежит Богу. Именно Он создал его и поддерживает в бытии. «Князь мира сего» — мятежник, который потерпел поражение и будет окончательно изгнан. Христос есть Спаситель мира, а спасение есть освобождение. И мы с вами призваны сражаться как добрые воины Господа нашего Иисуса Христа, не сомневаясь в Его окончательном торжестве.

— По слову Апостола Иоанна Богослова, весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19). Как может мир измениться к лучшему?

— Хоть в наш век зло непомерно умножилось, это возможно. Но только повернувшись к Богу, возродив нравственность в обществе. Когда совесть, честь и достоинство станут во главу угла, тогда не будет места для лукавых решений, воровства и коррупции. Ведь вседозволенность царит там, где отвергают заповеди.

В недрах нашей планеты непрерывно бурлят процессы, изменяющие ее лик. И если они протекают бурно, грозная стихия землетрясений превращает в развалины города, под угрозой полного исчезновения находятся целые страны.

Однако вместо того, чтобы осмыслить происходящее, повернуться к Богу, похоже, «цивилизованное» человечество окончательно запуталось в своих «достижениях». Бог — Хозяин Вселенной! Он все может изменить в мгновение ока, но при одном условии — если меняться начнут сами люди.

Немного времени отведено нам в этой жизни, чтобы попусту растрачивать его. Оно дает нам возможность изменения, проявления или утраты богоподобия, приобретения того, что раскроется в Вечности.

Господь любит нас, прощает и помогает, если мы каемся. Так давайте, дорогие мои, повернемся к Богу, будем все добрее, внимательнее, снисходительнее и милостивее друг к другу. С таким отношением к ближнему у нас есть шанс не быть Богом отвергнутыми.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

25.09.2020

По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by