Доклад Преосвященного Вениамина, епископа Борисовского и Марьиногорского, на Третьих Белорусских Рождественских чтениях в Минске 24.11.17

Ваше Высокопреосвященство, Патриарший Экзарх всея Беларуси владыка Павел, высокий Президиум, уважаемые участники Чтений, дорогие братья и сестры!

Наши Чтения носят название Рождественских и проходят в преддверии Рождественского поста. Великое событие Рождества — явления Бога во плоти, — которое мы готовимся отметить, сопровождалось, как известно, ангельским пением: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14). В этих словах ангельского гимна отражаются сердечные чаяния верующего человека — желание в мирном состоянии духа славить Бога Творца и Спасителя. Мир, т.е. согласие, внутреннее спокойствие души является одной из самых востребованных нравственных ценностей, которая важна как в будущем, так и в настоящем и имеет значение не только для духовной жизни отдельно взятого человека, но и целого общества. В подтверждение этому сложилась пословица: «Согласие между людьми прочнее каменной стены». Безусловно, от сохранения мира и согласия в обществе напрямую зависит будущее нашей страны.

Церковь и государство действуют в одном направлении, поддерживая мир и гражданское согласие, что неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Православная вера более тысячи лет известна на белорусской земле, и можно с уверенностью говорить, что она сформировала духовные устои белорусского народа. Помнить об этом необходимо сейчас, в условиях информационной открытости современного общества, когда различные идеи, благодаря средствам цифровой коммуникации, свободно распространяются, делаются предметом обсуждения на интернет-площадках, формируя новую социальную реальность, ориентированную на переосмысление принятых ранее норм и ценностей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл оценивает это явление как новую эпоху, которая «неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис её унифицирующих критериев». «Это не значит, — говорит он далее, — что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперёд, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов».

Думается, что эти слова Святейшего Патриарха актуальны и для нашей страны. На самом деле, навстречу глобализации с её массовой культурой, навязыванием общего вкуса, образа поведения, единых привычек, разрушением традиционного семейного уклада выходит новое явление, получившее у современных социологов название «глокализация» — процесс развития общества, при котором на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление. Поэтому увлечение модными веяниями всё более воспринимается как искусственное, нелепое подражание. Совершенными чудаками, например, выглядят в Беларуси молодые люди, которые на хэллоуин в костюмах фантастических магов, эльфов, вампиров неуверенным голосом обращаются к прохожим: «Конфета или жизнь?!»

Однако не менее странными являются и другие крайности, когда под видом возвращения к народным традициям совершаются факельные шествия и гадания «на суженого» в день Купалы, ритуалы «зазывания дождя» в день пророка Илии и им подобные развлекательные мероприятия. Казалось бы, что греховного в полутеатральных выдумках, шутках или играх? Но если в основе их безнравственность или просто суеверия, погружающие участников в поверхностные, но опасные «учения» и «концепции» – такие игры способны отравить и деморализовать сознание людей. Культурное действо по определению должно быть связано с воспитанием приличий, нравственного чувства, вкуса к прекрасному, оно должно возвышать над повседневностью. По этой причине, в условиях выбора культурной стратегии необходимо ориентироваться на то, что стало присущим и неотъемлемым в общественном укладе, а не придуманным или привнесённым явлением. Гениальный исследователь души человеческой и народной Федор Михайлович Достоевский высказал великую по своей глубине и верности мысль: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственности всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее».

Духовность и многие традиции нашего народа, сохранённые в Православии, учат людей ограждать себя от вредного воздействия, умерять удовольствия, сдерживать эмоции. «Смиренное самопознание до́лжно предпочитать всем другим, самым высоким познаниям; …победить и умертвить свои недобрые склонности и похотения, как бы они ни были незначительны, больше достойно похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разбитие сильных полчищ, добре вооружённых, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых», — говорит прп. Никодим Святогорец. Справедливо сказать, что умение управлять собой есть наука из наук. Думается, с этим многие согласятся. Однако христианский аскетизм порой представляется людям чем-то мрачным, как говорится, «средневековым», и Церковь мало что может дать современному человеку, пользующемуся смартфоном и интернетом. Но именно в храме наш утомлённый от суеты современник, словно унесённый житейской бурей, обретает настоящий островок спасения и успокоения. И в этом кроется свидетельство того, что ни потоки информации, ни стремительность перемен не приносят настоящего умиротворения.

«На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога», — говорит прп. Исаак Сирин, подвижник VII века. Сколько времени отделяет нас от жизни таких христианских учителей, а их понимание глубин человеческой души не перестает удивлять своей современностью.

В самом деле, стоит хотя бы ненадолго остановиться и отрешиться от повседневной суеты, чтобы взглянуть на окружающее совсем другими глазами. Известный русский философ князь Евгений Трубецкой (1863—1920) писал свою книгу «Смысл жизни» в годы гражданской войны, когда Россию постигла духовная катастрофа. Посреди братоубийственной бессмыслицы философ остро переживал происходящее и искал то, ради чего все-таки стоит жить: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой безусловно стоит жить… вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество в искании этого смысла». О каких неудачах говорит здесь философ? О тех, которые постигают человека, полагающего жизненной целью только самого себя. «Живи для себя», «бери от жизни всё» — эти девизы ведут к саморазрушению вследствие приоритета биологических инстинктов над социальными и нравственными нормами. В Евангелии подобный биологический принцип жизни выражен словами безумного богача: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19), вскрывающими трагическое противоречие: богатства накоплено на многие годы, но земное существование так кратковременно. Посвятив значительную часть жизни на земные приобретения, человек так и не успевает вдоволь насладиться полученными благами.

Ради какой же цели стоит жить? Ответ на этот вопрос дан изначально и находится в согласии с голосом совести внутри каждого: полноту радости испытает тот, кто пройдёт свой путь, как Бог заповедал, в бескорыстном служении другим людям. Это и есть тот урок, которому с младенчества учились многие поколения наших благочестивых предков. В современных обстоятельствах соблюдение христианских заповедей, т.е. традиционных нравственных ценностей, есть условие нашего выживания. Только на них может держаться мир и гражданское согласие в обществе.

Идеал правового, социально-ориентированного государства связан с представлением о справедливости. Однако человеческая правда не может заменить собой более совершенную правду Божию. Старец Паисий, афонский подвижник XX века, замечает по этому поводу: «Человеческая справедливость подобна метру, т.к. каждому дает поровну и не отклоняется в ту или иную сторону… Божественная же правда преклоняется и дарует всем с благорасположением: и от достойного наказания не истязует, и достойного похвалы исполняет всяким благом». Развивая эту мысль афонского старца, можно сказать, что общество будет иметь тем более справедливый, гармоничный и совершенный уклад жизни, чем более будет стремиться к исполнению Божественной правды, которая связана с состраданием, милосердием, самопожертвованием, прощением и незлобием.

В этом отношении неизменным примером для христиан является Спаситель Иисус Христос. Он явил на земле такую любовь что, как пишет св. ап. Иоанн Богослов, «положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» Далее апостол заключает: «Станем же любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:16-18).

В этом контексте особенно востребовано во все времена добровольчество –– бескорыстное служение в современном мире, в котором оскудевает любовь (см. Мф. 24:12), служение ради Христа на благо ближнего. Уже два года успешно реализуется республиканский проект «Дорогой Милосердия – помощь хосписам Беларуси». Данный проект Белорусской Православной Церкви стал возможным в первую очередь благодаря поддержке Министерства здравоохранения.

В Беларуси около 15 тысяч онкологических больных, нуждающихся в паллиативном уходе, 18 хосписов и отделений паллиативного ухода, в том числе 6 детских и 1 строящийся в г. Бресте. Все они взяты под опеку проекта, в рамках которого оказывается материальная помощь в виде приобретения средств гигиены и ухода за пациентами, находящимися в больницах сестринского ухода и на дому.

Сейчас в комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии готовится документ «Концепция добровольческого служения в Русской Православной Церкви». Нам надо вместе постараться убрать все административные барьеры для того, чтобы добровольцы активно могли участвовать в работе медицинских и социальных организаций разного профиля.

Сегодня мы стали свидетелями важного шага в этом направлении. В рамках III Белорусских Рождественских чтений подписана Новая Программа сотрудничества Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви.

Понимая как важно воспитывать высоконравственного человека и гражданина, естественно обратиться в первую очередь к семье. Святитель Филарет Московский заметил, что семейство древнее государства: «Государство образовалось из семейства. Поэтому жизнь семейная по отношению к государственной есть некоторым образом корень дерева». Православная Церковь всегда стояла за укрепление института семьи. В начале XX века количество разводов в Минской губернии составляло семь случаев на 10.000 браков, т.е. сотые доли одного процента! В настоящее время число разводов по стране доходит до 60 %. Большое число разводов свидетельствует о нестабильности этой элементарной ячейки общества. Чтобы молодые люди, решившиеся на брак и венчание в храме, понимали важность этого шага, священнослужители проводят обязательные беседы, на которых говорится о богоустановленности семейного союза и верности друг другу в течение всей жизни, о других важнейших нравственных условиях счастливой семейной жизни. Однако одних разъяснений недостаточно. Нужны положительные примеры семей, которые смогли преодолеть все испытания, закалились и с годами приобрели нерушимую крепость. Такие примеры есть, и молодым людям есть, у кого поучиться. Хорошо бы организовывать встречи между разными поколениями на тему семейных отношений, как в храме, так и в разных учреждениях. В таких встречах могли бы принимать участие как социальные работники, педагоги и психологи, так и представители Церкви. В диалоге могут разрешиться многие проблемы, что непременно приведёт к снятию внутрисемейного напряжения.

Стабильность семьи важна еще в одном отношении. В подражании своим родителям ребенок с малых лет усваивает нормы поведения, которые станут для него правилами на всю жизнь. С сожалением приходится говорить о том, что нынешние дети зачастую не получают в семье элементарных знаний даже о личной гигиене. Возможно, некоторые молодые родители надеются, что всему должны научить в детском саду или школе. И воспитатели, и педагоги, конечно, делают многое, но они не могут заменить родителей. В некоторых приходах, опять же, есть практика организации встреч опытных родителей, чьи дети уже выросли, с молодыми мамами и папами. Беседа в неформальной обстановке с участием священника, семейного психолога или педагога поможет найти ответы на самые трудные и актуальные вопросы.

На втором месте после семьи в деле воспитания стоит, безусловно, школа. Настоящее образование немыслимо без воспитания и школа есть не только образовательное, но и воспитательное учреждение. Первая добродетель, которую должен постичь ученик, это трудолюбие, прилежание в учебе. Когда ребенок выводит в прописи буквы, он не просто тренирует свои пальцы и глазомер, но учится старательности. Это качество поможет ему впоследствии справиться и с более сложными заданиями по физике, математике и языкам. «Учись учиться!» — этот известный принцип дидактики ставит в прямую зависимость успехи ученика от его способности учиться. Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил, что трудолюбие должно формироваться с самого раннего возраста, чтобы все последующие труды стали для ребенка легкими и посильными. Большим переживанием для ученика и беспокойством для его родителей является неуспеваемость по предметам. Случается, науки не даются при всём старании. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему», — учит ап. Иаков (Иак. 1:5). Православная Церковь знает примеры великих святых, становлению которых в детские годы помогла молитва. Достаточно вспомнить имена преп. Сергия Радонежского, прав. Иоанна Кронштадтского.

Хочется подчеркнуть необходимость продолжения работы по созданию и внедрению в учебных заведениях воспитательных курсов, основанных на благочестивых традициях нашего народа. Конвенция о правах ребенка призывает государство действовать в интересах физического и психического развития ребенка, признавая традиционные культурные нормы. Для гармоничного развития личности необходимо, наряду с пониманием прав и свобод, с детства приучать человека также к ответственности. В связи с этим с бо́́́льшим основанием можно говорить о том, что воспитание ребенка в целомудрии более соответствует его возрастным интересам, чем сомнительные формы «полового просвещения».

Нравственные качества, которые закладывает семья и школа, обусловливают будущую профессиональную деятельность молодого человека. Тот, кто не позволит себе украсть или обмануть, не выпустит некачественное изделие, не продаст испорченный товар покупателю, не припишет в своем отчете ложные показатели. Нравственное отношение к труду есть лучшая гарантия безопасности на производстве или в учреждении.

Дорогие участники чтений! Хочется выразить уверенность в том, что христианские заповеди не будут забыты нашим народом. Нравственные ориентиры помогают обретать не только смысл жизни сегодня, но и найти ответы на вызовы цивилизации в будущем.

Спасибо за внимание!