Подростки в приходской общине

22 мая 2022 года в рамках XXX Международных образовательных чтений прошел дискуссионный семинар по теме “Подростки в приходской общине”. Дискуссию модерировал руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеромонах Геннадий (Войтишко).

Отец Геннадий отметил, что на протяжении последних лет Синодальный отдел на различных площадках поднимал вопросы жизни детей подросткового возраста в приходах: причины их ухода из Церкви, проблему комплексного взгляда на них, проблему знаниевого подхода в наставлении в вере, практической помощи детям и т.д., сейчас же “пришло время подумать о том, как мы, взрослые христиане, можем подготовиться к этому кризисному возрасту и что мы можем сделать дальше, чтобы пережить его вместе? Пережить, поддержать и сохранить юного человека в Церкви”.

Для поиска ответов на эти вопросы были приглашены эксперты:

  • священник Павел Островский, миссионер, настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино (Московская область);
  • Алексей Шириков, теолог, редактор портала «Иисус», автор “Дневников Поста”;
  • Егор Коврижкин, руководитель подросткового клуба технического творчества “Самоделкин”, создатель и руководитель детского православно-ориентированного лагеря “Звезда Вифлеема”;
  • Марина Иосифовна Козлова, заместитель зав. кафедрой Социальной работы и защиты прав населения РПУ, психотерапевт;
  • Арсений Карпенко, миссионер, ведущий молодежного телеграм-канала OrthodoxHouse;
  • отец Дмитрий Прохоров, руководитель молодежного отдела Норильской епархии, руководитель подросткового клуба “В притворе”.

Марина Иосифовна Козлова, описывая возрастные особенности подростков, вспомнила о культуре воспитания в так называемых “примитивных обществах”, где нет разделения детского и взрослого миров и нет острых детско-родительских конфликтов. “Вопрос не в гормональной перестройке подростков,  не это делает детей неуправляемыми. Дело в том, что ребенок хочет, чтобы его принял взрослый мир, а мы его не принимаем! “Ты еще маленький, твоя цель — учиться”. И, к сожалению, воскресные школы становятся в эту же линию”.

Эксперт подчеркнула потребность подростков в том, чтобы объединяться вместе и что-то вместе делать! “Если Церковь предложит такое место, то множество проблем будет решено”.

Размышляя о лидере подросткового сообщества, Егор Коврижкин отметил:

“Человек, который работает с подростками, должен обладать ярко выраженными лидерскими качествами. Он должен уметь включать детей в поле своего личного интереса! Это не тот, кто просто передает знание. Если лидер сам ходит в храм и просто приглашает в храм — он делает значит больше, чем классический воскресношкольный педагог! Нам нужен тот педагог, кто готов личностно тратиться и вести за собой. Он должен не передавать материал, а отдавать себя детям”.

Священник Павел Островский, продолжая разговор о компетенциях приходского педагога и базовых подростковых потребностях, заметил, что педагогу, прежде чем что-то говорить детям, нужно научиться молчать: “Сначала нужно замолчать. Уметь терпеть и быть честными с детьми. Потому что воспитание — не “экспресс”, а “медленная электричка”. Нельзя спешить, нужно открывать подростку возможности для совместного молчания и общения”.

Эксперты делились опытом воспитания и взросления в своих семьях и в своих приходах, размышляли о том, как семья может подготовиться к кризису и какие условия может создать приход для жизни подростка в Церкви. По словам Егора Коврижкина, если подростку нужно общение, значит нужно создавать, в первую очередь, площадку для общения в приходе. Но дальше, чтобы среда не начала разлагаться, нужно переходить ко второй задаче — приглашать детей в общее дело, которым горит подростковый лидер.

“Необходимо сделать все возможное для того, чтобы подростки взрослели в Церкви, в кругу друзей, рука об руку со значимым для них церковным взрослым, — подытожил обсуждение отец Геннадий (Войтишко). — Если приход станет для подростков безусловно принимающей и поддерживающей средой, то появляется дополнительная надежда на то, что данный жизненный этап может быть благополучно преодолен”.

В целом, два часа оживленного общения были насыщены значимыми выводами, идеями, которые могут вдохновить приходского педагога и помочь увидеть в новом свете трудные области взаимодействия с подростками в своих приходах.

Видеозапись семинара размещена на официальном YouTube-канале «Православное образование».

https://www.youtube.com/watch?v=MASvBid2mYE&t=1s

По материалам сайта pravobraz.ru