Православная педагогическая культура: утраты и обретения

Доклад Дивногорцевой Светланы Юрьевны, доктора педагогических наук, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, прочитанный на II Рождественских чтениях в Минске.

 

Образовательное пространство любой страны развивается в контексте ее культуры. В странах православного вероисповедания образование на протяжении многих веков было тесно взаимосвязано с православной культурой, связь которой с образованием и педагогикой позволяет говорить о существовании феномена православной педагогической культуры.

Стоит отметить, что само образовательное пространство в землях нынешней России и Белоруссии с момента Крещения Руси стало выстраиваться как пространство православной педагогической культуры. Византизм, соприкоснувшись в этот период с нашей культурной почвой, нашел ее по-язычески довольно простой. Это позволило нам не переработать его культуру, как было в странах Западной Европы, а впитать практически полностью, минуя какое-либо тесное соприкосновение с античной культурой. Таким образом, православная педагогическая культура на территории наших стран формировалась через преемственность с новозаветными и ветхозаветными педагогическими традициями. Эта преемственность проявлялась прежде всего в неизменной направленности педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности или, как принято было говорить в дореволюционный период, — религиозно-нравственное. На основе библейского видения человека и мироздания православная педагогическая культура выстраивала свою аксиологическую составляющую с собственным пониманием особенностей воспитания, развития и обучения личности.

Истоками развития ее теоретической мысли стали прежде всего книги Священного Писания, а также жития святых, летописи, поучения — так называемая учительная литература, содержащая библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Церкви. Она не была педагогической в современном понимании смысла этого слова, но формировала менталитет наших народов, определяла практику воспитания и обучения, поскольку содержала идеи религиозно-нравственного воспитания и развития личности, содействовала уяснению семейных отношений.

Постепенно, начиная с XI века, на Руси появляются оригинальные произведения отечественных авторов — людей духовного звания, воспитывавших паству не только посредством наставлений, но и литературного слова. В святоотеческой (церковно-педагогической) литературе нашли свое отражение прежде всего проблемы религиозно-нравственного развития и воспитания личности. С конца XVIII века появляются сочинения религиозных философов. Их антропологические учения, сформулированные ими идеи о развитии культуры и образования в России вырастали на почве святоотеческой литературы, тяготея в большей или меньшей степени к церковной установке. Философская мысль поставила перед православной педагогической культурой ряд важнейших задач, в частности, определила направление образования как «разум в вере». Именно такое образование, считали русские религиозные философы, порождает целостность личности. Их мысли в дальнейшем были развиты в трудах Н.И. Ильминского, Н.И. Пирогова, К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и ряда других ученых- педагогов. Следуя святоотеческой и религиозно-философской мысли, антропологическим представлениям о человеке в христианстве, православно-ориентированные ученые и педагоги настаивали на целостности образования при приоритете духовно-нравственного развития личности, осуществляемого в тесной взаимосвязи с религиозной жизнью индивида. Эта мысль стала своеобразным кредо православной педагогической культуры. Соответствующим идеалом образовательного учреждения представлялась народная школа, взаимодействующая с Церковью.

Таким образом, за период с 988 года – времени Крещения Руси — по начало ХХ века в нашем отечественном образовательном пространстве сложилась единая педагогическая парадигма. Она была сформирована в недрах двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли — церковно-педагогического знания, выраженного в форме святоотеческой мысли, и научно-педагогического знания. Это была парадигма православной педагогической культуры с присущей для нее доминантой духовно-нравственного воспитания над обучением, синтезом религиозных знаний, христианской нравственности и умственного воспитания в содержании обучения, участием Церкви в образовательном процессе и социальной деятельности, опосредованностью педагогических знаний христианской антропологией, развитием научно-педагогического знания в тесном взаимовлиянии со святоотеческой мыслью и идеями религиозных философов.

Однако уже в начале ХХ века решающее влияние на педагогику начали оказывать идеи свободного воспитания, игнорирущие участие Церкви в образовательном процессе. Последующая смена политического строя и расшатывание православных устоев в жизни российского общества привели к перемене педагогической парадигмы.

В период советской власти образовательная деятельность Церкви и развитие теоретической мысли в недрах православной педагогической культуры были практически сведены к минимуму. Однако и советское время оставило нам ряд работ выдающихся ученых-христиан, прямо не посвященных педагогическим проблемам, однако содержащих ряд ценных педагогических идей. Так, в послереволюционное время известный физиолог, академик РАН СССР А.А. Ухтомский (1875-1942), теоретически осмысляя проблемы духовного воспитания, разработал в контексте православной педагогической культуры учение о другодоминантности. Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) (1877 – 1961) в своих работах «Наука и религия», «Дух, душа и тело», «Я полюбил страдание», проповедях и духовных беседах рассматривал вопросы о соотношении веры и разума, науки и религии. За богословским и философским содержанием его работ просматриваются и педагогические проблемы, например, целостного образования личности, которое, по мысли Войно-Ясенецкого должно синтезировать веру и знание для познания мира материального и духовного в единстве или о воспитании в сердце человека добродетели любви, которая способна преобразовать духовно-душевно-телесную организацию человека, активизировать его духовные способности. Особый интерес представляет исследование педагогики старчества в трудах известного старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) (1932 — 1991), сумевшего раскрыть сущность педагогического служения старцев – воспитание с помощью Божией, по воле Божией, с молитвой о том, чтобы Бог устроил жизнь его духовного чада. В конце 50-х годов ХХ века Н. Е. Пестовым был подготовлен труд богословско-педагогического характера «Пути к совершенной радости».

Более мощно и целенаправленно православная педагогическая культура в первой половине и до 60-х годов ХХ века развивалась в среде русского зарубежья, где были созданы окончательные условия для ее институирования в научное пространство прежде всего благодаря работам прот. В. Зеньковского. При этом у него проявилось стремление не только сохранить православную традицию в образовании и воспитании детей, но и освободить ее от излишнего клерикализма и необоснованного догматизма, связав с современными исследованиями в области психологии, философии, педагогики. Результатом деятельности Зеньковского и ряда педагогов русского зарубежья стало построение целостной религиозно-педагогической парадигмы теории воспитания. Основные идеи этой парадигмы были обозначены прот. В. Зеньковским в работе «Русская педагогика в ХХ веке».

В более широком масштабе в России научные изыскания в области православной педагогической культуры были возобновлены с середины 90-х годов ХХ века. Они посвящены изучению влияния православия на развитие отечественного образования, анализу духовно-нравственных традиций, принципов и форм православного воспитания, исследованию творчества православных ученых, педагогов, святых отцов и учителей Церкви.

К настоящему времени благодаря исторически известным и современным работам в области православной педагогической культуры выработано целостное знание ее фундаментальных идей и видение этого феномена во взаимосвязи образующих его компонентов, определено смысловое значение ее категориально-понятийного аппарата, принципов организации педагогической деятельности, обобщающих исторически выверенные формы, методы и средства православного обучения и воспитания. Обозначим их.

Признание важнейшей проблемой христианства проблемы спасения личности определило цель педагогической деятельности в контексте православной культуры — подготовить ребенка к вечной жизни и жизни на земле через интериоризацию Абсолютных ценностей. Эта деятельность выстраивается на соблюдении определенных принципов, отражающих ценностные установки, изложенные в православном вероучении, важнейшими из которых признаны: христоцентричности, воцерковления, воспитания к духовной свободе, принятия ребенка как образа и подобия Божьего, воспитания индивидуальности в каждом из детей, сочетания иерархичного и всестороннего развития личности, личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы, послушания, раскрытия Православия как радостной полноты жизни во Христе, культуросообразности.

Назначением человека, согласно православной антропологии как онтологического основания православной педагогической культуры, является обожение, означающее не самовозвеличивание, но устремленность к Идеалу, воплощенному в Иисусе Христе. Соответственно воспитание в православной педагогической культуре считается нацеленным на раскрытие изначально заложенного в человеке образа Божьего, на преображение его личности, которое может быть осуществлено лишь на основе синергии человеческих психофизических сил (процесс самовоспитания), благодати Божией (воспитание, взращивание человека Богом), а также воздействии на человека других людей (родителей, педагогов, общества в целом) в процессе оказания ими поддержки ребенку и взаимодействия с ним.

Христианская заповедь о любви к Богу и ближнему не сразу, но постепенно принимаясь и впитываясь в сознание наших предков, обусловила другодоминантность ориентации воспитательного процесса в контексте православной педагогической культуры, нацеленное на приучение ребенка думать и заботиться о других. Основой взаимодействия участников воспитательного процесса в данном случае выступала соборность как духовное единение, в котором индивидуальность не подавляется, но развивается на духовной основе. Такого рода духовная интеграция способна преодолевать и обезличенность коллективизма, и негативность индивидуализма.

В структуре религиозно-нравственного воспитания личности православная педагогическая культура на протяжении нескольких веков своего развития смогла выработать три иерархически выстроенных уровня: сакральный, знаниевый и нравственно-ориентированный. Способами реализации сакрального уровня являются: следование христианским заповедям, воспитание чувства благоговения и почитания святынь, участие в богослужениях и церковных таинствах, церковная и домашняя молитва, литургический пост, покаяние, которые передаются «невербализуемым» знанием. Религиозно-нравственное воспитание, реализуемое на знаниевом уровне, допускает и требует вербализованного педагогического воздействия как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности. Основными способами реализации нравственно-ориентированного уровня становятся нравственное научение и включение ребенка в активную деятельность, развитие эмоциональной сферы как умения познавать чувствами. Эти способы воспитания направлены на формирование у личности нравственных отношений к Родине, семье, обществу.

С начала 90-х годов ХХ века наблюдается не только изучение и обобщение теории православной педагогической культуры, но и развитие ее практики. В настоящее время происходят процессы, позволяющие говорить о ренессансе православной педагогической культуры, о ее активной интеграции в жизнь социума. Изучение и анализ данных процессов сделали возможным выделить духовно-просветительское, социально-культурное и научно-методическое направления этой интеграции. Духовно-просветительское направление связано с образовательной деятельностью Русской Православной Церкви; социально-культурное направление реализуется через совместную с государственными и частными структурами благотворительную деятельность, проведение праздников, выставок, концертов, организацию летнего отдыха детей и молодежи. Научно-методическое направление интеграции включает в себя научно-исследовательскую деятельность, организацию конференций, чтений, круглых столов, экспериментальных площадок, подготовку преподавателей «Основ православной культуры», разработку учебно-методического обеспечения этого курса и т. п.

Однако до сих пор в системе нашего образования имеются проблемы, порожденные утратами православной педагогической культурой своих позиций, стагнацией развития и непризнания права на существование со стороны ряда ученых. Так, не до конца осознано святоотеческое учение о приоритете воспитания над обучением, обоснованное позже прот. В. Зеньковским в принцип «обучающего воспитания». До сих пор школа, в том числе и довольно часто православная, продолжает ориентироваться на знаниевую парадигму, не создавая в должной мере условий для духовного и нравственного развития учащихся. В православную педагогическую культуру включен не только педагог, но и священник, их деятельность призвана быть взаимосвязанной, взаимодополнять друг друга. Однако это положение, а также понимание различий функций священника и учителя не всегда осознается участниками образовательного процесса.

Современное светское образование не нацелено на то, чтобы дать человеку объективную картину основных мировоззренческих концепций, касающихся смысла жизни и тех аргументов, которые обосновывают каждую из них. В том числе это касается, например, педагогического образования. Здесь до сих пор не рассматривается в ряду других парадигма православной педагогической культуры, не изучается святоотеческое наследие, содержащее глубокие, порой выработанные в связи с личным опытом духовной жизни, идеи духовного и нравственного развития личности; присутствует стойкое предубеждение по отношению к ряду исторических персоналий, представляющих православную педагогическую культуру, а также к ряду ее явлений, например, преподаванию православного вероучения и культуры и проч.

Таким образом, православная педагогическая культура, пройдя периоды утрат и обретений, сумела создать и накопить духовно-педагогические ценности и традиции, сохраняющие нормативное и актуальное значение вне зависимости от давности своего появления, положительный многовековой опыт деятельности, который может быть активной преобразующей силой, вносящей ценные и достойные идеи в современную педагогическую теорию и практику. Этот факт должен быть осознан, понят и принят современной педагогической общественностью.

Литература:

  1. Зеньковский, В.В. Педагогика. — М.: Православ. Свято-Тихон. боговлов. ин-т —   Париж, 1996. – 153 с.
  2. Дивногорцева, С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. … дис. д.пед.н. – М., 2011. – 39 с.