Пророк Самей — о войне и мире

Протоиерей Владимир Долгих — о ветхозаветном пророке Самее, о взаимодействии воли Божией и воли человеческой и о том, при каких условиях Господь может помиловать целый народ.

С одной стороны, есть такие известные столпы, как Моисей, Самуил, Илия, Елисей; с другой же – малозаметные и теряющиеся в общей канве повествования персонажи — как, к примеру, пророк Самей, память которого Православная Церковь почитает 22 января.

Для того чтобы передать известные нам сведения о пророке Самее, достаточно будет пары-тройки предложений, но отсюда можно сделать далеко идущие выводы.

Итак, напомним, что после правления Соломона некогда единое царство разделяется на два – Иудейское и Израильское. Произошло это в Х веке до Р. Х. (Соломон умер между 932 и 928 гг.). Основным катализатором разделения послужили слова и действия Ровоама – сына Соломона. Судя по всему, его амбиции и притязания, как нередко бывает и в нашей жизни, попросту отключили мозги и здравомыслие. Третья книга Царств повествует нам, что народ просил Ровоама ослабить налоги, наложенные его отцом, при этом обещался сохранить ему верность. Но тот послушал не мудрых старейшин, а такие же «горячие» головы, какой был сам. Ответные слова царя стали довольно известными: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (3 Цар. 12, 14). Естественно, что такие радикальные заявления никому не понравились, что и привело к восстанию десяти колен (кроме колена Иудина и половины колена Вениаминова) и объединению их в отдельное государство под властью Иеровоама I.

Далее иудейский царь собирает довольно многочисленное войско, дабы отвоевать «уплывшие из рук» земли, и тут как раз появляется пророк Самей. Он передает Ровоаму Божье указание: «Не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было» (3 Цар. 12, 24). В этот раз война остановлена. Мы видим, что из приведенной цитаты выводы напрашиваются сами собой. Юридически Ровоам как законный наследник, несмотря на свои заявления об усугублении налогов, имел право возвратить то, что было отторгнуто незаконным путем. Но Господь останавливает его, дабы не проливать братской крови. Еще важно подчеркнуть, что здесь мы видим явное расхождение между правдой Божьей и правдой человеческой. Они иногда могут не только не совпадать, но и противопоставляться друг другу. То, что человеку покажется справедливым и правильным, в «очах» всемогущего и всеведущего Бога (т.е. на самом деле) таковым не является.

Некоторые войны могут показаться справедливыми (или даже «священными»), но не стоит обольщаться, ведь в любом проявлении – это все-таки убийство. В первую очередь братьями являются не столько люди одной народности или культуры, сколько все люди вообще. Показательны в этом плане слова прп. Исидора Пелусиота: «Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно [умерщвление] не невинно; почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями». А вот о юридической стороне затронутой проблемы хорошо сказал учитель прп. Исидора – свят. Иоанн Златоуст. Он утверждает, что любая война имеет греховный корень, потому «стражи законов и точные блюстители правосудия» должны имеющимися у них средствами обуздывать грехи и тем самым уничтожать поводы к войне. Ровоам не смог укротить собственные страсти, а потому мир едва не был нарушен пролитием братской крови. Вот и пришлось Богу через пророка Самея вмешаться, так сказать, в дела государственные.

Не зря Христос говорил, что при кончине века «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24, 7), ведь «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Грех в мире и в людях будет только увеличиваться, а отсюда закономерно проистекает количественная и качественная интенсификация войн и прочих противостояний. Однако же бояться нам не стоит, ведь в примере с пророком Самеем и Ровоамом мы видим, что Бог не оставляет Своей благой заботы об избранном народе, коим сегодня, уже в новозаветное время, является мы – христиане.

Здесь следует перейти к еще одному – второму и последнему свидетельству Священного Писания о пророке Самее. На пятом году правления Ровоам, власть которого уже окрепла, «оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» (2 Пар. 12, 1). В общем, все как обычно, как бы грустно это не звучало. Наказание не заставило себя ждать. В этот раз орудием кары Божьей стал фараон Сусаким, завоевавший значительную часть Иудеи и подступивший к стенам Иерусалима. Тогда Самей снова является царю и говорит от лица Господа: «Вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму» (2 Пар. 12, 5). Но Ровоам и все князья Иудеи смиряются, а потому воля Божия меняется. «Они смирились, – передает слова Господа пророк Самей, – не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима» (2 Пар. 12, 7). Ровоам не вошел в число праведных иудейских царей, все свое дальнейшее правление он вел войны с Иеровоамом, но в тот момент сумел смириться и тем самым отвратить как собственную гибель, так и гибель своих людей.

О чем нам говорит вся эта история? О том, что воля Божья и воля человеческая могут взаимодействовать. Если человек готов меняться, то и Господь может изменить Свои намерения в отношении него — как в рамках индивидуальных, так и в масштабах государственных. Здесь еще уместно вспомнить, пример с иудейским царем Езекией, благодаря раскаянию которого Бог мало того, что спасет народ от ассирийцев, так еще и самому царю прибавит 15 лет жизни (4 Цар. 20, 1-6). Важно помнить, что покаяние и добрые перемены в народе состоят из покаяния и добрых перемен в душах людей, к нему принадлежащих. Времена и сроки воцарения антихриста и Второго Пришествия Христа никому не ведомы. Не знаю, возможно ли их отложить посредством собственного сокрушения и взращивания в себе добродетелей, но то, что мы своими грехами и пороками можем кончину мира ускорить, – это вполне допустимо.

Как я уже отметил, войн и еще каких-либо возможных испытаний бояться не стоит, а всю возникающую тревогу необходимо перенаправлять на работу над собой. Да, мы трудимся не столько ради мира на земле, сколько ради стяжания блаженной вечности, но мир, хотя бы локально, может быть следствием самого главного движения человека – к Богу.

Еще нам может показаться, что наш труд не дает никакого результата, что все идет впрок, а ситуация вокруг только ухудшается. Мы, бывает, прибавляем сил, но итог представляется нулевым. И здесь не стоит отчаиваться, а вспомнить, как во время Своего третьего явления апостолам после Воскресения Христос, уже под самое утро, застал их с пустыми сетями, несмотря на всенощный безрезультатный труд. Он повелевает ученикам снова забросить сеть, которая набивается ста пятидесятью тремя рыбами (Ин. 21, 1-14). Так и нам никогда нельзя оставлять своего труда, даже если кажется, что все напрасно, может просто нужно терпеливо дождаться утра, а там нас уже ждет любящий Спаситель.

Протоиерей Владимир Долгих

По материалам сайта pravlife.org