Радоница – это радость от дара Христова человечеству – всеобщего воскресения

Иерей Андрей Гавриленко, клирик храма вмч. Георгия Победоносца (411-я батарея)  г. Одессы, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии, — о Радонице, смысле поминовения и о советах святых, как правильно молиться за усопших.

Так продолжается наша любовь, которая «никогда не перестает» (1Кор. 13:8). Умершие — часть тела и жизни Церкви, так она напоминает нам о будущей встрече с усопшими, поэтому во всех частях своего богослужения молится о них.

Сщисп. Афанасий (Сахаров), автор известного труда «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», писал: «Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершить поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву…ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб…и на каждом из них непременно в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших».

Пасхальный период очень особый, богослужение изменяется часто очень кардинально. Преображаются привычные нам чинопоследования, и над всем парит Пасхальное: «Христос Воскресе!». Это неслучайно, тут выражается вся наша надежда на искупление от рабства смерти.

Жизнь наша, как капля дождя. Она маленькая, быстрая и уходящая в землю. Все мечты кончаются смертью. Но это не от Бога. Он создал нас для вечности и для блаженства. Священное Писание говорит, что «Бог смерти не сотворил» (Прем. 1:13).

Господь наш — Жизнь и творить может только жизнь, Он — Жизнодатель. Смерть, как вор ночью, проникла через грех прародителей. Открыв свои уста для запретного плода, они впустили с пищей в свою природу грех (от греч. «промах») — нарушение воли Божией. За грехи надо платить, а плата за грех по ап. Павлу – смерть (Рим. 6:23).

Бог сотворивший нас для жизни не отступил от намеченного плана о человеке. Он дал человечеству возможность исправить ошибку и вернуться к Нему. Тут терпение и любовь Божия. Для спасения человечества Отец послал в мир Своего Сына единосущного, чтобы Сын, оставаясь Богом, стал человеком и в отличие от Адама показал бы послушание Отцу, подчинил бы свою человеческую волю Воле Божией, взял бы грехи наши, понес беззакония наши и через послушание Отцу Небесному осудил бы грех в плоти (Рим. 8:3). Иисус Христос сделал это ради нас и нашего ради спасения. За грехи наши умер и понес вместо нас наказание.

Силы ада, убивая Христа, радовались, сатана, не зная тайны Боговоплощения, сам научил Иуду предать Учителя (Ин. 13:27). Но когда нераздельный с человеком Бог сошел со Своей душой в ад, вся тьма просветилась Светом, все зло затрепетало от Добра.

Ад был разрушен, сатана связан, Богочеловек Христос упразднил абсолютизм зла в мире. И самое главное — Он победил смерть и вернулся к Жизни. Он Воскрес! Он называется первенцем из мёртвых, то есть первым, Кто вернулся к жизни, после которой уже нет смерти. Первым, Кто вернулся к жизни вечной и блаженной, где смерти нет. Гробы опустели. Сбылось пророчество: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» (Иезк. 37:12).

Сщмч. Иоанн Восторгов в наставлении в этот день говорил: «Слышали и мы, братие, о пустых гробах. Слышали – в светоносный день Пасхи…с воскресением Христовым жизнь жительствует и мертвого нет ни единого во гробе. Ибо Христос воскрес из мертвых… Он – Глава тела Церкви (Еф. 4:15–16), мы – ее члены. Но когда пробудилась к жизни Глава тела, тогда члены его не могут быть безжизненными. Он – лоза плодовитая, как Сам Он Себя называл, а мы – ветви (Ин. 15:1). Но когда лоза весною почувствует свет и тепло, когда в ней заиграет молодая и могучая жизнь, тогда ветви живут ее жизнью, и не могут остаться сухими и мертвыми».

И всем, Кто верит в Него, Христос тоже даёт эту жизнь. Как Адам — дал всем греховность и смерть, так Христос — Новый Адам — дает всем святость и жизнь. Смерть — как власть тьмы, смерть — как безысходность, больше не имеет прав на верующих во Христа Иисуса. Богочеловек вырвал у неё жало и уничтожил яд, она властная теперь только отделить душу от тела — и то на время, до Страшного Суда. Она не мучает, не содержит в мраке и в своей власти тела и души умерших верующих христиан. Она теперь слуга, отправляющая душу к Богу на суд, а тело, по словам свят. Григория Нисского, в могилу на «переплавку» от всякого зла, которое совершало, до всеобщего Воскресения.

Сщисп. Лука Крымский в проповеди на Пасху 6 мая 1945 года замечал: «Все мы, уверовавшие во Христа, тоже были бы мертвы, если бы не воскрес Христос, ибо дух наш требует, как безусловно обязательного, бессмертия. Дух наш не может никак примириться с тем, чтобы такие великие праведники, как, например, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, просто умерли, исчезли, канули бы в какую-то бездну небытия…Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес». Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших».

Христос Воскрес и уже не умрет – Он в бессмертии, так будет и с нами. В светлые пасхальные дни Церковь обнимает всю вселенную, живых и мертвых, в едином хоре движет на славословие Воскресения Христова: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь; смерти празднуем умерщвление, адов низложение, иного жития вечного начало».

Как же воскреснут мертвые?

Хирург и профессор, знавший физиологоию человека лучше чем все атеисты, архиепископ и исповедник Лука Крымский, ссылаясь на авторитет Библии и здравого смысла, говорит: «Зерно, брошенное сеятелем во вспаханную землю, перестает существовать как зерно: оно распадается, разлагается, оно как бы умирает, но только как бы, потому что в нем заложены великие силы жизни. Из зерна, прекратившего свое существование зерна, силой Божией вырастает большое, прекрасное, полезное и необходимое для нас растение».

Святитель задает вопросы, рассуждает и дает ответы и советы:

«Не из всякого семени одно и то же растение, но каждому дает Господь Своей животворящей силой особое тело: особое тело у колоса пшеницы, особое тело у овса, особое у кустарника. И все тела эти откуда? Из семени, которое умерло.

Чьей же силой растут и появляются эти новые тела? Конечно, силой Божией, силой Духа Святого, которая живет во всякой клетке и животного, и растительного организма.

Вот эти слова св. апостола надо вам всем понять и твердо запомнить: «Есть тело душевное, есть тело и духовное». Тело душевное – это наше нынешнее тело, это – плоть и кровь; это кости, мускулы и внутренности. О нем говорит св. апостол Павел, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор. 15, 50). И обреченные на тление тела душевные не могут наследовать нетления.

Как же понимать нам эти слова? Вспомним, в каком теле воскрес Господь Иисус Христос, в том ли самом, в каком жил до смерти Своей? Нет, в ином, в новом теле, в теле, обладавшем свойствами необычайными, какими при жизни не обладало. Тело Воскресшего Спасителя проходило чудесным образом сквозь закрытые и запертые двери. Итак, тело Воскресшего Господа было не душевным, а духовным телом. Вот подобными же духовными телами будут и тела всех воскресших людей. Когда воскреснут они и какой силой? Конечно, только силой Божией».

Сегодня, в день Радоницы, мы вспоминаем, что у Бога ключи от жизни и смерти, Он весь Милосердие и весь Любовь. Радоница – это радость от дара Христова человечеству – всеобщего воскресения. И мы просим Его принять души всех наших близких в Свои небесные чертоги. В ожидании воскресения мёртвых и встречи со всеми отцами и матерями будем петь сегодня: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Сщмч. Иоанн Восторгов в Грузии в этот день более ста лет назад говорил: «В Пасху Господню, в чудные дни, когда пред нами Начальник жизни, живыми и мертвыми обладаяй, Своим воскресением осиявший все гробы и сущим во гробех живот даровавший, эти сущие во гробех, эти дорогие покойники становятся к нам особенно близки, близки до ощутительности, они стоят у нашего сердца, взывают о духовном общении с ними. Отсюда сам собою создался и сам собою держится глубоко трогательный обычай…день радости пасхальной делить с умершими и молиться о них всенародно и торжественно. Пойдем, возвестим им о востании Господа, разделим с ними радость нашу, и скажем им привет святой пасхальный: Христос Воскресе!»

Новомученик дает несколько советов, которые так же действенны и в наши дни: объединиться с умершими во Христе Воскресшем – тогда в радость будет свидание с ними; помолиться о них и посетить гробы – это равняется  подвигу жен мироносиц, посетивших гроб Христов, так как Христос обещал усердие для братьев принимать за усердие к Нему: «что сотворили вы единому из братьев Моих меньших, то Мне сотворили» (Мф. 25:40).

В заключение хотелось бы поделиться советом на этот счет сщмч. Сергея Мечева. Размышляя о заупокойной молитве, он наставляет, как молиться в день церковного поминовения: «Мы молимся, как часть Тела Христова, и только такая молитва и может принести им облегчение и успокоение. Давайте в этот день молиться о тех, кто с нами жил и молился и кто ждет от нас помощи, о тех, с кем мы вместе проходили путь духовного делания. Вспомним и тех, с кем мы встречались и сталкивались в жизни, ибо мы знаем, что всем нужна наша память и молитва. А затем помолимся и о тех, кого мы не знаем, но за которых пришли помолиться другие, которые дороги им».

По материалам сайта pravlife.org