Рекомендации по проведению огласительных бесед

Методические рекомендации разработаны для содействия в катехизации готовящихся ко Крещению (оглашаемых) и восприемников, а также лиц,
желающих больше узнать о Православии, повышения качества проведения
огласительных бесед и определения общих требований к практике
катехизации в Белорусской Православной Церкви, предотвращения формализма в организации этой работы.

Целью огласительных (катехизаторских) бесед является подготовка к
осознанному принятию Крещения и обязательств, возлагаемых на родителей
и восприемников при Крещении, активному их участию в церковной жизни,
а также предупреждение формального отношения к принятию Крещения и
других Таинств.

Задачами катехизации являются:
•ознакомление оглашаемых и восприемников, а также лиц, желающих
познакомиться с православным вероучением, с важнейшими истинами Священного Писания, нравственным учением Православной Церкви и ее Таинствами;
•оказание слушателям помощи в преодолении стереотипов и суеверий в
отношении церковной жизни;
•установление доверительных отношений между священнослужителями
и слушателями;
•мотивация слушателей к дальнейшему духовному развитию и активному участию в жизни прихода.

Принципы организации и проведения огласительных бесед:
•уважение к личности слушателя и принятому им решению;
•открытость, стремление к установлению в ходе бесед искренних и доверительных отношений;
•обязательное наличие в содержании бесед ценностного (помимо познавательного и логического) компонента;
•ориентация не только на рациональную, но и на ценностную сферу
личности.

Оглашаемые и катехизаторы.
Основной целевой аудиторией огласительных бесед являются родители
и восприемники принимающих Крещение, лица, готовящиеся к принятию
Крещения, а также все, проявляющие интерес к Православной вере.

При организации катехизаторской работы необходимо учитывать возрастные особенности, уровень образования, сферу профессиональной деятельности слушателей, корректируя соответствующим образом содержание
бесед и методику работы со слушателями.

Проводить катехизаторскую работу – обязанность каждого священнослужителя. В то же время, учитывая неоднородность состава слушателей, сложность стоящих перед катехизатором задач, целесообразно возлагать это послушание в городах прежде всего на священнослужителей, имеющих достаточный опыт общения с мирянами, по возможности, педагогическое образование или практику преподавания. Желательно также наличие таких качеств, как умение устанавливать контакт, общительность и доброжелательность.

Возможно также привлечение к этой работе мирян, имеющих соответствующие духовное и педагогическое образование, способности и душевные качества.

Каждый катехизатор призван заботиться о том, чтобы своей педагогической деятельностью и образом собственной жизни возвещать учение Христа. Примером для катехизатора могут стать слова Господа: «Мое учение – не
Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7. 16) – и апостола Павла: «от Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11. 23).

Требования к организации огласительных бесед.
Формы катехизации. Возможно как индивидуальное, так и групповое
проведение бесед. Предпочтение следует отдавать групповым формам работы, так как это позволит оживить общение, обогатить его примерами из личного опыта слушателей, позволит слушателям продолжить общение и после завершения занятий.

Исходя из уровня подготовки слушателей, занятие может проходить в
форме лекции с элементами беседы или беседы с такими элементами, как
совместное прочтение текста и групповое обсуждение.

Рекомендуемый состав группы 5-7 человек. Максимальное количество
–– 15 человек. Большее количество не позволит установить индивидуальный
контакт, поговорить с каждым слушателем, что чрезвычайно важно, исходя
из стоящей перед катехизатором задачи.
Желательно формировать однородные по составу группы. Работая с
молодежью, следует учитывать, что именно в этом возрасте Евангелие может
стать руководством при выборе жизненного пути. Проводя катехизацию
взрослых, надо учитывать сформированность их мировоззрения и, как следствие, большую самостоятельность при принятии решений. Особого внимания требуют люди с ограниченными возможностями.

По существующей на приходах Русской Православной Церкви практике катехизации, количество бесед варьирует от 1 до 10 и зависит от уровня
подготовки катехизатора, его загруженности, состава слушателей.

Исходя из вышеобозначенных целей и задач катехизации, оптимальным является проведение 4 занятий (отдельная беседа по каждой теме), Минимально допустимая норма –– 2 занятия (по 4-м темам). В то же время, по мере роста компетентности катехизаторов, роста обеспеченности методическими материалами, создания надлежащих условий для образовательного процесса, количество занятий можно увеличивать.

Продолжительность беседы следует ограничить одним астрономическим часом, но желающие могут по окончании задать интересующие их вопросы.
Целесообразно и полезно предлагать слушателям задания на дом, которые должны быть необременительны и доступны для понимания; учебные
материалы для их выполнения предлагаются катехизатором или легкодоступны (например, в приходской библиотеке или магазине, в интернете).

Методы проведения занятий.

При проведении бесед следует избегать
штампов классно-урочной системы. Это касается и выбора помещения, и
размещения слушателей (например, положительно сказывается проведение
занятий за круглым столом). Все должно располагать к равенству позиций
катехизатора и слушателя, к искреннему общению.

Не следует ограничиваться только передачей информации. Свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны взаимно открытые к общению и готовые к пониманию, имеющие не только «отверстые уши», но и «трепетное сердце». Поэтому предпочтение следует отдавать экспрессивным и творческим методам обучения, предполагающим цитирование Евангелия, святоотеческой литературы, обращение к примерам из современной жизни, просмотр фрагментов кинофильмов, слушание музыки, обмен мнениями, совместный “поиск” истины.

После изложения материала желательно переходить на неформальное
общение.

Содержание катехизаторских бесед.
При проведении огласительных бесед следует руководствоваться
принципом христоцентричности и объяснять все вероучительные истины через Откровение Божие, явленное в Иисусе Христе.
В процессе проведения катехизических бесед рекомендуется рассмотреть следующие темы:
Священное Писание. Библейское учение о бытии Божием, сотворении
мира и человека, грехопадении и первородном грехе, воплощении
Сына Божия, Его крещении, Евангельской проповеди , установлении Таинства Евхаристии, Крестной смерти , Воскресении и Втором Пришествии Христовом;
Символ веры. Что такое вера. История и содержание Символа веры.
Необходимость исповедания догматов Церкви для принятия Крещения.
Святоотеческое Предание Церкви;
– Нравственное учение. Цель христианской жизни. Понятие о благодати. Заповеди. Практика христианского благочестия: пост, молитва,
покаяние. Подготовка к Исповеди и Причастию.
Чинопоследования таинств. Объяснение таинств Крещения, Миропомазания, Венчания и других. Раскрытие содержания совершаемых
молитв и символического значения священнодействий. Практические
рекомендации по участию в Таинствах.

Контроль готовности слушателей.
Важнейшим критерием результативности катехизаторских бесед является готовность слушателей к Исповеди и Причастию.

Возможность принятия Таинства Крещения взрослым человеком определяется во время индивидуальной покаянной беседы со священником.
Условием детского крещения является последующее воцерковление ребенка и его регулярное причащение.

Готовность слушателя стать восприемником, определяется священником после проведения огласительных бесед.

Рекомендуются также Исповедь и Причастие родителей и крестных до совершения таинства Крещения.

Процесс катехизации также предполагает ведение следующей документации:
• журнала регистрации желающих пройти курс катехизических бесед,
а также фиксации их посещений (в свободой форме).
• Документа, свидетельствующего о прохождении огласительных бесед.