Священномученик Леонид Бирюкович, пресвитер Бродецкий

Белорусская земля полита кровью новомучеников… 1937-й, 1938-й, 1939-й — пик репрессий 20 века пришёлся на эти годы, в которые многие люди претерпели немыслимые страдания. А вина их была в том, что горячо верили и любили Бога, до конца оставаясь верными Ему. В сонме святых белорусских — и священномученик Леонид Бирюкович, пресвитер Бродецкий. Что это за человек и в чём его подвиг? Об этом говорим с председателем комиссии по канонизации Борисовской епархии, настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца в агрогородке Селиба Березинского района Минской области иереем Алексеем Масленковым.

— Отец Алексий, давайте начнём нашу беседу с появления храма в деревне Бродец. Сейчас это территория вашего прихода. Что сохранила о Бродецкой церкви история?   — Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Бродец, где служил отец Леонид, был построен в 1806 году на средства местного помещика Сильвестра Лукашевича. Согласно статистическому описанию приходов Минской епархии Игуменского уезда за 1879 год, внутреннее пространство Бродецкой церкви составляло около 115 квадратных метров. Потолок храма был обшит досками, а стены — разноцветно окрашенным холстом. Здание не имело отопления. Клиросы помещались на солее, возвышенной на одну ступень. Иконостас старого устройства — дощатый, напоминающий ширму, покрашенный в зелёный цвет, одноярусный, из семи икон, написанных народным умельцем, за исключением образа Святителя Николая. В 1833 году в этой церкви был крещён белорусский художник Аполлинарий Горавский.   — Как отец Леонид попал на этот приход?   — В 1869 году в Бродец назначили его родителя — протоиерея Платона Софрониевича Бирюковича. На новый приход он попросился по причине продолжительной болезни, которая, скорее всего, была вызвана плохими жилищными условиями на прежнем приходе. Возможно, батюшку что-то связывало с Бродцом; я не знаю, но думаю, нужно сказать несколько слов об этом пастыре, чтобы иметь более полную картину об отце Леониде, так как Священное Писание гласит, что «слава детей — родители их».   Отец Платон был поистине ревностный служитель Божий. Его не раз отмечали наградами, благодарностями за успешное обучение детей закону Божию при Бродецком училище, не раз он избирался депутатом. Отец Платон был окружным духовником, а это говорит о его пастырском авторитете среди духовенства. Батюшка воспитал восьмерых детей.   В 1899 году в возрасте 68 лет отец Платон отошёл ко Господу. Его сын — священник Леонид — будучи на то время настоятелем Сморецкой Успенской церкви (ныне деревня Зоричи Борисовского района), написал прошение о переводе на место отца. Прошение удовлетворили — и отец Леонид приехал в Бродец, где прослужил почти 40 лет, всецело отдавая себя Богу и людям. Прихожане за эти долгие годы стали его семьёй.

— С какими трудностями пришлось столкнуться батюшке на новом месте?   — Церковь за истекший, практически 100-летний период, пришла в очень ветхое состояние. Ремонт долгое время не мог осуществиться в связи с отсутствием денег в государственной казне. Переписка по этому поводу началась ещё в сентябре 1891 года и длилась почти десять лет. Несомненно, нужно было иметь непоколебимую веру и огромное терпение, чтобы не отчаяться и не опустить руки, натыкаясь на всевозможные препятствия.   Активное, живое участие принимали и прихожане в постройке церкви. С трепетом и умилительными чувствами писали они в Духовную Консисторию: «Мы надеемся, что Господь Бог поможет нам в этом святом деле, и мы, и наши дети с радостию и удовольствием душевным в близком времени увидим у себя обновлённый благолепный дом Божий, что, конечно, не может не произвесть благотворного влияния на прихожан ея к более усердному посещению ея… Все чёрные работы по постройке Бродецкой церкви, как-то: доставку всех материалов, леса, камня, песку и тому подобного — мы принимаем на себя».   В 1906 году на месте старого засиял новый храм. Жители рассказывали, что он был виден издалека, ибо крышу обшили оцинкованным металлом, который на солнце переливался блеском. Стены его были гладко вытесаны; когда в 1941 году немцы пытались зажечь храм (к тому времени он уже был осквернён и переделан под клуб, и внутри, вместо святых икон, висели портреты вождей пролетариата), то огонь не брал их. И немцы смогли зажечь его только изнутри.

— Когда и где родился отец Леонид? Как стал священником? Какой была его семья?   — Отец Леонид родился 15 апреля 1866 года в селе Ухвала Борисовского уезда в благочестивой семье потомственного вышеупомянутого священнослужителя Платона Бирюковича. Был пятым ребёнком — из восьми детей: Лавр, Иван, Александр, Леонид (будущий новомученик), Виктор, Алексей, Павел, София. В своих родителях они видели добрый пример христианской жизни. Росли в духе любви и благочестия, отличались хорошим поведением.   После окончания Минской духовной семинарии в 1892 году отца Леонида назначили псаломщиком к Смолевичской Свято-Николаевской церкви Борисовского уезда. В 1894-м был рукоположен в священника и назначен к Сморецкой Успенской церкви, а в 1899-м, как уже отмечалось, переведён к Успенской церкви села Бродец.   Супруга отца Леонида, Мария Александровна, происходила из дворянского рода. Друг друга они ласково называли — «Манечка» и «Лёнечка». Семья строилась на взаимных любви и уважении. У отца Леонида и матушки Марии родились пятеро детей: Александр, Валентина, Мария, Екатерина и Сергий. Помимо своих, они воспитывали ещё пятерых детей помещика Белиновича, умершего с женой от туберкулёза. Дети не были избалованы, всё лето бегали босиком вместе с деревенскими и ловили рыбу. Матушка волновалась за них и заботливо спрашивала: «Лёнечка, ну как там дети — не ели ничего?» А батюшка спокойно утешал её: «Манечка, дети воздухом живы».
— Скажите, чем отличалась жизнь сельского священника того времени?   — Священник на селе был практически одним из немногих образованных людей. К нему обращались и за житейским советом, и за помощью в правильном написании прошения в вышестоящие инстанции, при почтовом отправлении и даже при телесных недугах, потому что у крестьян не всегда была возможность попасть к доктору. Для этих целей батюшка при удобном случае закупал в городе необходимые лекарства. Однажды к отцу Леониду обратился за помощью крестьянин у которого случился заворот кишок, и батюшка спас от смерти бедолагу, поставив ему на живот нагретый горшок.   Чтобы прокормить разросшуюся семью, священнику приходилось много работать. Он держал большое хозяйство; естественно, ему помогали люди, и он наравне со всеми трудился до самого вечера, вставая в 4-5 часов утра. Отслужит обедню — косу на плечо, и идёт в поле.   Люди того времени слыли физически крепкими, и истории, как кто-то вместо лошади впрягался в телегу, были реальными. Однажды во время сенокосной поры воз с сеном увяз в грязи, и лошадь не могла сдвинуться с места. Тогда батюшка выпряг лошадь и вытащил телегу.

— Как быстро изменилась мирная и размеренная жизнь в деревне с приходом советской власти? Не сразу же в 1917 году закрыли храм и арестовали священника?   — После Октябрьского переворота советская власть вскоре установилась и в Березинском районе. Это было очень сложное время и для отца Леонида, и его паствы. Человеческая жизнь порой ничего не стоила. Люди ужасались от грядущих потрясений. Немало бед причинила и польская оккупация. Хотя поляки стояли на другом берегу Березины, но Бродец и соседние деревни подвергались набегам и погромам.   В то смутное время гражданских противоречий и ненавистной политики советской власти по отношению к Церкви семью отца Леонида постигло тяжкое горе: на их глазах расстреляли старшего сына Александра. По одной из версий это сделали большевики со словами: «Чтоб не плодилось поповское семя»; по другой версии — польские интервенты.   Отец Леонид имел большой авторитет среди местного населения, и власти не решались сразу закрыть храм. Сначала предложили ему оставить священный сан и стать председателем сельского совета. Но батюшка твёрдо ответил: «Я креста никогда не променяю на ваше председательство». И это означало — стать на путь открытого исповедничества Христа. У отца Леонида забрали дом и всё хозяйство, семью выгнали на улицу, оставив без средств к существованию. Прихожане приютили пастыря и помогли построить новый дом.

— Понятно, что, как и многие священнослужители того времени, отец Леонид подвергался арестам. Расскажите, как, когда и за что?   — Отца Леонида арестовывали несколько раз. Впервые — 19 мая 1933 года из-за доноса, будто он хранит у себя золотые монеты царской чеканки. Органы ОГПУ обвинили священника в проведении антисоветской и спекулятивной деятельности. Батюшка пробыл в заключении полтора месяца, но из-за недоказанности вины его освободили.   В 1935 году отца Леонида арестовали второй раз. Перед этим были распоряжения, приказы о необходимости забирать храмы на нужды «рабочего класса», то есть под клубы, зернохранилища, конюшни… Местные власти на удивление «медлили». Но долго так продолжаться не могло, и пришло время закрытия храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором почти полтора столетия совершалась Бескровная жертва за людей. Отец Леонид, конечно, предчувствовал, что так будет, и заранее начал собирать подписи среди прихожан за оставление храма действующим. Подписи, однако, не помогли, и власть предержащие во главе с председателем райисполкома прибыли опечатывать храм. Для защиты родной святыни собралось более 500 человек; они стали по периметру и в течение нескольких суток не допустили гнусного злодеяния; но впоследствии богоборцы, выбрав подходящий момент, ворвались в храм и стали там «хозяйничать». Когда верующие, узнав об этом, вернулись, завязалась драка, зачинщиками которой назвали настоятеля отца Леонида и псаломщицу Анну Соболь. Батюшку приговорили к шести годам исправительно-трудовых лагерей, а Анну — к четырём. На то время священнику было уже под 70 лет, но для безбожных властей почтенный возраст ничего не значил.   Весной 1937 года отца Леонида внезапно освободили. Видимо, причиной стало резкое ухудшение здоровья. Он вернулся в Бродец и нашёл церковь, переделанную под клуб, со сброшенными крестами. В алтарной части устроили сцену, вокруг висели коммунистические лозунги и портреты вождей пролетариата. Вместо запаха ладана в храме стоял едкий табачный дым. Без слёз и содрогания отец Леонид не мог смотреть на подобное варварство и начал вновь собирать подписи за возвращение храма верующим… И последовал его последний арест…   В вину отцу Леониду вменили якобы проводимую им активную контрреволюционную деятельность, распространение провокационных слухов о приближающейся войне, призывы к людям выходить из колхозов… Тройкой НКВД был вынесен приговор: Бирюковича Леонида Платоновича — расстрелять.
— Известно, что в то время для признания «своей» вины к людям применялись пытки. Что пришлось испытать батюшке Леониду?   — Несмотря на почтенный возраст и седину, ему действительно пришлось испытать на себе побои и издевательства. Вместе с батюшкой в камере сидел житель Березинского района, который свидетельствовал, что сокамерников каждую ночь вызывали на допросы. Спали они на голом бетонном полу, есть давали немного хлеба и воды, чтобы только не умерли с голоду. Священника били, таскали за бороду. Другой очевидец говорил, будто его запрягали в конскую бричку и заставляли волочь по милицейскому двору.   После допросов в Березинском НКВД отца Леонида перевели в Минскую тюрьму для исполнения приговора. 25 августа 1937 года отец Леонид был расстрелян. Вероятнее всего местом его безвестной могилы стало урочище Куропаты. Местные жители свидетельствовали: в то время именно туда вывозили в крытых фургонах людей для расстрела.

— Каким образом до сегодняшнего дня сохранилась память об убиенном?   — Память долгие годы хранили родственники, местные жители. Отец Леонид был реабилитирован только в 1989 году. Во многом этому поспособствовала его внучка Мария Степановна Гурова, которая знала своего дедушку как честного, справедливого человека. «Он не мог поступиться своей совестью, а тем более сделать что-то преступное против государства», — говорила она.   28 октября 1999 года Синод Белорусской Православной Церкви, благодаря трудам протоиерея Феодора Кривоноса, отца Леонида в числе 23 новомучеников Минской епархии прославил в лике святых.   В августе 2000 года на юбилейном Соборе Русской Православной Церкви он был прославлен в лике святых для общецерковного почитания.

— Скажите, есть ли какие-нибудь свидетельства о молитвенной помощи отца Леонида?   — Конечно, молитвенная помощь ощущается. Для нас несомненным остается факт, что только по молитвам отца Леонида главный храм города Березино (Свято-Никольский) был освящён Митрополитом Филаретом именно в день его памяти — 25 августа 2007 года, через 70 лет после мученической кончины. Об этом тогда ещё никто не знал; выяснилось позже, когда всё более стало почитаться его имя на Березинской земле.

— Что вы делаете по увековечиванию памяти Бродецкого пресвитера?   — В 2011 году меня назначили в деревню Селиба Березинского района (Бродец находится в 10 километрах от центра прихода), и я узнал: там находилась церковь, где служил священномученик. Будучи семинаристом, решил, что нужно готовить дипломную работу на эту тему, начал собирать информацию. В 2016 году написал её и Божией милостью защитил.   Накануне дня памяти (24 августа) собираемся благочинием и крестным ходом идём в Бродец к месту храма, служим молебен. В день же памяти по традиции приглашаем епископа Вениамина, и совершается архиерейское праздничное богослужение; приезжают все священнослужители благочиния, гости.

Написаны иконы — есть в Березинском храме и в нашем. Белорусский скульптор Александр Новосёлов создал барельеф с изображением отца Леонида, который является его прапрадедушкой. Барельеф находится в цокольном этаже часовни города Березино. В прошлом году часовня была освящена в честь священномученика Леонида. Недавно в храме великомученика Георгия Победоносца в Селибе иконописец Светлана Цивилько написала фреску нашего небесного покровителя. Одна из улиц в Березино названа в честь Леонида Бирюковича.

Чудным образом сохранился крест с купола храма — того самого, в котором служил батюшка. Александр его отреставрировал, и сегодня крест установлен в Бродце. А недавно был обретён запрестольный крест. Сельчане рассказывали, что после войны он защищал деревню от пожаров, которые одно время часто случались. Люди брали крест и обходили с ним свои жилища. Пожары прекращались.

К сожалению, многие святыни безвозвратно утеряны, например, наперсный крест отца Леонида, фотоальбом с фотографиями… Умирают очевидцы того времени. Но мы верим, что с Божией помощью удастся найти ещё какие-нибудь сведения из жизни святого Бродецкого пресвитера.

Православный портал DeiVerbo

Беседовал Димитрий АРТЮХ. Фото предоставлены автором 24.08.2018.