Три кита семейной жизни

Еще до создания семьи нужно знать некоторые вещи, которые являются базовыми основаниями, «китами» семейной жизни. Если эти основания будут воплощены в дальнейшем в отношениях мужа и жены, есть большая доля вероятности, что несмотря на трудности, невзгоды, семье удастся выстоять, сохранить свою целостность.

Что является первым «китом» семейной жизни?

Первый «кит» семейной жизни — это «оставление» родителей. Это то, с чего начинается любая семья.

«Оставление» родителей. Об этом четко сказано в Священном Писании: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут /два/ одна плоть» (Быт. 2, 24). Обратим внимание пока на первую часть фразы — «оставит человек отца своего и мать свою…». Здесь заложено первое, базовое основание прочной семьи.

 В чем заключается духовный смысл «оставления» родителей?

«Оставит» — это не значит забудет, уйдет навсегда, нет, конечно. Духовный смысл «оставления» родителей заключается в построении другой системы отношений с родителями, другой иерархии. Родители при этом не будут забыты, просто они займут в семье молодых новое место. Для женатого человека на первом месте должна быть жена, а для замужней — муж, и только потом отец и мать. Об этом подробно говорил старец Паисий Святогорец.

«Задача родителей завершается, как только их дети создают собственную семью. После этого дети должны родителям лишь две вещи: огромное уважение и столько любви, сколько нужно питать к своим родителям.

Я не хочу сказать, что муж и жена не должны любить своих родителей. Нет. Но сперва они должны иметь большую любовь между собой и только потом любить своих родителей.

Чтобы в семье были мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше, чем свою мать, и больше, чем кого бы то ни было из своих близких и родных. Любовь супруга к родителям должна литься через его жену. Конечно, и жена должна вести себя так же».

В каких случаях могут возникать конфликтные ситуации?

Проблемы возникают тогда, когда взрослый мужчина пытается уделять одинаковое внимание матери и жене. Изначально эта ситуация обречена на неуспех: жена чувствует, что она не первая, мать ревнует сына к жене — конфликты вырастают из ничего. Почему?

Брак — это Таинство, в результате которого муж и жена становятся одним целым друг с другом, но не с родителями. Какие бы ни были замечательные мать и отец, они уже не могут иметь прежнего значения для супругов.

Родители при этом должны смириться и ждать, когда дети их позовут на помощь, хотя, к сожалению, так бывает не всегда. И это другой источник проблем. Нередки ситуации, когда отцы и чаще матери активно внедряются в жизнь молодых, желая «держать руку на пульсе». Иногда при совместном проживании с родителями дело доходит до абсурда…

Что является вторым «китом» семейной жизни?

Второй «кит» семейной жизни — это правильная семейная иерархия, которая также является основой прочного брака.

Иерархия, или соподчиненность, есть во всем мире. Естественно, она существует и в семье. Семейная иерархия включает в себя несколько контекстов: соподчиненность одного члена семьи другому; доминирование, власть одного из членов семьи, главенство; ответственность за семью.

Традиционная семейная иерархия представляет собой вертикаль: Бог — муж — жена — ребенок. Муж предстоит перед Богом, Которого почитает, жена соподчинена мужу, ребенок — родителям.

Почему именно так?

Потому что православное миропонимание, будучи глубоко иерархичным и личностным, подразумевает, что для каждой личности есть свое, Богом предназначенное ей место. Реализовать себя на этом месте — смысл жизни личности.

Мужчине предназначено Богом быть кормильцем и стратегом семьи, а женщине — помощницей и хранительницей семейного очага.

Духовный смысл семейной иерархии заключается в том, что жена почитает и уважает мужа, а муж чтит Бога и любит свою жену как самого себя (Еф. 5, 33). И этом случае и дети слушают своих родителей. Это и есть спасение друг через друга — мы выполняем спою роль в семье и помогаем ближнему занять свое место.

Подчеркнем, что в подчинении жены мужу нет ничего унизительного, постыдного, так как женщина была создана позднее мужчины, как помощник (помощница), подобный ему (Быт. 2,20).

Священное Писание прямо говорит об этом: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Еф. 5,22-25).

Что является третьим «китом» семейной жизни? Преодоление эгоизма, изначально заложенного в нашей природе.

Парадоксально, но в личности любого человека уживаются две полярности, два «я» — «я»-наличное (эго) и «я»-духовное (образ Божий). Если говорить языком Священного Писания, одновременно в каждом из нас сосуществуют «ветхий» и «новый» человек. По словам Святителя Феофана Затворника, «под новым и ветхим человеком разумеется нравственно-религиозный характер человека, а не лица какие особые от человека.

Человек один, но то он живет в самоугодии и страстях, то посвящает себя Богу и всем Богу угождать ревнует. В первом случае он ветхий, во втором — новый человек». Апостол Павел четко обозначает характеристики двух обозначенных полюсов: ветхий человек — блудный, нечистый, страстный, любостяжательный; новый — милосердный, кроткий, долготерпеливый, жертвенный и любящий.

Священное Писание гласит, что следует отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 22-24).

Как супругам преодолеть эгоизм и прийти к духовному «я»?

Для этого необходимо ежедневное сознательное усилие над собой, постоянный маленький подвиг, в основе которого лежит разбивание «скорлупы» наличного «я», что становится возможным посредством заботы о другом, жертвенности, когда свои интересы и потребности отодвигаются на второй план.

Этот путь тяжелый, без помощи Божией его не одолеешь. Но как говорится, «дорогу осилит идущий». И если супруги все-таки пойдут навстречу друг другу и к Богу, то постепенно они станут открытыми в своем сердце для всех людей.

Существует и другой путь — путь оправдания своего эгоизма. Он, как правило, тупиковый. Человек сохранит свое эгоистичное, наличное «я», но потеряет много больше. Сумеет ли он потом наверстать упущенное?

Как образно отмечает протоиерей Борис Ничипоров, мы можем карабкаться и выбираться из ямы «ветхого» человека в сферу света и любви, а можем и «пробивать» днище ямы и пытаться впустить туда энергию бездны и отождествиться с нею.

По мнению преподобного Никодима Святогорца, к какому желанию наша личная воля склоняется, то и побеждает. В этом и состоит вся наша невидимая духовная брань.

Елена Морозова «Диалоги о семье и браке». —  М.; Сибирская благозвонница, 2014.