О КРАСОТЕ НАСТОЯЩЕЙ И ЛОЖНОЙ

Красота телесная… Она не просто идол нашего времени, но и весьма прибыльный бизнес… Причем не столько для самих обладателей красивых лиц и тел, сколько для совсем других людей – часто далеко не красивых, но зато умеющих эксплуатировать чужую красоту в своих интересах…

Нет числа  конкурсам красо­ты, на которые иные неразумные матери сами чуть ли не силой ведут своих девочек – ведут куда?.. Да, сияют гордостью лица полуобнажённых победительниц, они с радостью отвечают взглядами жадным взорам мужчин, предвкушая необыкновенную, наполненную счастьем (как им кажется) жизнь, которая уже ждет их… И как часто она оказывается миражом – как обманное видение прозрачного источника  в раскаленной от жара пустыне…

Где они сейчас – эти юные красавицы? Поинтересуйтесь их дальнейшей судьбой – здесь есть над чем задуматься. И тогда совсем неслучайно предстанет перед нашим воображением обезображенное серной кислотой лицо одной из бывших знаменитых московских красавиц… Вот тогда наша мысль сможет пойти дальше: в чем заключается смысл красоты? Дар это Божий или  наказание?.. И вообще: что есть красота?

Поэт Николай Заболоцкий спрашивал в одном из своих стихотворений:
Но что же, всё-таки, такое красота
И отчего её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

Александр Сергеевич Пушкин, обладавший колоссальным обаянием, был, как известно, на редкость некрасив. Он сам иронизировал над своей внешно­стью. Чрезвычайно неправильные, грубые, негармоничные черты лица были у древнегре­ческого философа и баснописца Эзопа, однако его друзья не замечали этого, потому что люби­ли его.

Нередко  случается так называемым «дурнушкам»  осветиться  такой  внут­ренней, душевной красотой, что невзрачная наружность их  рас­творяется  в  ней  и  облик их затмевает  собой самых признанных красавиц. Классический пример – Наташа Ростова… Это сердечное богатство человека источает свет,  тепло – и красоту. Тепло ощущается, а свет иногда и видится! Так, неоднократно в житиях святых описываются случаи, когда люди реально видели свечение лика какого-нибудь подвижника, являющееся отражением света его души…

Подлинная красота – любовь, она для любящих украшает самого некрасивого! Прекрасно выразил эту мысль апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». (1 Кор.13; 4-8).

Итак, дух человека, с одной стороны, и способность  к любви — с другой, создают истинную кра­соту… Поэтому внутренняя красота человеческая, хотим мы это признавать или нет, – сильнее, значительнее внешней. Только прекрасное со­держание кого-либо, чего-либо доставляет нам ощущение подлинной красоты

.Простейший пример: многие  богатые люди всячески  украшают свои дома – сегодня как и всегда. Но скучна, горька или страшна жизнь в самых что ни на есть «навороченных» интерьерах, если их не наполняют добрые, честные человеческие отно­шения и любовь, если в них нет семейного мира и интересной, содержательной жизни.

В конце концов пре­восходной работы мебель или редкостные по выделке светильники быстро перестают заме­чаться и  отходят ку­да-то на периферию внимания – и важным ос­таётся только то, какой дух наполняетстены дома или квартиры.

Если это дух подозритель­ности, склоки, взаимных оскорблений, если это дух себялюбия и нетерпимости, то никакой мрамор, шелк и бронза не спасут. Здесь будет царить раскалённая атмосфера войны или же  – это еще в лучшем случае – холодное безразличие при самых  ярких  переливающихся люстрах! Потому что человек — мера  вещей, а не вещи  – мера человека.

Так же и сам человек как обиталище души: каким бы правильным и благообразным внешне ни было его лицо, но если он зол и бесчестен, то тяжёлое давление  такой лич­ности будет неизбежно ощущаться всеми окружающими…. Впрочем, внешне привлекательным такое лицо тоже не сможет оставаться долго: злоба, зависть, жадность, блудливость обязательно изуродуют самые правильные черты…

Это только в знаменитом романе Оскара Уайльда его герой Дориан Грей мог скрыть свое нравственное уродство, передав его внешние черты собственному портрету. Но конец Дориана символичен: уродливая душа умертвила обманчиво прекрасное тело и показала всем его подлинную суть и  настоящий облик…

И наоборот:  как освещаются  самые обыкновенные черты лица  искренней улыбкой,  умным взглядом…  Дух неизбежно формирует тело «под себя»

 

Эта христианская истина, однако, остается недоступна многим. Тело лелеется, превращается  в самодовольный кумир. Часто приходится  слышать: «Что ты – с ума сошла? Родишь ребенка, и прощай фигура. Ты же – актриса! (Или –  теннисистка, фигуристка и т.п.)». «Будь свободной! Будь красивой!» – кри­чат на разные голоса лжецы разных мастей: продюсеры и имиджмейкеры, изобретатели «проектов» и «шоу». К ним присоединяются набирающие силу  «гигиенисты», валеологи, «планировщики семьи», сторонники неогра­ниченных абортов…

Если послушать их (а ведь слушают!), то семья, дети – это несовременно, немодно и вообще – «страшная обуза». Ведь женщина в семье вынуждена, если не в состоянии нанять прислугу, заботиться о семейном быте! (Чем запугивать женщину бытом  – лучше бы  почаще  внушать мужчинам, что их обязанностей мужа и отца с них никто не снимал…) Одна только стирка чего стоит! Что будет с руками? (Бытовой техники в наше время якобы не существует.)

Все это, наряду с тем, что женщина родит ребёнка ( экстраординарный факт!), якобы на­всегда испортит её фигуру, отнимет у неё жен­ственность… Современ­ная женщина должна быть независимой,  спортивной, строй­ной и грациозной, ходить «от бедра», она должна «смотреться»… Её счастье, – твердят, – не в семье, а в богатстве, в знатных лю­бовниках, в гламуре, в свободе жить, как вздумается,  то есть она должна в обязательном порядке  – при этом даже не спрашивают, надо ли ей лично  это счастье или нет –  бездельничать и прожигать жизнь в ресторанах и «на Канарах».

Говоря совсем откровенно, современной женщине прямо-таки навязывается – с определенной целью –  «прогрессивный» стереотип «счастья» и соответствующего ему поведения… «Эмансипация», «современность» – вот лживая терминология разнообразных шоу, реклам. При активном участии СМИ в женское  сознание  внедряется  образ семьи как некоего чудовища, порабощающего женщину и уродующего ее – происходит нечестная подмена понятий

И это вместо поддержания престижа настоящей семьи – где женщины любима, уважаема, заботится о близких сама и окружена их ответной заботой… Взамен любви и семейного уюта женщине предлагается миражный блеск подиума или одиночество и тоска панели…

Зачем?  –  Во все времена женщина считалась добрым гением семьи, верной подругой, мудрой воспитательницей молодого поколения (вспомним классических бабушек и нянечек… Интересно, стал ли бы Пушкин тем Пушкиным, которого мы знаем и любим, без своей няни Арины Родионовны, без своей бабушки?). Поэтому  тем, кто хочет построить для нас  глобальный «новый мир» – с совершенно другими ценностями –  очень важно увести женщину от семьи

Иное содержание вкладывается и в понятие «женственность». В современном, «модном» понимании – это как раз то, что  противоречит истинно женской природе, – разжигание в мужчине худших инстинктов (вместо того, чтобы облагораживать их своим влиянием), умение любить только себя, отвращение к труду на благо семьи…

Но ведь  «женственность»  и «жена» – слова однокоренные… Православие всегда утверждало: велика миссия женщины –  она в укреплении любви между мужем и женой, создании семейного тепла, в разумном и нежном (уравновешивающим мужское) воспитании детей, в духовном совершенствовании семьи, сохранении  своей человеческой и женской привлекательности – для любимого человека, чтобы всегда оставаться для негоединственной… Кстати, такая дружная семья не только не помешает, но даже поможет женщине состояться и профессионально. С Божьей помощью нам хватает сил на все

Но нет –  надо заставить  сегодняшнюю женщину забыть о своем предназначении. И вот парадокс: жизнь исключительно «для себя любимой» неизбежно отражается и на внешности. «Журнальные» лица напо­минают маски – не столько даже из-за слоя нанесён­ной на них косметики, сколько по незначи­тельности или вовсе омертвелости души!

«Гламур» делает их похожими на кукол:  их глаза – это истин­ное зеркало души –  точнее было бы назвать не зеркалом, а  стеклом –  такой же в них неживой блеск и от­сутствие всякого выражения… И таких  ведь никогдане любят по-настоящему – как правило, они становятся лишь предметом мужского снобизма:  красивым приложением к удачному бизнесу или даже  средством  успешного его  осуществления…

Достоинство любой вещи и ее ценность состоит, как известно, не в обертке или футляре, а в качествах самой вещи. Относится это и к человеку. Христос говорил: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6:25).

Душевные качества, безусловно, выше внешних – самых привлекательных. Тем более что, как заметил святитель Иоанн Златоуст, «красота телесная от всего повреждается, и если даже хорошо сохраняется, если ни болезнь, ни заботы не искажают ее… и тогда она не продолжается…[вечно], а красота душевная всегда цветет, никогда не увядает; она не боится никакой перемены, ни наступившая старость не наводит на нее морщин, ни болезнь не заставляет увядать, ни беспокойная забота не вредит, но она выше всего этого».


Чижевская Елена Антоновна – филолог , лингвист, член Союза писателей Беларуси
Пикулева Светлана Константиновна – преподаватель иностранного языка, г.Минск.