Утверждена учебная программа факультативных занятий по Основам православной культуры для 5-9 классов

В Беларуси создана новая учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры» для 5-9 классов учреждения общего среднего образования. Программа утверждена Президиумом Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь по социальной и воспитательной работе и рекомендована для использования в образовательном процессе с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь» (протокол № 1 от 05.04.2017).

Программа создана авторским коллективом, в который вошли: А. В. Бройко, Т. Е. Сергеенко, М. Н. Трубач, В. В. Чечет (Под редакцией А. В. Бройко) и

является основной частью учебно-методического комплекса по духовно-нравственному воспитанию учащихся V–IX классов.

Программа обеспечивает преемственность работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений, реализуя основные направления воспитательной работы, заложенные в учебной программе «Основы православной культуры» для I–IV классов. Данная программа может быть также использована в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи в соответствии с индивидуальными запросами несовершен- нолетних обучающихся и их законных представителей.

Цель учебной программы факультативных занятий «Основы православной культуры»: формирование духовно-нравственной культуры учащихся V–IX классов на основе традиционных православных ценностей.

В ходе её достижения решаются следующие задачи:

  • побуждать учащихся к духовному саморазвитию и нравственному совершенствованию;
  • развивать у учащихся стремление и умение делать счастливым себя, свою семью, свою страну, совершенствовать окружающую жизнь в соответствии с духовно-нравственными идеалами Православия;
  • формировать представление о Священном Писании и Предании Церкви как источнике нравственных законов жизни, критериев нравственного поведения православных людей;
  • формировать у учащихся систему духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки.

В ходе работы по учебной программе предусматривается развитие у учащихся представлений об историческом, духовном и социальном опыте белорусского народа, традиционном семейном укладе, праздниках и буднях православных христиан; формирование национальной идентичности и конфессионального самосознания подрастающего поколения.

Основной идеей работы по учебной программе является приобщение учащихся V–IX классов к традиционным православным нравственным ценностям, т. е. работа на факультативных занятиях должна быть направлена не столько на усвоение обучающимися системы знаний, сколько на формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Предлагаемые сведения из Священного Писания и Предания, жизни Церкви служат той основой, которая должна обеспечить формирование мировоззрения учащихся, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий (с позиций добра и зла).

Дидактические принципы отбора содержания учебной программы:

  1. Опора на национальные традиции белорусского народа

Содержание учебной программы строится с учётом особенностей национального менталитета, опирается на систему исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей и традиций белорусского народа и направлено на развитие национального и конфессионального самосознания обучающихся.

  1. Соблюдение светского характера образования

Содержание учебной программы отбирается и реализуется с учётом светского характера образования, а также с соблюдением положений действующих нормативных правовых документов. Программой исключается противопоставление научного и религиозного способов познания мира.

  1. Добровольность и толерантность

Учебная программа реализуется исходя из запросов учащихся, а также согласия их законных представителей. Работа по программе даёт возможность организации воспитательного процесса в соответствии с духовными, культурными и государственными традициями белорусов. При этом содержание учебной программы строится на основе идей веротерпимости и любви к людям независимо от их конфессиональной принадлежности, предусматривает уважение к носителям иных национальных и религиозных традиций.

  1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Содержание учебной программы строится с учётом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста, их интересов и предпочтений. С целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса педагог отбирает формы и методы работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей: их темпераментом, характером, склонностями, способностями, мотивацией и др.

  1. Системность, последовательность и преемственность

Данный принцип предусматривает реализацию непрерывности духовно-нравственного воспитания учащихся на протяжении всех классов II ступени общего среднего образования. Преемственность также реализуется через возможность осуществления воспитательной работы, начиная с I ступени общего среднего образования (при условии использования программы «Основы православной культуры», разработанной для I–IV классов).

  1. Принцип краеведческого подхода

Данный принцип предусматривает знакомство учащихся с православными святыми и святынями родного края, с жизнью прихода, с которым сотрудничает школа, местного церковного округа и епархии. Материал учебной программы структурирован. Для каждого класса он представлен тремя взаимосвязанными блоками: «задачи», «содержание», «ожидаемые результаты», которые включают соподчинённые подразделы. Названия структурных компонентов учебной программы отражают её основные приоритеты, пути и средства достижения её цели.

Содержание учебной программы имеет концентрический принцип построения, что даёт возможность последовательно расширять и углублять материал на протяжении всех лет обучения.

Для каждого класса в учебной программе представлен учебно-тематический план, задачи, содержание, ожидаемые результаты. Названия разделов и тем отражают основные направления работы, определяют пути и средства достижения цели.

Курс рассчитан на 35 часов в каждом классе.

Формы и методы работы

Основной формой проведения факультатива является учебное занятие, проводимое в учреждении общего среднего образования. Основными методами являются беседа, рассказ, обсуждение, просмотр фильмов, диспуты. Вместе с тем проведение факультативных занятий может быть сопряжено с подготовкой и проведением воспитательных мероприятий: благотворительных концертов, акций, праздников, конкурсов, театральных постановок, экскурсий и др. Закреплению получаемых знаний будет также содействовать общение с людьми православной веры в туристических походах по родному краю, при посещении музеев и художественных галерей, в ходе спортивных мероприятий. Учебной программой предусматривается посещение храмов, знакомство с местами расположения и значением отдельных икон, наблюдение за убранством храмов в канун праздников, участие в праздничных богослужениях, слушание песнопений и колокольного звона, посещение библиотек храмов, знакомство с работой церковноприходских школ.

В целях более эффективной работы по реализации учебной программы целесообразным является обеспечение взаимодействия учреждения образования со структурами Белорусской Православной Церкви (приходами, монастырями, духовными учебными заведениями и др.) Другим направлением взаимодействия является сотрудничество учреждений образования с семьями учащихся. Цель данного сотрудничества – создание единого образовательного пространства, в котором духовно-нравственное воспитание учащихся будет осуществляться на общих духовных принципах, обозначенных в Соглашении о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью и иных документах.

Учебная программа факультативных занятий “Основы православной культуры” для 5-9 классов учреждения общего среднего образования” 

По материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь adu.by