Уход из соцсетей. Мысли священника

Несколько дней назад, после недолгого раздумья, я удалил свои профили в соцсетях.

Решение не абы какой важности, однако мне, систематически ведшему страницу в «Фейсбуке» в течение более чем пяти лет, долгое время публиковавшему посты не ежедневно и имевшему хоть небольшую, но постоянную аудиторию, оно далось не без труда.

Не буду писать о том, что в какой-то момент мне стало ясно, что соцсети медленно, но верно превращаются в информационную помойку, потому как такие признания смешны и вызывают недоумение: более шести лет пользовался, регулярно что-то писал и вдруг сейчас увидел? Не стану врать, что устал от соцсетей, – большинство пользователей интернета смертельно устали и от самой Всемирной паутины, и от соцсетей, и от собственной зависимости, однако пользоваться не прекращают, по-прежнему тратят на это пользование уйму времени и даже сном, времени на который у работающего человека и так не в избытке, жертвуют несмотря ни на что.

Дело в другом. Я давно заметил, что повальное распространение соцсетей и тот факт, что многие люди буквально живут в них, живут особой виртуальной жизнью, иногда в корне отличной от жизни реальной, открыло перед человеком массу новых возможностей, но и поставило его перед лицом новых вызовов, главный из которых: лёгкость и непринуждённость вовлечения во грех. Причём далеко не всегда этот грех ограничивается праздным времяпровождением, позёрством или сквернословием в комментариях.

Вы, наверное, обращали внимание, насколько распространённым стало в том же «Фейсбуке» следующее явление: совершит некто какой-либо неблаговидный поступок. Поступок, как правило, насколько нехороший, настолько же и некриминальный: откажется помочь волонтёру, не уступит место инвалиду, потребует плату со льготника или просто поведёт себя нетактично и грубо. И сразу оказавшийся рядом общественно активный гражданин стремится запечатлеть рабочее место нарушителя, номер его автомобиля или его самого, публикует это фото у себя на странице, сопровождает гневным (обиженным, слезливым – вариантов множество) текстом, в начале которого пишет что-то вроде «давайте сделаем известным», или «помогите отыскать», или «не будем равнодушны», и запускается процесс, по сути своей являющийся обыкновенной травлей. Смотришь, бывает, и вполне нормальные люди, знакомые тебе годами, нередко верующие и церковные, принимают в таком процессе прямое непосредственное участие. И делают это в полной убеждённости, что поступают правильно и хорошо. Дескать, нельзя проходить мимо зла, если не мы, то кто, никого нельзя оставлять безнаказанным…

И именно на этом месте я предлагаю остановиться и немного подумать. Итак, среднестатистический человек – существо довольно толстокожее, кроме того, у большинства из тех, кому сейчас сорок и больше, на общественное неприятие развился неслабый иммунитет. Как правило, столкнувшись с травлей в соцсети, человек либо перестаёт регулярно туда заходить, либо закрывает профиль, либо вообще удаляется оттуда и, продолжая жить привычной жизнью, забывает и про травлю, и про соцсети, и про неправильность собственного поведения. Но беда в том, что таких вот толстокожих граждан с течением времени остаётся всё меньше. Им на смену приходят более чувствительные и впечатлительные, те, для кого соцсети не часть жизни, а почти что сама жизнь. И для таких обструкция в сети может стать серьёзной проблемой, а то и трагедией. Поверьте мне, я хорошо знаю, чем такие трагедии заканчиваются: от неврозов и депрессий до психических расстройств и даже суицидов. Понятно, что так случается далеко не со всеми, однако всякий раз, когда кто-то становится объектом травли, возникает вполне реальная опасность и такого исхода в том числе. Впрочем, и это далеко не всё. Те толстокожие, о коих я упомянул несколько строчек назад, тоже не застрахованы от проблем (и подчас весьма серьёзных), к которым может привести травля. Увы, но случаи, когда вследствие травли люди теряли работу или вынуждены были менять место жительства, не так уж и редки.

И вот тут самое время задать вопрос: те, кто организовывает травлю или участвует в ней, вы действительно считаете, что поступаете справедливо, помогаете восстановить справедливость, не позволяете провинившемуся остаться безнаказанным? Вы уверены, что виноватый получает адекватное и симметричное наказание за свой проступок? По-вашему, лишить человека работы за то, что он не уступил кому-то место, – это нормально? Или перевернуть вверх дном сложившийся уклад жизни за единичный случай хамства – справедливо? Или, может быть, за деньги, содранные со льготника, нужно непременно довести до психушки или до петли? Подумайте, друзья.

А ещё подумайте о том, что вы, как правило, знать не знаете ни тех, кто подвергается травле, ни тех, кто её организовывает, ни даже всей правды о том, что произошло. Вы реагируете на чужие слова, чужие эмоции и чужие намерения. Вы уверены, что очередной гневный пост, посвящённый тому, чтобы «сделать известным» кого-то, кто лично вам не сделал ровным счётом ничего, не чей-то заказ, не сведение счётов, не чья-то грязная интрига? Подумайте.

А пока вы думаете, я, поверьте, без всякого на то желания испорчу вам настроение: вот вы регулярно сталкиваетесь со случаями травли, время от времени в ней участвуете, но знаете ли вы, чем закончилось дело в каждом конкретном случае травли? Как сказалась травля на том, кого ей подвергли? А на его близких, на детях, например? Не знаете? Так задумайтесь на минуту о том, что лично вы можете являться соучастником серьёзного греха. Лично на вас может лежать часть ответственности за чью-то сломанную жизнь или за чью-то нарушенную психику. А если всё закончилось самым худшим образом, то лично на ваших руках может быть чья-то кровь… Не страшно?

И, пожалуйста, не ищите оправданий в том, что объект травли «заслужил», что никак по-другому было нельзя, что за всё нужно отвечать. Отвечать-то нужно, но разве перед нами? Кто поставил нас судьями? Не нам ли сказано: «Не судите и не будете осуждены»? Или сами мы без греха, чтобы травить ближнего?

И, да, я намеренно не упоминаю о тех, кто уверен, что цель оправдывает средства. В церковной среде употреблять эту поговорку – как минимум дурной тон. Любой, кто утверждает подобное, поступит честно, если снимет с себя крест.

Я же предпочёл поступить честно в меру своих скромных возможностей. Можно сколько угодно не участвовать в травле и возмущаться тем, что подобное стало возможным, но это не меняет главного: нынешняя эпоха является, прежде всего, информационной. Мы живём в информационном обществе, и для этого общества травля – один из инструментов утверждения собственного порядка. Инструмент допустимый, эффективный и вполне перспективный. Естественно, я не могу повлиять на общество в том, чтобы оно этим инструментом не пользовалось. Однако, я могу перестать быть членом этого общества. Могу не быть частью той среды, в которой травля возможна и допустима. Конечно, я не призываю никого отказываться от соцсетей, удалять свои профили и менять смартфоны на кнопочные звонилки. Но вот задуматься о том, что многое из того, что нынешнее информационное общество приемлет и даже одобряет, является по сути злом, причём нередко злом в чистом виде, настоятельно рекомендую. Ведь к этому злу очень легко приобщиться совершенно невзначай, непринуждённо и незаметно, однако так, что через некоторое время зло станет частью мировоззрения, частью жизни, частью личности. И, что хуже всего, можно прожить целую жизнь, так и не заметив зла в душе, груза на совести и крови на руках.  

Протоиерей Владимир Пучков

По материалам сайта pravlife.org