«В человеке должно быть всё прекрасно…»: к 90-летию со дня рождения Вячеслава Тихонова

8 февраля 2018 года исполнилось 90 лет со дня рождения ныне уже почившего (4 декабря 2009 года) советского киноактера Вячеслава Тихонова. Статья Тихомировой Нины Константиновны, преподавателя русского языка и литературы, православного краеведа – выражение глубокой признательности творчеству и личности одного из самых любимых и благородных актеров отечественного кинематографа.

Мгновения, мгновения, мгновения… Сколько же прекрасных и волнующих мгновений подарил миллионам зрителей всеобщий любимец, народный артист СССР Вячеслав Васильевич Тихонов! При одном его имени в нашей памяти встают десятки изумительных образов его героев. Для меня это, прежде всего, Андрей Болконский из кинофильма «Война и мир», снятого по одноименному роману Л.Н.Толстого. С каждым кадром этот незабываемый образ становился всё глубже, всё дороже и всё ближе к нашему пониманию. Помню, как мои выпускники 1985-го, 1995-го, 2000-го годов в разное время, сидя в зрительном зале, с затаённым вниманием переживали судьбу Андрея Болконского.

…Невесело он едет в Отрадное мимо старого, ещё нераспустившегося коряжистого дуба. Но вот он, стоя у ночного окна, слышит над собой с балкона взволнованный голос Наташи Ростовой: «Да проснись же ты, Соня! Посмотри, какая восхитительная красота вокруг! Так и хочется поджать коленки, выпрямиться и вспорхнуть, как птица, и полететь, полететь…» Выражение лица князя Андрея смягчается, и он тоже увидел эту потрясающую красоту серебристого сказочного сада, освящённого луной, необъятность звёздного неба и чувствует, как душа его наливается радостью и чарующим волнением.

Возвращаясь, он с изумлением увидел, что могучий дуб преобразился, зазеленел и, как бы приветствуя, навёл его на нужные мысли: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…»

Наедине с таким Андреем Болконским, просветлённым, взволнованным, с глубоким раздумьем над тем, «чтобы не для одного меня шла жизнь», оставляет нас киноактёр Тихонов в финале первой серии «Войны и мира».

В петербургском салоне Анны П.Шерер, насквозь пропитанном ложью, интригами, притворством, князь Андрей на вопрос графа Пьера Безухова, для чего он идёт на войну, отвечает: «Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне».

…И вот мы видим нашего героя, как он бросается навстречу неприятелю со знаменем в руках и падает, сражённый пулей, и лежит, сжимая холодное древко, и сам «великий Наполеон, объезжая место сражения и заметив его, говорит: «Вот прекрасная смерть!» А у князя Андрея возникают другие мысли. Он видит над собою небо, бесконечно высокое небо, с тихо плывущими по нему облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, – думает он. – Как же я не видел прежде этого неба? И как же я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его…»

Потрясает эпизод возвращения после Аустерлица князя Андрея, считавшегося погибшим, в Лысые Горы и его встречи с любимой сестрой: «Какая судьба! Маша, милая!» Несколько слов, а сколько чувства, глубокого смысла вложено! Наш герой, как и сам Вячеслав Тихонов, не страдает многословием, да оно ему и не нужно, ибо говорят выразительные, всё понимающие глаза. Про такую редкую в наши времена человеческую особенность вспоминали о Тихонове его коллеги-актёры: «Он умел говорить глазами и выразительно молчать».

…Вот князь Андрей по просьбе друга Пьера Безухова идёт приглашать Наташу Ростову на вальс. Это в её жизни первый бал! С каким нетерпением и волнением она ждала, чтобы её кто-нибудь пригласил: «Неужели они не знают, как я прекрасно танцую!» В танце с Наташей мы видим, как преображаются его глаза! Из холодных, просто учтивых, они становятся тёплыми, внимательными. Сначала в них удивление, затем восхищение и, наконец, любовь! А она, счастливая, не отрывала от него восторженного взгляда.

Не оставляет никого равнодушным и последнее их «свидание». Наташа ночью узнаёт, что в дальней комнате барского дома лежит тяжело раненный князь Андрей. И вот она босиком, в одной сорочке бежит через все комнаты и, бросаясь перед ним на колени, в слезах шепчет: «Простите, меня, простите!» Он же, с любовью глядя на бывшую невесту, слабо приговаривает: «Как счастливо!»

И какого бы киногероя мы ни вспомнили: будь это Володя Осьмухин в «Молодой гвардии» (1948), Матвей Морозов в острохарактерном фильме «Дело было в Пенькове» (1958), блестящий офицер царского флота в «Мичмане Панине» (1959), незабвенный учитель Илья Мельников в «Доживём до понедельника» (1968) (от этой роли В.Тихонов сначала отказывался, но потом признался: «Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться, и это помогло мне обрести веру в себя и вернуться в кинематограф… Я понял, что в этом и состоит талант режиссёра: увидеть в актёре то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает»), “Они сражались за Родину” (1975) – во всех этих незабываемых образах мы видим не только внешне красивого, но глубоко порядочного, благородного, высоконравственного, мужественного, умеющего беречь свою любовь Человека.

Крупнейшей работой Вячеслава Тихонова стал образ советского разведчика полковника Исаева-Штирлица в многосерийном телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1972). Вспомним безмолвную сцену встречи Исаева-Штирлица с женой. С первого же кадра поражает пронзительная достоверность! В их глазах мы видим отсвет переполнившихся чувств. Сколько в них любви, верности, преданности и в то же время отчаяния и горечи! Но вот жена поднялась и ушла… А он, Исаев-Штирлиц, русский человек, остался сидеть, как пригвождённый, не имеющий права ни единым жестом выдать себя. И опять он один… Один в среде жестокого и коварного логова врагов. А впереди – долгие, суровые годы подпольной борьбы, состоящие из смертельно опасных мгновений:

                                      Не думай о секундах свысока…

                                      Наступит время, сам поймёшь, наверное,

                                      Свистят они, как пули у виска,

                                      Мгновения, мгновения, мгновения…

И сколько же надо отдать духовных и телесных сил Вячеславу Тихонову, чтобы всецело войти в эти глубокие по содержанию роли и вызвать сопереживание зрителей. Он навсегда останется мерилом как высокого актёрского мастерства, так и одного из самых человечных людей советского времени.

Много ребячьих слёз пролилось при просмотре кинофильма “Белый Бим Чёрное ухо”! Сопереживание, верность, преданность, честность возвышаются над злом, чёрствостью, жестокостью. Как же важна эта тема в настоящее время!

А потому, благодаря таким актёрам, как Вячеслав Тихонов, детские души будут наполняться теплотой и благородством. Он в полной мере соответствовал изречению А.П.Чехова: “В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” – полнейшая гармония внутренней и внешней красоты. Он внёс большой вклад не только в культуру, но и в наше сознание, психику, в нашу сущность, остался в нашей памяти светлым, мудрым, благородным, деликатным человеком.

Умер Вячеслав Тихонов в 4 декабря 2009 года – в Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Отпели его в храме Христа Спасителя и похоронили на Ново-Девичьем кладбище.

С глубокой скорбью миллионы зрителей восприняли известие о кончине любимого киноактёра. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей телеграмме родным усопшего выразил мнение многих современников: “Образы его героев так полюбились нашему народу, всегда отличались мужественностью и человеколюбием, честностью и искренностью. Всю свою жизнь Вячеслав Васильевич верно служил искусству, стойко перенося выпавшие на его долю испытания”. Святейший Патриарх призвал всех близких почившего” не скорбеть без меры, но молиться о его бессмертной душе, веруя в милость Божию”.

Вечная память Р.Б. Вячеславу и Царствие ему Небесное!

Нина Тихомирова,

г.п.Лиозно Витебской области

oroik.by