В ГУО «Академия последипломного образования» состоялась педагогическая конференция «Современное образование и традиционные православные ценности»

В соответствии с Программой сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы 23-24 ноября 2017 года в г. Минске прошли Третьи Белорусские Рождественские чтения «Нравственные ценности и будущее человечества». В рамках Чтений в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» 23 ноября состоялась педагогическая конференция «Современное образование и традиционные православные ценности».

На базе Академии последипломного образования работали две секции: секция «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста как стратегический национальный приоритет» и секция «Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования».

В заседании секции «Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования» приняло участие более 30 педагогов из всех регионов страны: представители учреждений общего среднего образования, Белорусского государственного университета, Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Гомельского областного института развития образования, Академии последипломного образования.

В ходе заседания было заслушано девять докладов, затем состоялось обсуждение прослушанных выступлений.

Большой интерес и заинтересованные отклики вызвало выступление «Трансформация духовных ценностей в условиях антропологического кризиса современности» Семерник Снежаны Здиславовны, доцента кафедры философии педагогического факультета УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», кандидата философских наук.

Снежана Здиславовна отметила, что духовное состояние общества является важнейшим условием его полноценного существования и развития. При этом она подчеркнула, что сегодня мы наблюдаем ситуацию серьезных трансформаций, происходящих в духовной сфере. И в качестве важнейших причин происходящего назвала кризис самого человека, в предельном своем варианте выражающийся в кризисе антропологической идентичности.

Именно данная из названных причин — антропологический кризис — актуализирует проблему духовных ценностей в современном обществе. Традиционная культура и мораль создавали ценности, имеющие не столько конъюктурное значение для решения конкретных культурно-исторических задач в текущий момент времени, сколько ориентировались на вечное, не поддающееся культурной коррозии. Максимы «золотого правила нравственности», религиозных заповедей требовали от общества духовной сосредоточенности, безукоснительного следования этическим императивам, вне зависимости от социально-политической и экономической ситуации, которая складывалась в обществе. Духовные императивы обязывали человека стремиться ввысь, за пределы обывательской повседневности с ее земными интересами, выгодами и желаниями. Именно в этих феноменах — нравственной устремленности к трансцендентному и культурном альтруизме — общество видело эталон духовного развития человека.

А поскольку развитие науки и техники в ХХ – начале XXI веков значительно усилилось, то появилась реальная технологическая возможность для реализации планов по созданию «постчеловека». Именно в перспективе «постчеловеческого» будущего можно рассматривать те трансформации, которые происходят в сфере духовных ценностей в мировом пространстве сегодня. Докладчик отметила, что сегодня в мире активно набирает силу движение трансгуманизма, центральным идейным постулатом которого выступает мысль о том, что человек — не «образ и подобие Бога» и даже не «вершина биологического развития», но всего лишь «промежуточное звено» в процессе глобальной эволюции. Поэтому важная задача общества сегодня — сохранить человека в его естественности и традиционной духовности.

Краснов Юрий Эдуардович, ведущий специалист по организации образовательного процесса Главного управления учебной и научно-методической работы Белорусского государственного университета в своем выступлении подчеркнул значимость использования в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи проектных методов, добровольчества, командной работы.

Ярким и запоминающимся было выступление Хорик Татьяны Александровны, старшего преподавателя кафедры общей и коррекционной педагогики ГУО «Гомельский областной институт развития образования». Татьяна Александровна подчеркнула, что перед педагогом сегодня стоит очень ответственная задача: в условиях значительного сокращения часов на учебные предметы, в условиях перегруженности самих учителей и учащихся остаться не урокодателем, а сеятелем разумного, доброго, вечного… И не следует для этого уповать только на отдельно взятые воспитательные мероприятия. Ежедневное общение с учащимися на уроках, факультативных и кружковых занятиях, переменах – хорошая возможность воспитания, то есть «питания возвышенным». Поскольку более всего педагог воспитывает самой своей личностью.

Воспитание и обучение на основе традиций может стать путем обретения жизненных ценностей молодого поколения. Без сомнения, хранителем ценностей и традиций в нашем государстве была и остается Православная Церковь. Сегодня в системе образования ей отводится особая роль.

В этом деле сегодня у педагога есть на что опереться. Подписанные Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, областные Программы сотрудничества управлений образования облисполкомов и епархий Белорусской Православной Церкви еще более актуализировали обращение педагогов к православному наследию как средоточию тысячелетнего нравственного культурно-исторического опыта, призванного восполнить образовавшийся дефицит духовности.

Далее докладчик поделилась опытом работы, обозначила актуальные проблемы. Татьяна Александровна отметила, что для того, чтобы создать в учреждении образования систему духовно-нравственного воспитания, понадобится 4 компонента:

  1. желание руководства учреждения образования создать эффективную образовательную среду;
  2. кадровый состав педагогов, которые могли бы личным примером на своих уроках донести до детей богатство высоких духовных ценностей;
  3. консультативная помощь со стороны священника, желательно, имеющего опыт в педагогическом общении;
  4. родительская поддержка этих инициатив.

Содержательными были выступления представителей учреждений общего среднего образования: Казак Любови Ивановны, директора ГУО «Ельская районная гимназия» Гомельской области, Мохоревой Натальи Владимировны, директора ГУО «Гимназия г. Калинковичи» Гомельской области, Новик Татьяны Николаевны, заместителя заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №15 г. Калинковичи» Гомельской области, Зимницкой Ирины Петровны, учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 10 имени В.М.Азина г. Полоцка», Троян Сергея Вячеславовича, директора ГУО «Средняя школа № 15 г. Мозыря» Гомельской области.

Каждый из педагогов поделился замечательным опытом работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в своем учреждении образования. Их выступления объединила идея о том, что эта работа должна обязательно носить системный характер, как целый образовательный мир – многоуровневый, многогранный и разносторонний. Эта многослойность выражается в самых разнообразных формах: преподавании основ православной культуры на факультативных занятиях и объединениях по интересам, изучении духовного краеведения во внеурочное время, участии в предметной олимпиаде по основам православной культуры, конкурсах и проектах по духовно-нравственному воспитанию и многом другом. Все эти формы работы по-своему способствуют развитию знаний о Православии, возрождению отечественных педагогических традиций, формированию семейных ценностей.

С особым вниманием и интересом участники заседания секции выслушали доклад Стаховец Людмилы Афиногеновны, преподавателя воскресной школы Прихода храма Воздвижения Креста Господня а.г. Святая Воля Ивацевичского района Брестской области, «Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании: традиции и современность». Людмила Афиногеновна подготовила его по учебно-методическим пособиям доктора педагогических наук, доктора Богословия Н.В. Маслова – «Основы русской педагогики», «Духовные и нравственные основы образования и воспитания». В завершение своего выступления она предложила вниманию слушателей фильм о наследии выдающегося педагога.

В заключение работы секции участники подчеркнули актуальность тематики Третьих Белорусских Рождественских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», высказали предложение о необходимости усиления в учреждениях образования работы в этом направлении, придания ей системного характера, необходимости более широкого использования потенциала факультативных занятий «Основы православной культуры», а также опыта работы ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию, созданных на базе учреждений общего среднего образования и др.

oroik.by