В Новогрудской епархии состоялся Крестный ход к месту мученической кончины протоиерея Николая Недведского

24 сентября 2022 года по благословению архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия клирики Новогрудского и Кореличского благочиний, а также паломники, прибывшие из Минской и Пинской епархий, учащиеся новогрудских школ и кадетских классов со своими преподавателями совершили Крестный ход на «Новогрудскую голгофу» – к месту мученической кончины протоиерея Николая Недведского, зверски убитого в Сенежинском лесу в 1939 году.

Заупокойную литию на месте захоронения протоиерея Николая Недведского в д. Волковичи Новогрудского района, а затем и Крестный ход к месту его мучения возглавил благочинный Новогрудского церковного округа протоиерей Анатолий Герасимук. 

Лесная возвышенность, именуемая в православном народе «Новогрудская голгофа», находится в шести километрах от д. Волковичи. Здесь, по прибытии Крестного хода к месту страданий пастыря Церкви Христовой, была совершена панихида. 

По окончании заупокойного моления протоиерей Анатолий Герасимук обратился к крестоходцам со словом назидания, призвав их неустанно и самоотверженно являть в своей жизни свидетельство веры и следовать примеру ревностного служения Богу протоиерея Николая Недведского. 

Протоиерей Николай Недведский с 1921 года служил в селе Волковичи Новогрудского района. Старожилы отзывались о нем как о человеке интеллигентном и добром пастыре. Люди его уважали.

Еще в начале 1930-х годов, предвидя смутные времена, многие священнослужители стали выезжать в Польшу. Отец Николай вместе с семьей (матушкой и дочерью) остался на своем приходе. Когда его уговаривали поберечься и хоть на время уехать, он говорил: “Да будет воля Господня…”.

Многие в то смутное время держали в доме оружие для самообороны – очень уж было неспокойно. Мог бы, конечно, и протоиерей Николай его иметь, но у отца Николая оружия не было. Во всем уповал он на святую Господню волю.

В сентябре 1939 года в четыре часа местные активисты, члены подпольной партийной ячейки, связав руки, вывели батюшку на улицу и через Волковичи и близлежащие деревни повели в сторону леса. Не просто вели его, а избивали, вырывали волосы, железным прутом били по бокам, ломая ребра. В д.Омневичи бандиты заставили отца Николая встать на четвереньки и по очереди ехали на нем верхом.

Гнали батюшку в Сенежицкий лес. Свернув на Касьянов хутор, бандиты на два дня заперли израненного, измученного священника в подвале. Три дня страданий было попущено батюшке Николаю Господом.

Дети бегали сюда посмотреть, а затем мчались домой сообщить об увиденном. Секретом местонахождение отца Николая не было. Однако на помощь ему никто не пришел: люди боялись. В то время бандиты всех держали в страхе.

Пастырь погибал с молчаливого согласия своей паствы, а его прихожане, можно сказать, стали соучастниками невиданного злодейства. Прихожане, за которых он молился, которых крестил, венчал, в семьях которых отпевал усопших, – не защитили своего батюшку…

Впереди его ожидало восхождение к Богу через жуткие страдания.

На третий день отца Николая повели на высокую лесистую гору. На ней и казнили священника. С тех пор люди место это называют “Новогрудская Голгофа”.

Убивали батюшку медленно. Мученику отрезали уши, выкололи глаза, вырвали бороду. Привязывали к лошади и влачили по земле, таскали за волосы, переломали суставы рук и ног…

Невозможно представить, какие мучения он испытывал, когда, превозмогая невыносимую боль, истекая кровью, по приказу убийц стал копать себе могилу.

Сколько же мужества и духовной силы нужно было иметь, чтобы выстоять! Отец Николай молился за мучителей во весь голос, насколько хватало силы в растерзанном теле. А еще он читал Символ Веры. Он скорбел об их душах. Ведь священник как никто понимал, что за все придется отвечать пред Богом, что за убийство служителя Божия наказание постигнет убийц не в одном поколении. В страшных муках, умирая на Кресте, Христос молился за распинателей, умолял Отца Своего, чтобы Тот – Грозный и Праведный Судия – простил несчастных преступников.

Читая ежедневно Евангелие, изучая его и стараясь подражать Господу Иисусу Христу, отец Николай предавал себя воле Божией, какой бы многоскорбный путь она ему ни указала…

Молитва приводила мучителей в бешенство. Окончательно помутнев рассудком, они отрезали батюшке язык.

Связав священнику веревкой ноги, они перебрасывали его через сук и, подтянув тело вверх, веревку отпускали. Отец Николай всей тяжестью своего тела падал в им же вырытую могилу. Кости у него были все переломаны. Батюшку поднимали, и все повторялось сначала…

В нечеловеческих муках, испив полную чашу страданий, отец Николай предал свой дух Богу. И сейчас в сонме новомучеников, за веру пострадавших, в радости пребывает на Небесах.

Убийц кара Господня настигла уже здесь, на земле: двое повесились, один утонул на озере Волковичском, еще одного, пьяного, конь, сойдя с дороги в ров, закрутил в телегу. Кто-то из мучителей был сослан на север и умер там от голода и холода. Внучка одного из убийц родилась с эпилепсией и слепой – как в наказание за выколотые глаза священника. Хозяин хутора, когда там в погребе был закрыт отец Николай, отлучаясь из дома, приказывал жене стеречь пленника, а сегодня его дочь психически нездорова, и муж закрывает ее в доме на ключ.

Но куда страшней представить, что ждет убийц служителя Божия в Вечности! Если не будет покаяния хотя бы в детях или внуках, такой род, как правило, исчезает с лица земли.

По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by