20-21 июня 2018 года в ГУО «Средняя школа №16 г.Полоцка» состоялись Международные педагогические чтения «Педагогические идеи С.А.Рачинского: история и современность», организованные Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви, Полоцким епархиальным управлением и Управлением по образованию Полоцкого райисполкома.
В Чтениях приняли участие педагоги средних общеобразовательных и высших учебных заведений Беларуси и России, преподаватели воскресных школ, учреждений дополнительного образования, представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви, епархиальных ОРОиК, представители управлений образования.
Возглавил Чтения архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий.
В качестве ведущих выступили: Павлова Марина Владимировна, методист методического кабинета Синодального отдела религиозного образования и катехизации, и Коголенок Лилия Ивановна, руководитель ОРОиК Полоцкой епархии.
Имя выдающегося русского педагога Сергея Александровича Рачинского (1833 – 1902), 185-летний юбилей со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, известно, к сожалению, не многим. И это связано, прежде всего, с длительным атеистическим периодом в нашей истории. С.А. Рачинский, имеющий дворянское происхождение, будучи известным ученым, профессором ботаники Московского университета, математиком, оставил столицу, карьеру ученого, переехал жить в свое родовое поместье в селе Татево Смоленской губернии и создал там на свои личные средства уникальную сельскую школу для простых крестьянских детей.
Сергею Александровичу Рачинскому удалось воплотить в жизнь такую систему обучения и воспитания, которая позволила детям крестьян стать учеными, педагогами, врачами, священнослужителями, хорошими и честными людьми. В чем же секрет этой уникальной системы? Применима ли она к современным условиям? Можем ли мы возродить подход С.А. Рачинского к воспитанию наших детей? На эти вопросы в ходе Международных педагогических чтений отвечали в своих выступлениях белорусские и российские педагоги.
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий в своем приветственном слове на открытии Чтений обозначил серьезную современную проблему: почему, несмотря за более чем двадцатилетний период возрождения Православной Церкви в Беларуси, подписание программ сотрудничества Церкви и государства в области образования, мы не видим должного результата? Почему наши дети не становятся лучше в своем большинстве? Далее Владыка предложил участникам Чтений свое видение ответа: человек не может кого-нибудь научить чему-то хорошему, если сам не будет примером, исполнителем Божиих заповедей. Молимся ли мы сами? Читаем ли Священной Писание? Ходим ли в храм Божий? Если мы «не имеем личного подвига в спасении своей души», то не можем дать своим детям подлинное духовно-нравственное воспитание.
В этом отношении примером для нас является Сергей Александрович Рачинский, который был глубоко верующим, церковным человеком, своим личным примером показывающий детям, как должен жить человек в согласии с Законом Божиим.
Важность изучения педагогического наследия С.А. Рачинского отметила в своем приветственном слове и начальник управления по образованию Полоцкого райисполкома Ирина Афанасьевна Дроздова.
Далее, на пленарных заседаниях, проходивших в первый и второй день Чтений, прозвучали выступления педагогов, показывающие актуальность и возможность применения идей С.А. Рачинского в современной школе.
Татьяна Андреевна Лопатик, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», рассказала в своем выступлении об основных педагогических идеях С.А. Рачинского – духовном воспитании, обучении на национальной основе, трудовом воспитании, личностном подходе, индивидуализации обучения, эстетическом воспитании, воспитании педагогов со школьной скамьи, деятельностном подходе к воспитанию, воспитании отрицательного отношения к винопитию, личном примере педагога.
Николай Михайлович Иваненко, заместитель директора ГУО «Вилейская гимназия №2», в своем докладе, в дополнение к сказанному Татьяной Андреевной, отметил основные цели воспитания, сформулированные С.А. Рачинским: развивать внутреннего человека, разумную часть души, учить детей для будущей жизни, а также назвал основные условия воспитания по данной системе: свобода во всем, что не несет зла, решение конфликтов в коллективе, занятия по интересам в свободное время, но главное условие– индивидуальный подход к каждому ребенку.
Пятченков Максим Викторович, зам. директора МБОУ «Средняя школа №16» г. Смоленска, говоря о значении в воспитании личного примера педагога, привел слова С.А. Рачинского: «Нужно уметь читать Евангелие детям, не краснея».
Говоря об эстетическом воспитании в школе С.А. Рачинского, Максим Викторович рассказал о том, что каждый ребенок, обучающийся в ней, имел возможность петь в церковном хоре – независимо от его способностей, т.е. все дети были вовлечены в деятельность по подготовке к церковным праздникам. Ученики также получали деятельное знание о природе, занимаясь садоводством, огородничеством и пчеловодством.
Большое внимание в школе С.А. Рачинского уделялось изучению церковнославянского языка. В связи с этим Максим Викторович рассказал участникам Чтений о замечательной современной серии учебников протоиерея Бориса Пивоварова «Родное слово», главная идея которых заключается в том, что «слово дано человеку как высший Божий дар». Все эти учебники находятся в свободном и бесплатном доступе в интернете.
Примечательно, что существует статья, написанная в свое время С.А. Рачинским, об избавлении детей от заикания при чтении на церковнославянском языке.
В школе С.А. Рачинского большое внимание уделялось чтению Псалтири на церковнославянском языке. Инокиня Виктория (Герасименко), насельница Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря, выступила с докладом, раскрывающим значение изучения и чтения Псалтири в духовной жизни каждого человека. «Псалтирь – камертон, который задает тон нашей духовной жизни», – отметила докладчица.
Терехина Ольга Викторовна, методист городского методического центра, учитель МБОУ «Средняя школа №12» г. Смоленска», рассказывая об эстетическом воспитании в школе С.А. Рачинского, отметила, что выпускником этого уникального учебного заведения был известный русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский, многие картины которого так или иначе говорят нам и об основных идеях Татевской школы. На картинах виден и результат воспитания: дети на них– «со светоносными лицами» (ликами, как отметил Владыка Феодосий) – от их внутреннего состояния исходит особая, духовная красота.
Протоирей Олег Абрамович, настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы агрогородка Солтановщина Несвижского района, подчеркнул в своем выступлении, что идет в своей приходской деятельности по стопам С.А. Рачинского.
Во время православных слетов «Святая Русь», организуемых о. Олегом, ребята видят во всем личный пример священника, который находится рядом с ними постоянно, молятся на церковнославянском языке, изучают Священное Писание, участвуют в Богослужениях, паломничествах, трудятся.
Олег Валентинович Лубчёнок, учитель истории ГУО «Средняя школа № 16 г.Полоцка», рассказал о преемственности идей С.А. Рачинского в современной системе образования – изучение церковнославянского языка на факультативных занятиях, организация мастерских по иконописи и живописи в учреждениях образования, проведение паломнических походов.,
Нина Константиновна Тихомирова, руководитель музея Боевой и трудовой славы ГУО «Средняя школа №1 г.Лиозно” Витебской области, рассказала участникам Чтений о том, что С.А. Рачинский был абсолютно бескорыстным человеком – построил десять школьных зданий за свои личные средства. Два раза возил своих учеников в Нилову пустынь, к истокам Волги.
Ольга Александровна Куртко, воспитатель УО «Полоцкая государственная гимназия №1 им. Франциска Скорины», поделилась своим опытом работы по системе Сергея Александровича Рачинского:
рассказала об изучении с детьми устного счета по системе С.А. Рачинского, об экскурсионной деятельности, о почтительном и благодарном взаимодействии с родителями.
Николай Иванович Иваненко, заместитель директора ГУО «Вилейская гимназия №2», выступил со вторым докладом, посвященным анализу социокультурных и духовных причин кризиса современной семьи. Если раньше, во времена жизни Сергея Александровича Рачинского, семейное воспитание было естественным, патриархальным, религиозным в своей основе, то сейчас наблюдается противоположное: нарушение правильной семейной иерархии, принижение роли отца в семье и создание культа ребенка, построение семьи не на фундаменте веры. Все это приводят к плачевным результатам, а без родительского примера, усилиями лишь одних педагогов духовно-нравственное воспитание детей становится очень затруднительным.
Светлана Ивановна Хохлова, учитель МБОУ «Средняя школа №12» г. Смоленска, поделилась в своем выступлении опытом преодоления непонимания современными детьми языка взрослых, пытающихся донести до них основные духовно-нравственные, христианские истины. В этом процессе помогают принципы педагогики С.А. Рачинского, в которой очень большое внимание уделяется деятельностному, практическому подходу к воспитанию.
Участникам пленарных заседаний был представлен также библиографический справочник литературы о Сергее Александровиче Рачинском, составленный Самойлюк Тамарой Андреевной, секретарем Издательского совета Издательства Белорусского Экзархата.
Во второй день Чтений состоялась также работа секций, тематические направления которых также соответствовали важнейшим подходам к воспитанию в школе С.А. Рачинского – изучение с детьми Закона Божия, проведение паломничеств к святым местам.
Секция по воскресным школам прошла под руководством секретаря Синодального отдела религиозного образования и катехизации иерея Стефана Воропая. На ней был представлен положительный опыт работы различных воскресных школ, в том числе опыт работы Воскресной школы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального монастыря, который можно рекомендовать в качестве образца, соответствующего всем стандартам воскресной школы, предлагаемым Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Был также рассмотрен опыт преподавания в малокомлектной воскресной школе с разновозрастными детьми при условии соблюдения личностного, индивидуального подхода к каждому ученику. Татьяна Фадеевна Пашкович, методист высшей категории центра развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования», провела практикум по проектированию и разработке урока в воскресной школе.
Секция по православному краеведению, прошедшая под руководством Петуха Михаила Николаевича, педагога дополнительного образования ГУО «Вилейский районный центр дополнительного образования детей и молодежи», была посвящена воспитанию любви к святыням родного края посредством паломнических походов. На секции прозвучали интересные доклады о малоизвестных святынях Белой Руси. Создание таких исследовательских, творческих работ учащимися под руководством взрослых отражает деятельностный подход к обучению, воспитывает любовь к малой и большой Родине.
Педагогические чтения, посвященные Сергею Александровичу Рачинскому, прошли на высоком организационном уровне, в теплой, неформальной и дружественной атмосфере. Архиепископ Феодосий вручил участникам Чтений специальные сертификаты и преподал свое архипастырское благословение.
Хочется отметить, что Сергей Александрович Рачинский в своей уникальной личности педагога сумел раскрыть такие качества христианина, как глубокая вера, самоотверженное служение ближним, честность, бескорыстность, скромность. Не случайно уже вышел в свет сборник «Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия в Русской Православной Церкви прославленных» (от царствования Царя-мученика Николая II Александровича и до наших дней) в двух томах – Санкт-Петербург, издательство «Воскресение», 2011 год., в котором рассказывается и о подвижнике на ниве православного просвещения Рачинском Сергее Александровиче.
Владыка Феодосий, выступая на Чтениях, особенно подчеркнул, что то, чем занимался С.А. Рачинский, «входит в разряд вечности», и отметил, что Сергей Александрович умер, как святой, смертью-успением, что говорит о богоугодности и праведности его жизни.
Примечательно, что нынешние педагогические чтения проходили на святой Полоцкой земле, по молитвам просветительницы нашей святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Все участники Чтений имели возможность посетить Спасо-Евфросиниевский ставропигиальный женский монастырь, поклониться мощам Преподобной и попросить у нее помощи в своем нелегком, подвижническом труде на ниве православного просвещения.
В ходе Чтений прозвучало предложение о том, чтобы считать нынешние педагогические чтения очередными, тематическими в рамках Свято-Евфросиниевских педагогических чтений, проводимых ежегодно в Полоцке.
oroik.by