В программе Белорусского радио “Свет души” расскажут о Великорецком крестном ходе

На канале «Культура» Белорусского радио 20 августа в 7.30 и 21 августа в 17.30 прозвучит рассказ о древнейшем Великорецком крестном ходе в честь святителя Николая Чудотворца, который проходит в России с начала XV века.

В программе “Свет души” о нем расскажут протоиерей Сергий Комлик , настоятель храма святителя Николая в поселке Сокол, и крестоходцы 2022 года из Беларуси: Елена Шатько, Александр Новиков, Ираида Уржинская , Владимир Кравцов, Ольга Галиевская и Сергей Власовец.

Великорецкий крестный ход – один из самых древних и многочисленных – проходит ежегодно с 3 по 8 июня. В нем принимает участие порядка 30 000 человек.

Некогда найденная на берегу реки Великой икона святителя Николая считается чудотворной, а сам крестный ход 150-километровым благодатным путем молитвы.

“Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, “некоторый благоговейный муж, проходя близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся”.

Первое чудо от иконы произошло там же, в деревне, когда, приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о совершающихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы.

На берегу реки Великой вскоре построили деревянную часовню. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и “многонародного собрания”. Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.

В 20-е годы прошлого века кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. Но с 30-х годов след святыни теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла. Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. Многие благочестивые люди, совершавшие паломничество на реку Великую, претерпели в это время аресты, разные притеснения. Начало Великой Отечественной войны в 1941 году не остановило паломничества к месту явления иконы.

В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для “борьбы” с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы, и вывозить как можно дальше от святого места. “В 1962 году, — говорил писатель Владимир Крупин, — шло всего тридцать человек”. Остальные паломники в разное время пробирались по два-три человека лесными тропами, чтобы их не заметили.

В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепиль) (ныне покойный митрополит Вятский и Слободской). После наступивших изменений в отношениях государства и Церкви в 1989 году архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведении богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. В непростых условиях был организован и проведен первый после возрождения крестный ход, который надолго запомнился уже многочисленным паломникам.

С каждым годом Великорецкий крестный ход становился многолюдней. Распорядок его очень трудный: три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то асфальтная трасса. Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемнадцать, ложиться в десять-одиннадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус! Но идут люди, идут, и кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа, у того навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.

По материалам сайта sobor.by