В рамках III Белорусских Рождественских чтений состоялась секция по вопросам дошкольного воспитания

23 ноября 2017 года в рамках III Белорусских Рождественских чтений состоялась секция по вопросам дошкольного воспитания. На заседании присутствовало более 50 человек из различных регионов страны: священнослужители, руководители и педагоги учреждений          дошкольного образования.

Работу секции возглавили:

игумен Авксентий (Абражей), наместник Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря в д. Юровичи, председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии;

Тимошенко Н.В., заведующий государственным учреждением образования “Ясли-сад № 170 г.Гомеля”.

В работе секции также принимали участие: Финькевич Л.В., доцент кафедры общей и детской психологии ГУО «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка», кандидат психологических наук; Бройко А.В., директор ОО «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».

С приветственным словом к присутствующим обратилась Николаенко Галина Ивановна, проректор по научно-методической работе ГУО «Академия последипломного образования», доктор педагогических наук, доцент.

В ходе работы секции были заслушаны все заявленные доклады. Наибольший интерес вызвал доклад заведующей ГУО “Ясли-сад № 15 г.Калинковичи” Рыковец Е.Г., а также знакомство с опытом работы учреждений образования г.Несвижа по обучению дошкольников белорусскому языку.  Необходимо отметить, что на становлении речи дошкольников как на белорусском, так и на русском языке, благоприятно сказывается такое отношение родителей, при котором они поддерживают усвоение детьми двух языков, проявляют активный интерес к процессу обучения, помогают ребенку в усвоении как первого, так и второго языков при разных подходах к обучению. Такая позиция родителей всецело поддерживается педагогами дошкольных учреждений. До сознания родителей доводится информация о том,что билингвизм не только не мешает развитию личности ребенка, но и обогащает его новыми знаниями, расширяет его кругозор, способствует повышению его интереса к культуре своего народа, к культуре вообще, не дает развиться чувству языкового нигилизма, является средством воспитания патриотизма и интернационализма, духовности.

 Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой — быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.

Именно поэтому необходимо знакомить детей с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. Православие является основой национальной и культурной самобытности Беларуси. 

Работа дошкольной секции показала, что в современном мире не теряется актуальность подлинных и вечных нравственных ценностей, необходимых для нормального существования общества, в поддержку которых всегда выступает Православная Церковь. Участники Чтений убеждены, что государство в своей политике призвано содействовать утверждению этих ценностей, противостоять попыткам их разрушения или отрицания, внимая предупреждающим словам Евангелия: «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12,25-26).

Основой стабильности и позитивного развития общества является крепкая здоровая семья, укорененная в традиционных христианских ценностях, являющая собой оплот нравственности и целомудрия. Защита приоритета права родителей на воспитание своих детей в избранной традиционной системе ценностей должна найти отражение в законах, регулирующих семейные отношения.

Участники Чтений отмечают увеличение влияния Церкви на общество и повышение интереса к получению качественных знаний о вере, традиции, основах православной культуры. Важными задачами видятся подготовка новых учебных пособий, развитие исследовательской деятельности, получение воспитанниками практических навыков.

Участники  Рождественских чтений дали высокую оценку активной позиции педагогических коллективов, которые ставят своей целью объединение усилий педагогов и родителей учреждений дошкольного образования в проведении мероприятий культурно-просветительского характера, способствующих раскрытию творческих способностей детей и формированию у них устойчивого стремления к познанию своих истоков, что подтверждается, в свою очередь, массовым участием детских коллективов в многочисленных мероприятиях культурно-просветительского характера. Созданные в образовательной практике типовые модели взаимодействия приходов с учреждениями образования являются инновационными образцами современного педагогического опыта.

На основании предложений, внесенных участниками секций педагогической конференции, определена настоящая резолюция.

          Участники Чтений предлагают:

  • одобрить опыт работы в области духовно-нравственного воспитания, представленный в системе дошкольного образования, и рекомендовать его к распространению с учетом условий и особенностей запросов родителей;
  • рекомендовать организаторам педагогической конференции издать материалы  секции;
  • рекомендовать для внедрения в практику работы учреждений дошкольного образования опыт работы учреждений образования г.Несвижа по формированию у воспитанников национального самосознания через обучение белорусскому языку;
  • подготовить к изданию сборник дидактических материалов и интерактивных игр духовно-нравственной направленности для работы с детьми дошкольного возраста;
  • с целью укрепления института отцовства изучить проблемы мужчин-отцов и разработать пути их решения в рамках формирования семейной, демографической и социальной политики; осуществить разработку методического инструментария для психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития;
  • организовать методическую помощь педагогам, претендующим на участие в региональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя»;
  • рассмотреть возможность реализации системы грантовой поддержки социально значимых проектов в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Участники Чтений заявляют, что сегодня, как никогда, важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций принимать конкретные меры по формированию у воспитанников уважительного отношения к институту семьи, к традиционным духовно-нравственным ценностям.

Единодушно признано, что на современном этапе основными инициаторами в деле духовно-нравственного воспитания должны стать учреждения дошкольного образования при активной позиции епархий Белорусской Православной Церкви путем налаживания тесных контактов с заинтересованными местными организациями.

Надеемся, что рекомендации, высказанные участниками Чтений, будут способствовать развитию и сохранению отечественных духовно-нравственных и культурно-исторических традиций.

 oroik.by