В рамках III Рождественских чтений в Минске обсудили возможные перспективы развития диалога религии и науки

23 ноября 2017 г. в Российском центре науки и культуры в г.Минске (Россотрудничество), в рамках Третьих Белорусских Рождественских чтений, состоялась работа секции «Религия и наука в XXI веке. Нравственный дискурс: перспективы диалога».

В работе секции приняло участие более двадцати человек – священнослужители, ученые, педагоги.

Модератором секции выступил Осипов Алексей Иванович – доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Института подготовки научных кадров НАН Беларуси.

С приветственным словом к присутствующим обратился заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Макуров Леонид Геннадьевич, который отметил важность выбранной для обсуждения темы и пожелал плодотворной работы участникам секции. Затем были заслушаны доклады.

Алексей Иванович Осипов в своем выступлении подчеркнул, что между религией и наукой не должно быть противоречий. Религия является мировоззрением и отвечает на фундаментальные вопросы о смысле жизни и смерти, о сущности добра и зла. Наука не дает оценку миру, это не ее задача. Между религией и наукой возможно сотрудничество по принципу комплементарности, взаимодополняемости. Религия необходима обществу для сохранения человеческого в человеке.

Елена Иосифовна Михаленко,  главный редактор газеты “Воскресение”, преподаватель физики ГУО “Средняя школа № 131 г. Минска”, в своем докладе отметила, что очень многие ученые, авторы фундаментальных открытий, были верующими людьми, в том числе Исаак Ньютон и даже Чарльз Дарвин. Противоречия между религией и наукой могут возникать лишь тогда, когда научные открытия используются не во благо человека и приводят к разрушительным последствиям (создание атомной бомбы, разработка технологий тотального контроля, вмешательство в генетический аппарат человека, использование так называемого «абортивного материала» в фармацевтической и парфюмерной промышленности).  Нравственные противоречия могут также возникать в области трансплантологии,  технологий клонирования и ЭКО.

Константин Владимирович Яцкевич, православный кризисный психолог, заместитель главного редактора журнала «Медицина», член Белорусской ассоциации врачей, раскрыл в своем выступлении суть выдающихся, но малоизвестных открытий святителя Феофана Затворника, которого можно по праву считать основоположником святоотеческой, православной психологии. Эта наука, находясь в союзе с религией, помогает выстроить духовно-нравственную вертикаль, устремляет человека к своему Создателю.

Протоиерей Александр Якутик, клирик прихода Свято-Петро-Павловского собора в г. Минске, руководитель Информационного агенства Белорусской Православной Церкви, рассказал о сути происшедших изменений в душе человека в результате грехопадения и об учении святых отцов о природе страстей. Эти знания помогают человеку разобраться в подлинных причинах своих проблем и встать на путь исцеления.

Протоиерей Алексей Климов, клирик прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Минске, обратил внимание в своем докладе на ответственность священнослужителей за постановку неправильных «диагнозов» болящим прихожанам. В некоторых случаях для понимания подлинных причин отклонений в поведении человека необходимо тесное взаимодействие священника, психолога и врача.

Кравцова Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии БГПУ им. М. Танка, руководитель социальных мастерских прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Минске, подчеркнула важность знаний по христианской антропологии в выстраивании взаимодействия родителей и педагогов с людьми, имеющими особенности психического и физического развития. К человеку с особенностями не следует относиться как к ущербному существу. Он всегда–личность, которая может приносить пользу, служить Богу и ближнему.

Котко Александра Николаевна,  кандидат педагогических наук, доцент УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», рассказала в своем докладе о важных принципах воспитания детей на основе православной педагогики.

Пилипенко Михаил, социальный педагог ГУО «Социально-педагогический центр с приютом Заводского района г. Минска», отметил положительные стороны использования основных духовно-нравственных принципов православной педагогики в работе с детьми из неблагополучных семей.

Владислав Евгеньевич Розенцвейг, научный сотрудник Института генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук, обратил внимание присутствующих на то, что по данным современной науки, весь период внутриутробного развития человека является процессом плавных, непрерывных изменений и очень трудно выделить в нем какой-то один момент для определения начала новой жизни. Единственным качественным изменением, от которого начинается отсчет человеческой жизни, можно считать лишь момент зачатия – создания нового, неповторимого, уникального сочетания генов, который уже содержит всю информацию о будущем взрослом человеке. Вопрос развития является лишь вопросом времени. Такая точка зрения полностью совпадает с учением Церкви о том, что жизнь человека начинается с момента зачатия и именно поэтому аборт является убийством.

Кульчицкая Светлана Яковлевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №1 г. Ельска», подчеркнула в своем докладе важность сотрудничества религии и науки в процессе формирования общей экологической культуры человека, в деле сохранения окружающей среды.

При подведении итогов работы секции «Религия и наука в XXI веке. Нравственный дискурс: перспективы диалога» ее участниками было высказано единодушное мнение о необходимости сотрудничества религии и науки. Научное знание, имеющее духовно-нравственный фундамент, будет направлено на созидание, а не на разрушение. Также были высказаны предложения от секции для общей резолюции Третьих Белорусских Рождественских чтений, в том числе предложения о необходимости изучения в учреждениях образования святоотеческой психологии, а также популяризации научной аргументации того  факта, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия и, в следствие этого, аборты недопустимы.

oroik.by