Великая сила Крестного хода

Лариса Алексеевнв Рябова – руководитель семейного клуба “”Очаг” при   Духовно-просветительском центре имени свт. Георгия Конисского Могилевской и Мстиславской епархии –о прошедшем в марте нынешнего года в г. Могилеве покаянном Крестном ходе.

Никогда не погибнет

Народ,

Раз, как совесть живая,

Идёт

Этот вечный великий поход –

Крестный ход.

Протоиерей Андрей Логвинов

Так уж случилось, а может была на то воля Божия, я не разу до этого года не была участником крестных ходов. В мире полном рекламы, стремлений к потреблению, богатству и удовольствию крестные ходы для меня всегда выглядели очень резонансно. С интересом я читала о них, рассматривала фотографии, на которых по улицам нашего города, среди вывесок и рекламных щитов шествовали люди, несущие хоругви и иконы – символы, которые напоминают человеку о его бессмертии, о его призвании к духовному восхождению. Внимательно слушала я участников крестных ходов, добросовестно желая понять их восторг и безмерную упоительную радость от совместного «хождения». Но всё это было не для меня, не по мне.

Душа каждого человека по природе христианка, распознающая тонким слухом зов Духа Божьего. Узнав, что в дни Великого поста по благословению архиепископа Могилёвского и Мстиславского Софрония совершится Крестный ход «За прекращение абортов и сохранение традиционных семейных ценностей», я твердо решила стать участницей этого благочестивого действия. Разве можно остаться в стороне, когда сотни людей будут просить за всех живущих в моем родном Могилеве о рождении здоровых детей, о благополучии ныне живущих детей? А значит, и за моих детей, и внуков, и даже правнуков!

Иван Шмелёв в автобиографической повести «Лето Господне» называл крестный ход небом, коснувшимся человека. Крестный ход – это непрерывная движущаяся церковь. А над ней – непознаваемо-высокое небо, независимо от того – солнечный день или укрытый тучами. А небо – слово многозначное, и у каждого своё. Но есть одно, что объединяет всех: мечта о счастье своих детей. Но мечтать и желать мало, надо ещё и потрудиться. Физически трудиться мы умеем, а вот духовно… А ведь из поколения в поколение передавалось в православных семьях стремление к душевному и духовному подвигу, уверенность, что для очищения грехов надо потрудиться: пройти долгий путь в глубоком уединении, сосредоточившись на молитве, с сотнями других уединений, собранных вместе. Только сейчас стало понятно мне святоотеческое изречение: «Крестный ход идет – ад трепещет». Потому что в это время объединяются сотни покаянных молитв, а это и есть следование крестной дорогой за Христом.

Именно в крестном ходе Господь дает человеку возможность глубже понять заповеди Божии, приобрести ценный опыт духовной жизни — в обычной жизни такой опыт нарабатывается годами. Крестный ход создает условия для того, чтобы в молитве не отвлекаться мыслями о делах (ведь дела, заботы и хлопоты остались дома, и с каждым шагом, с каждым километром они все дальше и дальше), не отвлекаться на мечтания. И слова молитвы из молитвослова — это уже и твои слова. Какое счастье почувствовать это! Православная Церковь обозначает это явление словом «соборность», единение христиан в любви, вере и жизни. Соборность — это цельность, внутренняя полнота, это тело, главой которого является Иисус Христос. Крестный ход — это душевный порыв человека готового взять на себя определённые трудности и преодолеть их во Славу Божию. Это крестный, молитвенный и нелёгкий путь души.

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Это торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага. Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий каждый раз, отправляясь в поход, совершал со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им придавалось такое большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

В Могилеве крестные ходы имеют давнюю историю, начинающуюся практически одновременно с историей города. Не раз во время крестных ходов спасала город великая святыня Приднепровского края — Могилево-Братская икона Богородицы, названная так по  наименованию Могилевского братского Богоявленского мужского монастыря, в котором она пребывала до начала XX ст. Наши предки знали, что после крестного хода с молебном всегда были хорошие урожаи, прекращались неблагоприятные погодные условия: Господь подавал дождь после засухи, или, наоборот, выходило солнце и прекращались непрерывные дожди, грозящие наводнением. Мало того, происходили чудесные исцеления и участников, и тех, за кого молились, прекращались эпидемии, вспышки чумы. Во время военных нашествий наши предки тоже прибегали к помощи крестного хода — соборной, покаянной молитвой испрашивали себе прощения грехов и заступления Божьих Сил Небесных.

Там, где проходит крестный ход, освящается местность. Если бы у нас было открыто духовное зрение, можно было бы увидеть, как пространство буквально разрезается крестным ходом, исчезает все греховное и злое, а вся местность наполняется Божьей благодатью. Господь освящает человека, а через человека – природу. И город через это очищение получает особую благодать. Крестный ход – еще одна попытка сохранить наше Отечество как святое место в этом мире и за пределами его, утвердиться в мысли, что Господь не оставит нас.

Святитель Филарет Московский вдохновенно писал еще два века назад: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную… На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, – то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы».

Вот вам и тема для размышлений о том, нужны ли крестные ходы и как к ним относиться, участвовать ли в них — хотя бы немножко: как говорится, от каждого по силам, — или может соучаствовать – встретить приветливо, ведь Сам Спаситель, Богородица, Святые на иконах и хоругвях незримо предстоят перед каждым…

Нынешний крестный ход начался от храма в честь святых праведных Иоакима и Анны, что на Чаусском шоссе. Направлялись с востока на запад – к храму иконы Божией Матери «Всецарица» в Казимировке. Возглавляемые священниками из могилевских храмов — иереем Алексием Скобом, иереем Владимиром Котовым, протоиереем Сергием Белоусом, иереем Андреем Шавариным, крестоходцы с покаянными молитвами прошли через весь город, останавливаясь для молебнов в храмах.

По дороге присоединялись могилевчане, многие останавливались, склонив голову, а затем опять спешили по своим делам. У каждого свои причины, по которым он присоединяется к крестному ходу. Неизгладимо из памяти короткое духовное общение с крестоходцами. Чувствовалось, что многие участники всем сердцем полюбили молитвенный дух крестного хода, соработничество со Христом, крестоношение.

Крестный ход – это богослужение максимально открытое для всех. Вместо стен храма – заснеженные улицы города, вместо запаха ладана – запахи мегаполиса, вместо хора певчих – соборное антифонное пение Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!». По очереди мужчины и женщины взывают ко Господу – с любовью, верою и надеждою. Это одновременно благодарение и прошение о милости. Молитва к Господу объединяет всех, связывает с родными и близкими узами любви и надежды. Молитва соединяет незримо, но прочно живых и мертвых, потому что у Бога все живы! К Престолу Господа возносится молитва, освящая путь. Эта молитва особая, выстраданная, пропитанная слезами и потом, подкрепленная телесным трудом, терпением и постом, а потому – живая, действенная. Каждый шаг – поклон Христу, Матери Божией, Святым заступникам с покаянием и просьбой помочь в бедах и скорбях, болезнях родных и близких, в безбожии и пьянстве, семейных нестроениях, злобе, ненависти. И все вместе в едином порыве: «Помилуй нас!»  
Движется крестный ход, и каждый может пойти вслед, как пошли за Спасителем рыбаки и мытари. Участники стараются не разговаривать, не отвлекаться – это не благословляется. Люди понимают великое предназначение Крестного хода. Он от начала до конца -–православное Богослужение, в котором каждый человек принимает участие с благоговением, любовью и вниманием, славя Бога, Матерь Божию, Святых.

Встречные останавливались, кланялись крестному ходу со святыми иконами. Приостанавливались машины, пропуская крестоходцев. Заметила, что многие водители с благоговением осеняли себя крестным знамением. На протяжении всего пути нас сопровождала милиция. Оступившись, я чуть не упала, но меня поддержал статный страж порядка.

Пополнились ряды Крестного хода после молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Во время короткого перерыва многие подходили под благословение к батюшкам, благодарили за духовную поддержку.

На небе – плотный покров из туч. Редкий луч пробивался сквозь их завесу. Зима никак не решалась покинуть свои владения. Но прохлада дня не чувствовалась. От молитвы, от людей, которые рядом, шло такое благостное тепло, что невольно любовалась и Днепром, и деревьями вдоль берега, и особенно куполами храма Царственных Страстотерпцев, видневшимися на том берегу Днепра. Я наслаждалась необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный, и этот момент никогда больше уже не повторится.

Здесь же я встретила несколько знакомых с именем Лариса. Когда я потом рассказала об этом старушке-паломнице, она пояснила: «Так бывает. Ангел-хранитель твой рядом».

У Церкви Царственных Страстотерпцев крестоходцев встретили множество прихожан: взрослые и дети с иконами, лампадками, горящими свечами. На их лицах – нескрываемая радость! Гостеприимно, с любовью встретил участников Крестного хода настоятель церкви, иерей Сергей Белоус. Народ Божий горячо молился «единым сердцем, едиными устами» Господу, Пресвятой Богородице, Святым Царственным страстотерпцам, Всем Святым, коленопреклонно умоляя даровать мир городу нашему, сохранить в чистоте веру, Православную Церковь, помиловать народ за отступления в вере, укрепить, вразумить, умудрить.

После молебна иерей Сергий сердечно обратился к участникам Крестного хода. А что от сердца идет, то обязательно до сердца и дойдет! Поэтому мудрые и проникновенные слова батюшки взволновали до глубины души: «Сердечно благодарим вас, дорогие братья и сестры, за подвиг любви и веры. С крестным ходом идут по городу нашему Cам Господь и Матерь Божия, Святой Царь Мученик».

И снова многие могилевчане пополнили ряды крестного хода. По улицам Могилева шли сотни участников шествия во славу Божию, за здоровье наших детей, за укрепление семьи: женщины и мужчины, бабушки с тросточками и дети – все дружно пели Иисусову молитву, и незримо освящались улицы нашего древнего православного многострадального города призыванием Святого имени Божия. Крестный ход от храма шествовал далее по улицам Ленинской, Пионерской, по территории Могилевской городской больницы скорой медицинской помощи (возможно, кого-то из их пациентов молитва верующих смогла удержать от рокового шага), направляясь к Трехсвятительскому собору.

Трудно выдержать на заснеженном пути строгий и чёткий ритм крестного хода. Всматриваясь в лица людей, я пыталась уловить их настроение. В колонне много детей. Дети разные: от младенцев, которых несут на руках, до подростков, идущих рука об руку со взрослыми. И это делает крестный ход таким светлым и радостным! Не удержавшись, я угостила печенюшкой девочку, бережно прижимающую к груди обернутую целлофаном бумажную иконку на шнурочке. Рядом шествовал сосредоточенный седовласый мужчина-старец, ну точь в точь как на картине Михаила Нестерова «Пустынник». Я робко улыбнулась ему, а он засветился радостью.

Среди крестоходцев – люди разного возраста и профессий из Могилева и Рогачева, Гомеля. «Мы часто приезжаем в Могилев на крестный ход», – делятся со мной гомельчанки. Видя моё удивление, крестоходец со стажем Олег поясняет: «Господь ценит наши усилия». Олег уверен: «Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия, когда ноет спина, болят ноги, кажется, совсем обессилел. Именно за молитвенный труд, отвержение своей воли, послушание, терпение и смирение, крепкую веру Господь дает человеку возможность испросить, вымолить то, что полезно душе.

«Сила моя в немощи совершается», – говорит Господь каждому из нас. В одной из книг я прочитала, что за участие в крестном ходе, за покаяние, терпение во славу Божию страданий и скорбей милостивый Господь Вседержитель прощает многие грехи.

Иерей Владимир Котов, руководитель Центра защиты материнства и семейных ценностей Могилёвской епархии, многодетный отец, сокрушается, что сегодня, когда аборт узаконен государством и вкоренился в сознание людей как норма, противостоять ему, изменить мышление и сердца людей невозможно без помощи Божьей. Поэтому так важна соборная молитва в борьбе за жизнь. «Это традиция нашего православного народа – в трудностях и тягостях в крестном ходе просить Бога о помощи», – говорит батюшка.

Увидев в колонне знакомую женщину из Шклова, я невольно вспомнила историю её нелегкой жизни. Заботливо поддерживаемая больным сыном-подростком она шла спорным шагом и несла самодельный плакат с просьбой не губить своих детей. Они приезжают не первый раз, для них крестный ход всегда покаянный. Потому что был у них в роду человек, который в свое время принимал участие в разрушении храмов. Но ведь кто-то должен молиться и об упокоении душ тех, кто в советские времена был гонителем веры, а не ее исповедником? Вот и молятся о нём мать и сын, видевший предка только на старой фотографии, — ибо не ведал он, что творил.

Не правы те, кто писал в интернете, что во время крестного хода у многих были суровые лица! Так и хочется сказать: «Будьте внимательны в следующий раз! Несмотря на усталость, у крестоходцев всегда радостные лица! Они понимают, что крестный ход – это преддверие рая на земле. А для того, чтобы понять, что такое крестный ход, нужно им пройти. И тот, кто пройдет хотя бы один раз, будет стремиться пройти еще и еще…»

И мечтается мне, что в наш век научно-технического прогресса можно уже испробовать не совсем каноническую форму проведения крестного хода: группой священников с Могилево-Братской иконой облететь на самолете город наш, славный Могилев.

Лариса Алексеевна Рябова, г. Могилев/ Могилёвская епархия