Великое путешествие внутрь себя

Иерей Андрей Чиженко, настоятель прихода храма в честь мученика Иоанна Воина города Николаева, – о подготовке к Великому посту.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, находимся на пороге Великого поста – великого путешествия внутрь себя, в глубины своего сердца, чтобы обрести там Бога.

Постепенно за несколько недель Церковь начинает готовить верующих к Святой Четыредесятнице. В прошлую субботу на воскресном всенощном бдении уже звучали катавасиями ирмосы Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В Неделю о Страшном суде (мясопустную) мы в последний раз перед Великим постом вкушали мясо. Шаг за шагом Церковь вводит человека в пустыню благодатную и спасительную Великого поста.

С понедельника началась у нас Сырная седмица, которая будет длиться неделю – с 8 по 13 марта. В этот период времени вкушается вся пища, кроме мяса. Тело человека постепенно словно бы облегчается, истончается перед постом. Данная седмица называется Сырной, или Масленицей также и потому, что акцентируется внимание на том, что это еще не пост. Даже отменяется пост в среду и пятницу: так называемая сплошная седмица. Можно есть молочные продукты, яйца, рыбу, но это уже не Святки или любой другой период, когда вкушается и мясо. Масленица –праздник, который устремлен к Великому посту, это преддверие поста. Это веселие, но не разгул. Это радость, которая в сердцевине своей растворена уже покаянием, слезами и скорбью, словно некими спасительными лекарствами. Можно в Сырную седмицу посещать родственников, друзей, объединиться в братской любви за общим столом в праздновании и ожидании Святой Четыредесятницы.

Богослужения в Сырную седмицу также особенные. В них уже помимо поминовения рядовых святых вплетаются молитвословия Триоди Постной. А на Литургиях читаются Евангельские зачала, более всего напоминающие так называемые Страстные Евангелия, читаемые на утрене Страстной Пятницы. Церковь словно бы говорит человеку, что центральным событием Великого поста являются Страсти Христовы и что христианин в этот период мысленно, сердечно, духовно должен углубиться в созерцание Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа. В среду же (день воспоминания предательства Иудой Спасителя) и пятницу (день воспоминания смерти Христовой) Сырной седмицы Литургии и вовсе не служатся, вместо них полагается богослужение великопостное. Например, читаются 1, 3, 6 и 9-й часы со специальными тропарями и коленопреклоненными молитвами преподобного Ефрема Сирина.

В саму же Неделю Сыропустную, в которую воспоминается Адамово изгнание из рая, на Литургии заготавливаются Агнцы (Тело и Кровь Христовы) для Литургий Преждеосвященных Даров, которые будут служиться в среду и пятницу первой седмицы Великого поста. А после Литургии совершается вечерня с великим уже постовым прокимном, с чтением молитвы, в которой испрашивается благословение на Великий пост, и с чином прощения, когда все верующие в храме испрашивают друг у друга прощения, чтобы, очистившись от злобы и немилости, наполнившись любовью и покаянием, встретить начало Великого поста.

К сожалению, сегодня в праздновании Масленицы можно видеть возрождение древних языческих солярных (связанных с солнцем) культов плодородия. Когда Масленица воспринимается только сама по себе, в отрыве от Великого поста, в отрыве от Христа, тогда она превращается в праздник угождения плоти, фактически в грех.

Мы же, христиане, будем помнить, что Сырная седмица, или Масленица не существует как праздник сама по себе, но является дверью во Святую Четыредесятницу, где нас ждет Господь Иисус Христос. Пусть же Масленица для нас будет не пиршеством и пресыщением плоти, но началом весны и расцвета души, которой является Великий пост. Это время, когда душа, ничем не обремененная, взлетает в Небеса – к Богу.

По материалам сайта pravlife.org