Великопостные размышления о сути христианской жизни

Великопостные размышления о сути христианской жизни, составленные по материалам книги протоиерея Сергия Баранова, духовника Иверской женской обители г. Орска Оренбургской области, «Лети высоко! Жизнь как молитва», Москва, «Никея», 2020 г.

Ей, Господи Царю,

даруй мне зрети моя прегрешения

и не осуждати брата моего…

(из Великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина)

Наступило благословенное для каждого православного христианина время Великого поста. Во всех православных храмах идет чтение глубочайшего творения человеческого духа –   великого покаянного Канона св. Андрея Критского. Этот Канон является квинтэссенцией всего предпасхального состояния души каждого человека, он близок и доступен каждой верующей душе, освобождая ее от всего лишнего, что мешает нам жить христианской жизнью, и подготавливая ее к самому радостному событию – Пасхе Христовой.

Разбираясь в трудностях духовной жизни, протоиерей Сергий  Баранов, духовник Иверской женской обители г. Орска Оренбургской области, в своей книге «Лети высоко! Жизнь как молитва» пишет: «Некоторые удивляются, говорят: «Вот вы молитесь, молитесь, а быстро не меняетесь…» Слава Богу, что мы быстро не меняемся. Быстро меняются прельщенные, которые только думают, что они меняются.

Все святые отцы шли этим путем, все они сейчас бы встали и сказали, что невозможно быстро измениться, меняться – это на всю жизнь. И кто надеется, месяц или даже год почитав Иисусову молитву, как-то кардинально измениться – это фантазии. Рядом с евангельским идеалом мы никогда не можем быть удовлетворены или спокойны, не можем считать, что чего-то достигли. В духовной жизни святые отцы любили постепенность, но постепенность стабильную. Это всегда давало хороший результат. Обязательно нужно творить и творить молитву. И посты нужны – как периоды мобилизации.

Когда ум не может найти сердце, когда ум не видит Бога – для неопытных наступают моменты отчаяния, растерянности, какого-то недоразумения, а опытный человек понимает, что Христос все равно там, в сердце. В самые худшие моменты молитвы, когда тебе кажется, что ничего не происходит, – Христос там. Он был и будет в твоем сердце. И потому ты продолжаешь говорить: «Господи, Иисусе Христе…»

Почему Господь попускает такие периоды, когда мы скатываемся обратно, грешим – в том числе в отношениях друг с другом, из нас вылезают несовершенство, соперничество, зависть, ревность, гордость, скандальность… Очень опасно, когда духовные результаты опережают видение своих грехов – получается дисбаланс. Очень опасно, когда человек, не дай Бог, начнет верить, что у него все хорошо. Как бы высоко он ни взлетел в своей духовной практике, у него всегда остается опасность упасть. Выше всех был ангел Денница, нынешний сатана – он был у Престола Божия, он взывал: «Свят, Свят, Свят…» – выше не бывает. Но он не остался в безопасности и из-за гордости с самого верха низвергся в самый ад.

У нас должно быть фундаментальное знание, что мы можем в один миг все потерять, скатиться обратно. Как бы у вас хорошо молитва ни шла, пусть она будет даже непрестанная, в сердце, – вы не остаетесь в безопасности, не застрахованы от падения. Только помня это, и можно спастись от прелести.

Те люди, которые не знают молитвы, не могут познать Бога. Они могут быть профессорами богословия – но знать только о Боге, а не Бога. Некоторые говорят: нужно научить себя плакать, научить себя покаянию. Но когда придет молитва – ты не сможешь не плакать, не сможешь удержать слез покаяния, только это будет происходить не оттого, что ты так себя заставил чувствовать, и это не будет театром. Это приходит от Бога»*.

Далее отец Сергий продолжает говорить о необходимости молитвы в нашей жизни:

«Мы хотим мирских радостей – и получаем их, мы прикладываем усилия, иногда огромные, и добиваемся того, что себе наметили в земном плане, кто-то даже переступает через ближних, чтобы насладиться тем, что хочется получить. Так же и духовные люди отодвигают все со своего пути, чтобы получить радость духовную, насладиться состоянием молитвы, и в молитве – Богом.

Не ленитесь молиться, это ваша радость. Царство Небесное должно начинаться, как Симеон Новый Богослов сказал, в сердце, и радость райская должна начинаться в состоянии молитвы, в состоянии обожения, в состоянии переживания Бога. Святой Симеон говорит страшные слова: если здесь, в этой жизни, вы не почувствовали райскую радость – то сможете ли ее почувствовать там? Мы то часто так думаем: «Ладно, мы здесь как-нибудь поживем, а там добрый Бог нам что-нибудь даст». Но Бог тебе и сейчас дает – но ты же не берешь! И там не возьмешь. Бог какой там, такой и здесь, Он всегда повернут к человеку. Кто-то черпает Бога полной чашей, кто-то – по чуть-чуть, для кого-то Бога вообще не существует. Но Бог для всех один и тот же – и для безбожника, и для нерадивого христианина, и для святого. Он всегда проявляется одинаково – в полноте. Каждый из нас берет столько, сколько хочет и может взять, поэтому, повторюсь, если человеку и здесь не надо, то и там не надо будет»**.

Отмечая важность состояния души во время Великого поста, протоиерей Сергий пишет: «Один из «маркеров» нашего духовного устроения – реакция на Великий пост. С каким настроением души вы его обычно встречаете? Если есть состояние тревоги, осторожности, ощущение, что впереди ждут испытания, если присутствует такое чувство, что мы сегодня последний день отдыхаем, а завтра начнется что-то страшное и серьезное, – значит, мы еще очень плохо воцерковлены. На уровне законничества. Значит, мы исполняем заповеди, пост, молитву, все церковные традиции только лишь потому, что боимся когда-то получить наказание на Страшном Суде Божием.

Это состояние, может, и неплохое для новоначального. Но для тех, кто ходит в храм давно, уже не первый год, а уж тем более для монашествующих, это состояние совершенно неприемлемо.

Накануне Великого поста наше сердце должно даже немного ликовать в радости, что завтра мы начнем более внимательную и сосредоточенную жизнь, что наши отношения с Богом станут глубже. Ведь мы тогда ощущаем – есть надежда, что-то изменится! Как человек, который долго-долго болел и вдруг нашел хорошего врача, и тот выписал ему правильные лекарства – и больной понимает, что, конечно, ему придется теперь соблюдать режим дня, проходить неприятные процедуры, но после этого наступит облегчение!

Или, знаете, как у невесты в преддверии свидания, в предвкушении встречи с женихом сердце ликует и радуется. Она сидит перед зеркалом, делает себе прическу, а сердце веселится, потому что она знает: скоро возлюбленный придет!

Хорошо, если вот так мы относимся к аскетике. Она же для этого нам дана – для Встречи!

Другое дело, конечно, если Христос для нас все еще остается на уровне философии, морали, закона. Если мы никогда не переживали в молитве или в Таинстве Покаяния встречу с Ним. Но мы должны к этому прийти! Иначе наше Православие так и останется на первой, законнической ступени. А это ступень раба, который боится плетки.

А ведь Господь пришел и сказал: «Вы – Мои друзья, вы – дети Мои». Смотрите, какие слова Он говорит! Он хочет таких отношений. И мы должны их желать – ведь отношения эти сладкие, светлые. Делать потому, что тебя накажут, рано или поздно становится грустно и даже противно. Ведь невозможно же все время жить с чувством постоянного страха, тревоги, с беспрестанной мыслью «накажут, накажут, накажут»…

Однажды у меня исповедовалась женщина, которая уже много лет ходила в храм, жила духовной жизнью. И во время исповеди она постоянно говорила: «Ой, вот тут я не так сделала – Бог меня накажет. Вот тут я нарушила – Бог меня покарает». И вся ее исповедь была так пламенно озабочена этими наказаниями, что в какой-то момент я сказал: «Стой, я не могу слушать, когда ты про Христа так говоришь, будто Он – палач с плеткой, который только и ищет, за что бы нас наказать. Я не хочу слушать о таком Христе. Христос – другой. Он каждый день на кресте ждет твоего покаяния. Начни видеть Христа любящим, долготерпеливым, ждущим тебя…»

Нам бывает плохо от того, что именно такого Христа – любящего, который каждую минуту выходит на дорогу и смотрит, не идет ли блудный сын, – вот такого Христа мы оскорбляем и предаем. Вот к такому Христу мы должны подойти через таинства духовной жизни! Чтобы, наконец, уйти уже со ступени боящегося раба – и стать любящим сыном»***.

*Протоиерей Сергий Баранов «Лети высоко! Жизнь как молитва», Москва, «Никея», 2020 г. стр.72.

**там же, стр.74

*** там же, стр.142

Борисенко Татьяна Клавдиевна, заместитель директора Духовно-просветительского центра им. Святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии.

oroik.by