Вера Богу — вот в чем наше спасение

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря, – о духовных причинах кризисных явлений в современном обществе.

Невиданная жара захлестнула Европу, иссушая ранее полноводные реки и плодородные поля. В одних местах — страшные пожары, в других — наводнения и извержения вулканов. Но не только природные стихийные бедствия вызывают тревогу. Неприкрытая ложь и лицемерие царят на самом высоком уровне, дипломатия куда-то вдруг исчезла, а здравый смысл, присущий человеку и отличающий его от животного, потерялся. Зато в превосходную степень возводятся страсти — алчность, зависть, жажда наживы и иные. Чем опасны они, как их победить, и почему народы не внимают Божиим вразумлениям, — об этом интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря.

— Ваше Высокопреосвященство, в Европе в результате рекордной за 500 лет жары обмелели реки, водохранилища, озера и пруды, практически уничтожен урожай. Палящий зной и нехватка воды стали причиной мощных лесных пожаров. Можно сказать, что это начало конца света?

— Святые отцы, говоря о последних временах, предупреждали нас о последствиях безбожия и попрания Божиих законов. «Источники иссякнут, а реки станут грязными», — писал про наше время святой Косма Этолийский, живший в XVIII столетии.

Нет ничего удивительного, что долготерпение Господне заканчивается и начинает проливаться гнев Божий.

Нравственное состояние человечества деградировало, вместе с этим вырождается и окружающая его среда, приходят в упадок целые страны. Озоновые дыры, дефицит пресной воды и глобальное потепление есть не что иное, как следствие нашей греховной жизни.

И что удивительно: всеобщая беда не сближает, а наоборот, разъединяет. Многие суетливо спешат на людской беде нажиться.

Так, генеральный директор Nestle Питер Брабек-Летмат, нынешний председатель одной из крупнейших в мире корпораций, производящей продукты питания, утверждает, что вода не является базовым правом человека и должна быть приватизирована и контролироваться элитой.

Он считает, что всей водой на планете должны владеть корпорации и никто не должен иметь бесплатного доступа к природным водным ресурсам.

Нам с вами нужно непрестанно благодарить Бога, что велика милость Его к нашей стране. Может быть, потому что западные «ценности», декларируемые в Европе всеобщим духовным растлением с младенческого возраста, хоть к нам и проникают, однако находят отпор.

Но жизнь убеждает нас, что сами мы ничего не можем. Только со Христом ничто не страшно. Только Церковь сейчас сдерживает лавину антихристианского разгула в мире.

Наше сопротивление грядущему страху — вера в Бога и жизнь по вере. А все нынешние смятения, неразбериха и войны так властно входят в жизнь потому, что нет у нас живой веры и доверия к Богу. Вера Богу —вот в чем наше спасение.

— Ложь и зависть, Владыко, опутали землю. Сегодня это не только орудия сатаны, но и главные двигатели мировой системы. А вот некоторые ученые считают зависть результатом эволюции, отмечая, что это чувство помогало нашим предкам выжить, превращая их в социальных существ…

— Такие откровения далеки от истины. Будем лучше ссылаться на людей, авторитет которых неоспорим. Так, святитель Василий Великий считал зависть самой опасной и пагубной из страстей, зарождающихся в душе человека. А Соломон Мудрый говорил: «Зависть — гниль для костей» (Притч. 14:30).

Кстати, даже античные философы Аристотель и Плутарх считали зависть худшим из всех зол.

Зависть стара как мир. Этот порок сопровождает род человеческий с самого его появления. Первый завистник — сам сатана. Его падение началось с того, что он позавидовал Богу и пожелал занять Его место. Человека сатана губит тоже из зависти, концентрируя ненависть к Богу на его образе.

Одного мудреца спросили, какие глаза видят лучше: черные или серые, мужские или женские, человека или животного?

Мудрец ответил, что лучше всего видят глаза завистливых людей. Они замечают в ближних малейшие пороки, даже такие, которых у тех никогда и не было.

Завистники зрят все, кроме доброго, а если и видят его, то от печали глаза их наполняются слезами.

И величайшая мука изо всех мук для содержимых в аду — зависть. Видеть блаженство святых и славу Божию, осознавая, что для них самих это все навеки потеряно, рождает плач и скрежет зубов — то есть расстройство, которому в той или иной степени подвержено все человечество.

— Нидерландский философ Бенедикт Спиноза, живший в XVII веке, говорил, что люди склонны к зависти от природы, это свойство человеческой натуры. «Чем больше люди завидуют и ненавидят друг друга, тем больше они воюют», — утверждал ученый. Зависть — причина и нынешних войн?

— Человеку Богом дана свободная воля, и он сам решает стать завистливым, так же как по своей воле выбирает добродетель или порок.

Бог предупреждает нас, как предупреждал когда-то и Каина: «Грех лежит у ворот, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7).

Однако Каин не услышал гласа Божия, позволил греху господствовать над собой. Он предпочел уничтожить источник раздражения и зависти и потому убил своего брата.

Почему религиозные лидеры — современники Иисуса Христа – так желали смерти Сына Божия? Из зависти. За Иисусом ходили большие толпы людей, Он исцелял их от болезней. Фарисеи завидовали чудесам, которые творил Иисус Христос. В итоге их зависть достигла такого предела, что они решили убить Его.

«Завистью диавола смерть вошла в мир» (Прем. 2:24), — говорит Иисус сын Сирахов. Действительно, завистник устраивает вокруг себя зону смерти, и прежде всего погибает сам.

К несчастью, люди нечасто каются в этом страшном грехе, имеющем множество оттенков. Многие просто не замечают его в себе.

В докладе Всемирной организации здравоохранения приводится такая статистика: с 2000 года смертность от ишемической болезни сердца выросла в мире в четыре раза.

По прогнозу организации, в 2030 году от сердечно-сосудистых заболеваний умрут около 23,6 миллиона человек. Сердечные болезни останутся одной из основных причин смерти.

Почему же так страдают сердца в наши дни? Потому что живет человек в безверии, лжет своему сердцу каждый день. А ведь в нем начертал Господь Свой закон.

По Священному Писанию, сердце есть орган общения человека с Богом.

Постоянно травмируемое страстями, оно и не выдерживает.

Зависть уничтожает больше людей, чем голод, СПИД, войны и ядерные катастрофы. Когда говорят, что мир перевернут с ног на голову, речь идет именно о лживом моральном кодексе.

Посмотрите на телеэкраны: убийцы и злодеи пропагандируются как герои. Одобряются женщины и мужчины, меняющие свой пол, применяется извращенная шкала ценностей.

Всеобщее лицемерие — прибежище зависти, так как оно не позволяет называть вещи своими именами и препятствует разоблачению этого смертного греха. Очень показательна следующая известная притча.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже — сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. Властитель повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и предложил им:

— Просите у меня каждый, что вам угодно, но знайте, что второй получит вдвое того, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому просить первым. Тот же вместо того, чтобы попросить что хорошее, произнес:

— Государь, прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь поинтересовался причиной такой необычной просьбы. Завистливый же человек ответил:

— Желание это вызвано тем, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза…

Как видим, цель зависти в том, чтобы того, кому человек завидует, видеть в неблагополучии. Есть даже поговорка: «Пусть моя корова сдохнет, если при этом у соседа сдохнут две коровы».

Люди не рождаются подлыми и завистливыми, зависть работает в комплексе с другими страстями — лукавством и лицемерием. Она запускает ненависть, когда чье-то превосходство колеблет гордыню и оскорбляет тщеславие.

Зависть – прежде всего, неблагодарность души Богу — и это самое греховное ее свойство.

— Зависть, Ваше Высокопреосвященство, наполнила Вселенную бесчисленными бедствиями. От нее — страсть к славе и деньгам, от нее — властолюбие и гордость. Как же победить зависть?

— Я добавлю, что корни воровства, грабежа, лжи, вражды тоже кроются в зависти. Современный мир бурлит страстями, и их «котел» может взорваться в любой день и час.

Святитель Василий Великий дает два таких совета. Первый: осознать, что завидовать-то, собственно, и нечему. Богатство, слава, почет и уважение — лишь земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться. Второй совет — «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей.

А преподобный Паисий Афонский вот что рекомендует: «Человеку нужно чуть-чуть поработать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть — это душевная страсть».

Человек — не какой-то запрограммированный робот-автомат, он может и должен бороться со страстями, согласовывая свои действия с совестью.

В конце мира Бог будет «все во всем» (1 Кор. 15:28), и этот бескрайний океан Божественной любви станет или блаженством, или пекущим адом — в зависимости от того, что было радостью для нас при жизни.

«Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23:26), — просит каждого человека Господь, ожидая искреннего покаяния, чистого смиренного сердца, в котором смог бы достойно Он пребывать.

Об этом и нужно нам заботиться в первую очередь. Остальное, житейское, — все приложится.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,

г. Новогрудок

По материалам Новогрудской епархии eparhia.by