Взгляд подростков на духовность или как улучшить работу воскресной школы

Новый год для меня начался с мысли моего шестилетнего крестника. С утра он был не в настроении и приговаривал: «Мама, мне в жизни чего-то не хватает»… Ходил докучал, потом присел и выстрелил: «Я хочу жить вечно».
Вот так. «Щенячий патруль», «Маша и медведь», «Вспыш», «Фиксики» и другие дисней-мультфильмы и игры не заглушили в нём жажды Евангелия.
Казалось бы, теперь отдай его в воскресную школу и дело сделано, христианин готов. Не знаю. Может быть, да, а может быть, и нет. И дело не в воскресной школе. Просто сложное это дело воспитать христианина.
Последнее время слышится все чаще, что дети о воскреске говорят: «Не- интересно….ни за что не вернусь». Ясно, что нужно прислушаться к этим детским словам. Ведь дети реально выходят из воскресной школы часто невоцерковленными.
Несколько лет назад по колледжам мегаполиса, где учатся дети от 15-19 лет, мы провели исследование на предмет веры. Оказалось, что среди участников опроса было 44 выпускника воскресных школ. Исследования показали, что дети выходят из воскресной школы неокрепшими.
Приведем некоторые их ответы.
На вопрос «Зачем нужно крестить ребенка?» 57% выпускников воскрески отвечали: «Чтобы ребенок был под защитой Бога, Ангела-Хранителя; это помогает уберечь ребенка от всего плохого; защита от нечистого духа, но это не имеет смысла, ведь вода не может защитить человека», 16% ответили: «Не знаю». А остальные дети были чуть глубже, но также не раскрывали сути: «Чтобы ребенок был ближе к Богу, был верующим; чтоб ему открылся духовный мир, сопутствовало что-то святое; потому что православные родители, чтобы передать веру родителей; для спасения; если что-то случится с родителями, то крестные помогут ребенку».
То, что Таинство Крещения человека вводит в родственные отношения с Богом, что Бог становится Отцом человеку, а человек дочерью или сыном Богу, – этого дети не сказали. О том, что должна начаться другая жизнь без греха для добрых дел – никто и не подумал.
Половина этих детей не носит креста. Четверть выпускников не знает, кто такие православные. 66 % не вернулось бы в воскреску: «Меня заставляли ходить туда, все, что я помню – это нежелание; Чувствовала себя некомфортно».
68% знают суть праздника Пасхи под видом: «Вкусно покушать, сходить в церковь; это святой вечер, когда лечатся все болезни и исчезают несчастья; святить еду, угощаться; освящать куличи и людей; традиция; это языческий праздник урожая, который существовал давно; один человек пережил клиническую смерть, а потом ожил; отстоять всенощную; окончить пост; освятить яйца; Христос воскрес из мертвых и довел людям существование Бога». Половина этих детей Рождество Христово знают как семейный праздник для детей и подарков.
Воскресная школа призвана разбудить духовный мир внутри, дать жажду привды, вдохновить на поиск ответов. На жизнь с Богом. Только у 30 % выпускников есть живые вопросы о Боге и вере. И на первый взгляд печально все это.
Но воскресная школа работает! При всей пестрой и неоднозначной картине выше приведенных ответов. Дети вполне здраво говорят о том, чему учат в воскресной школе: «Об Иисусе Христе и о том, что связано с Богом и верой; об уважении/любви к старшим; о Слове Божьем, толковании Библии, старославянском языке; заповедях и молитвах; о православной вере; развитии с духовной точки зрения; о том, как быть христианином; о пении молитв /молитвам; примерах правильного поведения, об историях людей, которым помогла вера, о житиях святых; о том, как жить, чтобы не гневить Бога; о вере и правильном поведении в вере; о добре; учат так, как в школе, но еще и поют молитвы; о приятных знакомствах; о хорошем выполнении работы и любви к труду».
Вопрос преподавания в воскресной школе всегда открыт, это не- удивительно: Бог велик, а человек очень мал, и порой просто не хватает знаний и сил, чтобы сказать о Нём хорошо и интересно.
О, как прекрасен Господь! Как богат! Кокой удивительный Он!
Захочешь о Нём сказать словом или описать пером – не сможешь в полноте. Он выходит за рамки, Он – Творец, а мы – творение. Он – Красота, а мы только образ этой Красоты. Он Великолепие, а мы призваны стремиться к Нему.
Преподавание Закона Божия – это задача, переросшая рамки столетий. В конце девятнадцатого века в журналах духовных академий был опубликован ряд исследований и статей, которые ясно показывают сложность передачи веры детям. Далее история дает нам факт удивительных съездов учителей-преподавателей для решения вопроса качества преподавания. Лучшие люди ушедших столетий переживали о детской вере, которая призвана перерасти в веру зрелого члена Церкви. Смщч. Серафим (Чичагов) в проповеди на Новый год, на закате жизни Империи, как бы подвёл итог эпохи борьбы за Закон Божий в школе: «Святая обязанность христианской школы — дать строго определенное воспитание, ясно понимаемое христианское мировоззрение, христианскую нравственность. Школа обязана достигнуть того, чтобы истина бытия и вечная правда Божия так сроднились с умом воспитанников, чтобы они приобрели привычку мыслить по-христиански и привычку христианского настроения духа. Школа обязана дать ясные, определенные ответы на вопросы: что есть истина, что есть правда Божия, во что верить, как честно согласовать жизнь с верой».
Хорошо преподавать закон Божий в школе. Так думали все святые и праведники и великие люди, когда была царская власть. Когда красные, только пришедшие к власти, в начале 1918 года отделили Церковь от государства и школу от Церкви, лучшие люди считали это трагедией.
Однако не следует идеализировать, снова замечает нам история. В школу ходило четыре процента детей Империи. Большинство выходило из этих школ неверующими из-за самого духа школы. На Священном Соборе 1917-1918 гг. приводились печальные факты, что «за крещением в младенчестве не следовало обязательного в сознательном возрасте научения крещеного истинам веры. Народные низы так плохо знают молитвы, что дети, наученные родителями молитвам в искаженной форме, долго не могут переучить их».
Усваивая опыт столетий, современный преподаватель воскресной школы призван избирать лучшее.
Бог дал нам тело. Учитель! расскажи, как правильно к нему относиться. Бог дал душу. Как беречь её? Ведь необходимо сделать прививку от зла: и потом, когда оно со всей силой во взрослой жизни навалится на душу и тело человека, эта прививка начнет действие и выведет на дорогу исцеления.
Бог нам дал таланты – воскресная школа может помочь раскрыть их, пусть дети организовываются по направлениям, пусть избранный родитель, у которого это все откликается, возьмёт попечение об этой малой группе детей.
Бог создал мир интересным и в человека вложил удивление, надо искать интересные вещи о мире и человеке, узнавать то, что открыла психология о мире ребенка.
Бог дал нам руки для труда, дети могут убирать за собой, могут чистить подсвечники, убирать территорию святого храма. Дал сердце сострадать – мы можем взять шествие над болящими прихожанами, стариками, ходить к ним по очереди с родителями.
Он – Творец. Нам надо показать детям Его творение так, как Он всё это замыслил. Необходимо открыть замысел Божий о творении. Он – Промыслитель. Нам надо на примере Писания и святых описать, как Он заботится о нас. Пусть дети посмотрят на свою жизнь и увидят, как всё, чего боялись, прошло, как изменяются обстоятельства, как Бог все исправляет.
Он – Искупитель. Нам надо осознать, как грех действует внутри. Необходимо дать ребенку представление о том, как внутри него развивается грех, чтобы он начал замечать в себе зародыши яда, научился следить за собой.
Надо работать с внутренним чувством, с совестью, с самосознанием ребенка. Мы знаем, что лучшее воспитание – это самовоспитание. Необходимо разбудить желание к самовоспитанию. Желание к самоанализу перед Лицом Милосердного, прощающего Бога. Это будет формирование зрелой личности, которая будет знать, насколько вера сделала его сильнее, совершенней. В нас вложена тяга к совершенству Богом.
Работа в воскресной школе должна исходить из этих свойств Бога и человека. Мы созданы по образу Божию и жаждем приблизиться к Нему. Дети жаждут идти к Нему не меньше, чем взрослые. Нам надо научиться говорить о Нём, максимально приближаясь к описанию Его силы, Его доброты, Его Красоты, Его любви. Необходимо выбирать форму донесения этих знаний, давать детям образы, которые легко запоминаются. Ведь о Прекрасном Боге важно говорить красиво. О Боге -Слове необходимо говорить, изучая богословие природы, мира и Писания.
Бог создал наш внутренний мир. Сам учитель призван развиваться духовно. Быть устремленным к спасению. Надо разбираться в вере. Удивляться. Передавать восхищение. Ведь духовный мир глубок и интересен. Это будет развивать и усиливать веру в ребенке. Это будет «ракетным топливом», приближающим нас к небесным сферам.
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org