Храм, как и человек, живет всегда: история Александро-Невской церкви в городе Гродно

150 лет назад, 4(16) апреля 1870 года, в Гродно состоялось освящение Александра-Невской церкви на Дворцовой площади (ныне Тызенгауза). В память о ней нам остались лишь старые фотографии и немногочисленные упоминания в книгах.

Недавно я разбирала архивные бумаги и среди прочего наткнулась на материал учителя истории Анатолия Смирнова об истории храма св.Александра Невского. Мне всегда нравилось рассматривать эту красивейшую церковь на старых снимках. А ещё поражала сама мысль о том, что здесь, совсем рядом с нами, возле Вечного огня стоял такой прекрасный храм. Здесь бывал с семьей Петр Столыпин, сюда приезжал император Александр II, а во время войны люди горячо молились за благополучие своей страны… Стала читать эту статью, и выяснилось, что освятили церковь ровно 150 лет назад. Как тут не вспомнить то немногое, что сохранилось в истории об этом храме.

Чудесное спасение

Поразительно, но на царя, которого история назовет Освободителем, было совершено целых семь покушений. Их история берет начало возле решетки Летнего сада в 1866 году, а заканчивается на печально известной набережной Екатерининского канала, где вскоре возвели Спас-на-Крови…

4 (16) апреля 1864 года Александр II прогуливался в Летнем саду со своими племянниками. После окончания прогулки, когда император садился в карету, в него выстрелил из толпы Дмитрий Каракозов. Террорист считал Царя виновным в несправедливых условиях, с какими были освобождены крестьяне в 1861 году. Но именно крестьянин, шляпных дел мастер Осип Комиссаров, толкнул террориста и тем спас жизнь Царя.

Каракозова впоследствии казнили, а в Летнем саду на месте покушения возвели часовню с надписью на фронтоне: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». Покушение на Царя взволновало людей по всей Империи. Прихожане храмов собирали деньги для приобретения икон святого покровителя Царя – Александра Невского. А гродненцы в память о чудесном спасении Императора захотели построить храм. Разумеется, в честь святого благоверного Александра Невского. Кстати, впоследствии событием, послужившим поводом к созданию известного гродненского Софийского братства, стало убийство Александра II в 1881 году.

Всем миром

Решение о постройке храма было принято на заседании Гродненского благотворительного собрания 20 апреля 1866 года. Постановили: строим на добровольные пожертвования.

В сборе средств поучаствовали чиновники, служащие, помещики, духовенство – как православное, так и католическое, городские и сельские общества. В номере «Гродненских епархиальных ведомостей» за 1902 год мне встретилась информация, что на храм жертвовал и петербургский священник Иоанн Сергиев – будущий святой Иоанн Кронштадский. А евреи из Лунно пожертвовали на храм в 1875 году образ Преображения Господня в вызолоченной ризе.

Колокола получили в дар от московского купца. Строительные материалы поступали от правления железной дороги, гродненских купцов и крестьян. Позолоченные кресты для куполов заказали в Белостоке.

Мы не знаем, как храм выглядел изнутри. Но какое-то представление о деталях можно получить, читая список вещественных пожертвований. Так, в храме имелось подаренное императрицей Марией Александровной облачение с вензельными изображениями почившей императрицы Александры Федоровны, одеяния на престол, жертвенник и аналой белой парчи, тканой серебром, серебряные чаша, кропило, напрестольные кресты и кадило; два серебряных вызолоченных Евангелия от вдовствующей Великой княгини Марии Федоровны; облачение лиловой шелковой материи, вышитое шерстью и бисером от графини Борх; бронзовая вызолоченная лампада, воздухи зеленого бархата с украшениями, лампады накладного серебра для местных образов от фрейлин императрицы Ланских.

Весной 1870 года строительство храма завершилось. А 4 (16 апреля) преосвященный Иосиф, епископ Ковенский, совершил его торжественное освящение. Мне не удалось найти фотографию этого епископа, но некоторая информация о нем есть. Епископ Иосиф (Дроздов) был родом из Тверской губернии, учился в Петербургской духовной академии. Был ректором Симбирской и Литовской духовной семинарии. По ходатайству митрополита Иосифа Семашко в 1868 году был посвящен в епископа Ковенского, викария Литовской епархии, а через шесть лет переведен в Смоленск. Все отзывались о владыке Иосифе как об очень добром, снисходительном и внимательном человеке. Он не любил почестей и был предельно скромен.

В июне 1870 года церковь Александра Невского – жертву народной любви – посетил сам император Александр II.

От дивизионной церкви до самостоятельного прихода

Поначалу церковь была приписной к гродненскому Софийскому собору, а в 1872 году ее передали духовенству 26-й пехотной дивизии. Виктор Саяпин в своей книге «Утраченные храмы Гродно» пишет, что значительная часть утвари и облачений хранилась в Софийском соборе. Немало вещей было похищено в 1880-х годах, и украденные предметы так и не были найдены.

А в 1900-м году при Александро-Невской церкви был открыт самостоятельный приход, в который вошли «часть города под названием «Новый Свет», часть Муравьевской улицы между двумя мостами через речку Городничанку и деревни: Чищевляны, Зарица, Малыщина, Кульбаки, Девятовка, Грандичи, Лапенка, Цидовичи».

В этом храме молился Петр Столыпин, чей губернаторский дом находился рядом на площади, служил архиерей на престольные праздники 30 августа (11 сентября). Здесь же, 17 (29) октября, в день памяти о чудесном избавлении императора Александра III и его семьи от смерти при крушении поезда, после Литургии собирались крестные ходы от Покровского собора и Борисо-Глебского монастыря с Коложской иконой Богородицы.

Церковь пережила неспокойные годы начала 20-го века и Первую мировую. Даже пожар в войну, во время которого сгорел стоявший рядом губернаторский дом, не затронул её. Но судьба храма всё равно сложилась печально.

Разрушение церкви

В 1919 году Гродно вошел в состав Польского государства. И новая власть невзлюбила церковь в центре города. Александро-Невский храм стали считать памятником в честь подавления восстания 1863 года, но на словах объясняли, что он мешает правильному движению, а площадь, где он находился, нужна для проведения парадов. Церковь решили разобрать.

Против разрушения храма выступали и церковные власти, и простые верующие, и даже евреи. Гродненский епископ Савва (Советов) активно защищал святыню, ездил ходатайствовать в Варшаву, но тщетно. Верующие направили президенту Польши петицию с 2023 подписями с горячей просьбой не допустить разрушения храма.

Но все просьбы остались без ответа, и в мае 1938 года рабочие приступили к разборке храма, «безобразящего своим московским внешним видом некогда столицу польского короля Стефана Батория». 10 мая один из священников, Александр Калинович, вынес из церкви Святые дары, антиминс и престол. Вечером того же дня в церкви заперлись рабочие и начали разбирать её изнутри. А 12 мая разбирали, уже не скрываясь. К храму никого не подпускали.

Верующим обещали новую церковь к 20-летию восстановления независимости Польши. Закладку новой церкви произвели 3-го мая 1938 года на нынешней улице Захарова. Но строительство так и не началось, а Вторая мировая война положила конец всем планам.

Так Гродно лишился прекрасного храма и одного из своих исторических памятников. Но мне кажется, что храм, как и человек – живёт всегда. И когда я прохожу мимо Вечного огня, я часто думаю, что он горит и в память об утраченной святыне.

Светлана Павлюкевич

Использованная литература:

  1. В. Саяпин «Утраченные храмы Гродно» 2012 год.
  2. В.И. Черепица «Очерки истории православной церкви на Гродненщине» 2000 год.
  3. Н. Дорош «Православный Гродно» 2000 год.
  4. «Гродненские епархиальные ведомости» №1 1902 год, №33 1902 год.

По материалам сайта Гродненской епархии