Много значимых дат в нашей жизни. Но особо значимо само рождение человека. Это начало жизни, это предвкушение свершений. Все еще впереди, все двери открыты. Кем станет ребенок, что подарит миру и какую принесет пользу?
Ветер перемен подул над человечеством в день Рождества Богородицы. Так говорит сегодня богослужение. Пришла радостная новость, что спасение приближается: «Днесь Всемирныя Радости провозвещение; днесь возвеяша ветри, спасения нашего провозвестницы».
Священномученик Сергий Мечёв замечал, что сегодня нам открываются врата Вечности. Рождество Богоматери имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но с рождеством Ее «рождается днесь мост», вводящий нас в вечность. Расскажем о драгоценных смыслах сегодняшнего праздника устами наших новомучеников, ведь праведным подобает похвала.
Рождество Богородицы – всемирная радость
Когда День рождения у матери, дети стараются её порадовать, а мать в свою очередь наградить детей. Матерь Божия жива и Её рождение имеет не просто отзвук, а реальную силу для современного человека. Рождество Богородицы имеет вечное значение, мы прикасаемся к вечности спасения. Как цветок – начало плода, так Рождество Богородицы – начало нашего спасения.
Cщисп. Лука Крымский говорил пастве в этот день: «В тропаре праздника сказано: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…», сказано именно о радости всей вселенной, а не одной только нашей малой земли. А вселенная необъятно велика, и на ночном небе мы видим бесчисленное множество звездных миров…Не сомневаемся в том, что все эти бесчисленные миры, что вся вселенная населена неизмеримо выше нас стоящими бесплотными силами ангельскими. И вот для этих-то бесплотных сил Рождество Пресвятой Девы Марии было великой, всемирной радостью».
Еще глубже, яснее радость праздника открыта в словах сщмч. Владимира (Богоявленского): «Рождение Пресвятой Девы Марии принесло радость первее всего небу. Если Всемогущий Бог, по выражению Священного Писания, радуется всем Своим творениям, то как велика должна была быть Его радость, когда появилась на свет Мария — это благороднейшее и совершеннейшее из всех творений! Как художник с внутренним услаждением смотрит на особенно удавшееся произведение своих рук, так и Всевышний с особенным довольством взирал на эту прекрасную душу, в которую он влил всю полноту Своей благодати и благородства которой превзошло все, что только сотворено было Его десницею на небе и на земле. Но вместе с Господом радовались и все лики Ангелов. Ибо если на небе бывает великая радость об обращении и одного грешника, то какой восторг должен быть при рождении Той, чрез Которую все грешники должны были получить освобождение из бездны ада и порока. Мария назначена была быть Матерью Того, Который снова восстановил падшее человечество, избавив его от греха, проклятия и смерти.
Как же не радоваться было земле и человеческому роду? Если доброе дитя с радостью приветствует День рождения своей матери и проводит его с особенною торжественностью, то насколько более имеем причин к радости мы, христиане, при воспоминании Дня рождения Честнейшей Девы-Богоматери, родившей нам Божественного Искупителя!»
Праздник, напоминающий Воскресение Христово
Как ни странно, праздник Рождества Богородицы указывает на Крест и Воскресение Христово. Сщисп. Лука Крымский говорит, что архангелы и ангелы это событие «восприняли как некую только что разгорающуюся зарю какого-то величайшего Божьего дела. А вполне поняли лишь тогда, когда совершилось спасение рода человеческого Крестом Христовым и Воскресением…Обратимся снова к тропарю праздника: «…из Тебе бо воссия Солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный»… Увидели жители неба только что занявшуюся зарю того великого дня, когда … честным Крестом Его было снято с рода человеческого проклятие…, когда преславным Воскресением Христовым род человеческий получил новое благословение, когда Крест Христов упразднил тяготевшую над нами смерть, и открылся для нас вход в Царство Небесное, царство вечной правды и Божественной славы».
Обстановка Рождества. Событие тайное и кроткое
Cщмч. Владимир (Богоявленский) в слове на Рождество Богородицы замечал: «Бедность окружала колыбель младенца, и родители его, хотя и происходили от царского рода Давида, были люди совершенно простые и вели скромную, замкнутую жизнь. Таким образом, дитя, назначенное быть невестою Святого Духа и материю Сына Божия, взирает впервые на мир Божий в бедности и тесноте, и однако вся земля и само небо имели все причины радоваться рождению сего дитяти».
Cщисп. Лука Крымский указывал, что о рождении дочери у Иоакима и Анны узнали разве что соседи, ведь рождение ребенка — обычное явление. Бог великие дела делает тихо. «В тишине и безвестности совершилось это великое событие в истории мира, ибо родилась та, которая стала благословенной в женах, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Матерью Христа-Мессии, Спасителя нашего…Все великое и святое в истории человечества совершалось именно так, в глубокой тишине, в неизвестности для мятущегося мира».
Почему в безызвестности родилась Царица Небесная?
Свт. Лука (Воино-Ясенецкий), отвечая на этот вопрос, говорил: «Ответ на это найдем в том, что было открыто Богом великому пророку Илии, когда бежал он от гнева злобной Иезавели, шел 40 дней и пришел к горе Хорив, и сказал ему Господь: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3Цар. 19, 11–12).
Видите ли, что Сам Бог открыл великому пророку, что Его дела совершаются без шума и грозных явлений, а в тишине, подобной веянию прохладного ветерка. Запомните это, запомните, что благодатная тишина и покой есть печать дел Божиих. А дела сатаны не таковы. Они совершаются в истории человечества с великим шумом и грохотом, приводящим в смятение и ужас сердца человеческие».
Почему Рождество Девы такое великое?
Сщмч. Фаддей (Успенский) выделяет особое значение Богородицы в духовном возрождении человечества, через Её Сына разрешено духовное неплодство мира. Сщмч. Владимир (Богоявленский) в своей проповеди дает сравнение, которое как нельзя лучше образно ответит на этот вопрос: «Как несчастный узник, целые годы томившийся в мрачной темнице, вдали от человеческого общества, не видя ни неба с его чудесами, ни земли с ее красотами, приходит в великий восторг, когда неожиданно отверзаются пред ним двери темницы, и он получает возможность наслаждаться всеми благами свободы, так было и с человечеством, которое в продолжение целых четырех тысячелетий томилась в узах князя тьмы, когда оно чрез крестную смерть Спасителя достигло свободы чад Божиих».
Одесский святитель и мученик Онуфрий (Гагалюк) дает еще один ключ к понимаю данного вопроса: «Представьте себе, возлюбленные, какое великое добро принесла людям Божия Матерь. И какое светлое тоpжество для всего мира. – Ее pождение в мир… Что же славного для людей сделала Пpесвятая Дева Маpия? Она pодила нам Спасителя и Бога, почему называется Богоpодицею. В чем же Ее здесь заслуга? В Ее необыкновенной чистоте: душевной и телесной. Среди рода человеческого нужно было найти такую деву, которая могла бы pодить Спасителя Бога. И такою Пречистою Девою была Пpенепоpочная Маpия.
Вот величие Пресвятой Маpии: Она оправдала надежды Божии на людей. Хотя и гpешны люди и безмеpно гpешны, но среди людей нашлась такая дpагоценная жемчужина, такая светлая Дева, которая стала Матерью Бога. Божия Матерь pодила миру Спасителя. Нет солнца, нет и жизни в приpоде, все замирает, всюду мpак и холод. Так без Спасителя не может быть духовной жизни среди людей, но все они – тpупы безжизненные и разлагающиеся, вносящие всюду ужас и тоску».
Божия избранница
Какая причина избрания Богородицы, именно Её как сосуда, через который придёт в мир Спаситель? Это добродетель смирения и чистота!
Странной покажется эта причина для современного человека. Однако наши святые и само Евангелие называют именно её. Сщмч. Фаддей (Успенский) говорит: «Благоволил Бог избрать такой способ спасения мира, который казался самому миру безумием …Не чрез свои добродетели должен был быть восстановлен в людях истинный образ Божий, по которому они созданы, но чрез неведомое миру смирение, привлекающее к людям Божественную благодать (Притч. 3, 34). Такое смирение и явила в Себе Пресвятая Дева, наименованная от Ангела и действительно соделавшаяся Благодатною (Лк. 1:28, 30). Чрез смирение лишь Пресвятой Девы, Которой происхождение уподоблено у пророка произрастанию жезла от усеченного корня Иессеева (Ис. 11, 1), то есть рода Давидова, униженного, лишенного величия человеческого пред пришествием Христовым на землю, возрастило человечество цвет своего естества, и начали приносить плод жизни духовной «благопокоривые языки». Ибо смирение вселило в Нее ту веру, чрез которую Она с полною покорностью предала Себя предначертаниям Промысла Божия, устроявшего спасение человеческое».
Призыв праздника к каждому из нас
Сщмч. Фаддей (Успенский): «Исполнимся же, братие, и мы такого же смирения в добродетелях своих, каким исполнена была Пресвятая Дева, чтобы подобно Ей привлечь к себе благодать, уготовим чрез это смирение душу свою».
Ежедневное заступничество Богородицы
Сщмч. Онуфрий писал в одном из писем: «Величие Божией Матери не в том лишь, что Она pодила нам Христа Бога. Нет, но и в Ее непрестанной молитве и заступничестиве пред Сыном Ее и Богом о всем мире. Божия Матерь неустанно молится за всех нас гpешных. Она есть Заступница усеpдная наша пред Богом и Сыном, Защитница от всех бед и зол, Путеводительница к пpавде и истине, Покpов миру, шиpший облака».
Иерей Андрей Гавриленко
По материалам сайта pravlife.org