Приближающийся столетний юбилей революции 1917 года и расстрела Царской семьи ознаменовался в России не только всеобщим анализом тех печальных событий, попытками извлечь уроки из прошлого, но и вскоре ожидаемым выходом в прокат исторической мелодрамы «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Об этом фильме и современном культурном пространстве наша беседа с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной Семинарии.
— Ваше Высокопреосвященство, как Вы относитесь к выходу «Матильды», столь взволновавшей общественность?
— Фильм, думаю, в год, значимый для нашей исторической памяти, и выбор подобной темы в канун столетия расстрела Царской семьи — либо большая ошибка, отсутствие элементарного такта, либо провокационный пиар.
Посудите сами: в 2000 году был совершен церковный акт, государь Николай II и вся Царская семья канонизированы как страстотерпцы — для чего теперь ворошить грязное белье? Тем более что плотские фантазии Матильды Кшесинской не подтверждены ни достоверными историческими источниками, ни свидетельствами современников.
Даже большевики не смели клеветать на супружескую жизнь Царской семьи, настолько она была свята, целомудренна и возвышенна. Прочтите дневники царицы Александры Феодоровны, и перед вами откроется мир подлинных христианских отношений и настоящей высокой любви. Каждая строчка дышит любовью, верностью, заботой. Только любящее и любимое сердце способно на такие трогательные, живые чувства, которые придумать невозможно.
Высокую эту любовь императорская чета пронесла через всю жизнь. Пройдя вместе радости и невзгоды, супруги шагнули в Вечность, где их любовь осталась с ними навсегда. Вот об этом нужно писать, снимать, а не выискивать и смаковать какие-то эпизоды жизни Помазанника Божия.
— Некоторые говорят: как может кто-то рекомендовать людям не смотреть фильм, если сам его не видел?..
— Какое безумие было бы сказать человеку: «Попробуй цианистый калий! Попробуй, чтобы убедиться на личном опыте, является он ядом или нет». Такое вот решение предлагают нам, преподнося отраву для души. И, конечно же, тем, кто считает себя христианином, я бы не рекомендовал не только смотреть, но и обсуждать этот фильм.
Выйдет он на экраны или нет — сие от нас не зависит. Но Господь увидит наше отношение к этому безобразию. Он попустил нам такое испытание, чтобы проверить, извлекли ли мы урок из беззакония, совершившегося сто лет назад, изменились ли мы, сохранилось ли еще в душах наших место для святого.
Но при всем своем отрицательном отношении к фильму хочу заметить: для православного человека недопустимы никакие экстремистские действия, оголтелые выступления, крики и уж тем более угрозы в чей бы то ни было адрес.
Очень печально, что культурное пространство находится сегодня в руках некоей «культурной» тусовки, которая благодаря своим лоббистским возможностям пытается утвердить безнравственные штампы. Все это, на мой взгляд, способствует формированию антигосударственного и антицерковного процесса.
— Ваше Высокопреосвященство, свидетельством того, что сегодня в культурном пространстве немало безнравственного, стал и Versus — рэп без ограничений. Вам известно, Владыко, что это такое?
— Мне рассказывали студенты о новом молодежном течении, сменившем рок. Я попытался понять, чем оно привлекает молодых людей, и посмотрел в интернете, что это такое — рэп-баттл.
И увидел: сидят два молодых человека напротив друг друга и по очереди читают свои тексты. Получается своего рода острая речевая дуэль, поединок, причем в высказываниях, адресованных противнику, отсутствуют всякие лексические ограничения. Наоборот, здесь требуются как можно более яркие гнусные выражения, разрешены любые ругательства, в том числе оскорбления и мат. Выигрывает тот участник, чей текст более остроумный и цинично-оскорбительный, а манера выступления более наглая и техничная. И, к моему ужасу, всю эту непотребщину эмоционально и одобрительно воспринимает публика!
Некоторые выпуски рэп-баттлов набрали многомиллионные просмотры и породили бурю обсуждений в интернете. А «дуэль» между некими Оксимироном и Гнойным, которая прошла в августе, по отзывам прессы, стала «одним из главных событий года на российской рэп-сцене». Причем нам пытаются представить это как часть современной молодежной культуры.
И если это так, то дальше в области «культуры» уже идти некуда — достигли дна.
— Это похоже, Владыко, на какой-то вирус безумия…
— Это демонстрируемая духовно-нравственная деградация общества. И не может человек верующий на такое смотреть, потому что душа тут же оскверняется.
Есть один бесценный дар Божий, без которого человек будет просто животным, — это Слово. Словами обозначается окружающий нас мир. Словами молитв мы обращаемся к Богу, Пресвятой Богородице, ко всем cвятым Небесной Церкви. А также общаемся между собой, передаем тончайшие оттенки мыслей, чувств, переживаний.
Еще есть такое понятие, как культура речи — духовная составляющая личности, то, как человек смотрит на мир, саморефлексирует и анализирует, затем устно выражает свою точку зрения или мнение по какому-то вопросу.
А что же выражают эти парни, участники «современного культурного процесса»? Пытаясь поразить зрителей эрудицией, они цитировали Пушкина, Маяковского, Гоголя, зарубежных авторов. Но что сама по себе значит образованность, если она оздобляется матерными словами? Кстати, окончившему Оксфордский университет Оксимирону еще во время учебы врачи диагностировали «биполярное расстройство», что есть болезнь духовная.
«Конечная цель демонов — разрушить внутреннюю духовную жизнь. Если она в человеке никогда не начиналась, то воспрепятствовать ей, — пишет преподобный Иоанн Кассиан. — Нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишенных помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в представленном им владении».
На мой взгляд, здесь именно тот случай.
— Сквернословие, бесовское оружие, — болезнь нашего общества. Оно проникло в печать, кино, на телевидение, давно стало частью обыденной речи. Это опять же признак нашей деградации, Ваше Высокопреосвященство?
— А как иначе это можно назвать? Если Слово от Бога, то антислово, мат — от диавола. Недаром святые отцы называют нецензурные слова молитвой сатане. Вы замечали в жизни: чем дальше человек отступает от Бога, тем больше он изъясняется на диавольском языке, а речь его наполнена матерными словами?
Как же Пресвятая Богородица скорбит о богохульниках! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова».
Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе.
Существует предание, что за матерную брань Господь наказывает стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Потому еще при русских царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. За нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось пятнадцать суток ареста.
«Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык», — учит преподобный Антоний Великий. Мы несем ответственность за каждое праздное слово, что уж говорить о слове матерном, гнилом. Сам Господь наш Иисус Христос предупреждает в Евангелии: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12 : 36, 37).
Слова должны приближать нас к Богу, а не отдалять от Него. Поэтому главная задача в области культуры — все сделать для того, чтобы человек увидел Божественный Свет во всем, что его окружает. Тогда глазами добра и любви люди станут смотреть на мир и друг на друга, иными станут жизненные ориентиры и ценности.
Давайте стараться сбросить с себя наносной этот мусор, очистить души и быть верными Господу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
По материалам сайта eparhia.by