Школы в России перешли на дистанционное обучение, и православные гимназии тоже стали осваивать новый формат работы. О том, как дистанционный образовательный процесс пошел в православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского, рассказала директор гимназии Людмила Эрлих:
– С 23 марта 2020 года все педагоги и обучающиеся нашей гимназии перешли на дистанционное обучение. Организованы онлайн и офлайн занятия с помощью электронных платформ Фоксфорд, РЭШ, Яндекс, Учебник, Медиатека и видеосервисов Zoom, Skype, Google Meet. Используется рассылка перечня заданий для самостоятельного выполнения с помощью мессенджеров WhatsApp или Viber.
– Как пришлось менять график обучения?
– Чтобы проводить онлайн-уроки, мы создали специальное расписание по режиму СанПин, оно включает в себя общение не более 30 минут с перерывом в 30 минут для начальной школы и с перерывом 15 минут для основной и средней школы. Расписание уроков у нас осталось прежним: мы опросили детей и родителей, их так устраивает. Единственное, что изменилось в расписании — это уроки физической культуры и ритмики (третий час урока физической культуры с 1 по 7 класс). Вместо них каждое утро проводится зарядка с различными комплексами упражнений, которые разработал наш учитель по физической культуре. На своем канале в YouTube он транслирует зарядку для детей. Кроме этого есть и комплексы, разработанные отдельно для девочек и мальчиков, для старшеклассников и младшеклассников.
– И как отреагировали родители и дети на новый формат?
– Поначалу многие семьи приветствовали новый формат общения, ведь это необычно, интересно. Спустя две недели всё кардинально изменилось. При каждом видеообщении дети задают вопрос: «А скоро снова в школу? Мы готовы учиться даже всё лето. Очень соскучились и очень хотим учиться вместе с вами – учителями».
– Вы упомянули об уроках ритмики, а как их проводить онлайн?
– На уроках ритмики дети разучивают вместе с педагогом движения русских народных танцев. В нашей гимназии постоянно проводятся балы. Но бальные движения без партнёра и дистанционно не выучишь, поэтому преподаватель и дети выбрали для дистанционного обучения русские народные танцы. Дети просматривают урок, подготовленный учителем, затем разучивают движения дома и присылают видео с выученным движением, а в завершение создают целый танец. Недавно у нас прошёл целый видеофлешмоб. Дети в условленное время по очереди выкладывали свои видео с разными движениями, и в итоге из сольных номеров получился целый танец.
– Какие особенности организации дистанционного обучения Вы отметите?
– Учебную деятельность в период дистанционного обучения ежедневно контролирует мой заместитель по учебной работе. Классные руководители отвечают за выход на связь каждого нашего ребёнка и отслеживают его успеваемость, работают с родителями. Поддержку родителям и детям оказывает наш психолог, который адресно общается с детьми и родителями, даёт консультации и помогает справиться с режимом самоизоляции.
Наша гимназия православная. Переходя на дистанционное обучение, в первую очередь мы задумались над предметами вероучительных дисциплин и воспитательной работой вообще, ведь воспитательная работа основана прежде всего на принципе христоцентричности и традициях православной культуры. Мы нашли выход из положения, но дистанционно проводить воспитательную работу, особенно направленную на воспитание православного духа, невозможно. А ведь впереди у нас был праздников Праздник – Святая Пасха.
– И каков же оказался выход?
– Выход мы нашли такой. Каждое утро в 8.30 — совместная молитва. На первой неделе дистанционного обучения учитель по церковному пению записала аудиофайл нашего ежедневного совместного утреннего правила. А потом дети активно подхватили инициативу и записали ещё и свои аудиофайлы. Мы все обработали, соединили вместе и получился хор. Теперь молимся в полном смысле все вместе. Ведь совместная молитва сильнее помогает в режиме самоизоляции. После утреннего правила обязательно полчаса отводится зарядке, а затем уже и уроки.
В течение дня мы делимся памятными датами православного календаря, вспоминаем историю праздника дня или события Священной истории. Эту работу ежедневно контролирует мой заместитель по воспитательной работе. Она назначает дежурного в каждом классе, который должен познакомить своих одноклассников с памятной датой.
А вообще все наши ученики активно работали над несколькими акциями. Они были разделены по знаменательным событиям. Первая акция – Пасха, в рамках которой дети готовили композиции из яиц, монтировали видео о том, как семья готовится к Пасхе. Ещё детям нужно было придумать креативное поздравление с Пасхой и тоже записать видео. Следующая акция, которая у нас началась в период региональных рождественских чтений — «День Победы». В декабре в нашем городе Серпухове мы показали литературно-музыкальную композицию «Великая Победа: наследие и наследники», закончили её грандиозным танцевальным флешмобом. А сейчас выбрали тему «Война глазами детей», где каждый готовит трехминутное выступление о герое и его подвиге. Можно декламировать стихи или прозу, танцевать, петь, кто как придумает, а потом заснять видео и поделиться им в своей группе.
Несмотря на то, что и учителя, и дети, и родители – все стараются поддержать друг друга, дистанционно обучение никак не может заменить живое общение. Ничто не может заменить общения и социума, в котором человек родился и рос.
Надеюсь, что Воскресший Христос принесёт всем нам радость и избавит от тягот режима самоизоляции.
Подготовил Александр Черепенин