Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, ректор Минской Духовной семинарии, – о возможных трагических последствиях для Вселенского Православия решений Константинопольского Патриархата, принятых с целью дальнейшей легитимизации ранее не признаваемого в православном мире самопровозглашенного Киевского патриархата во главе с Филаретом (Денисенко) и Украинской автокефальной православной церкви.
Православие и всех нас, судя по всему, ждут нелегкие испытания. И они, похоже, уже начались. Желание властей Украины любой ценой разорвать все отношения с Россией подошло к своему логическому завершению — разделу Церкви. Во что может вылиться раскол не только для Украины, но и для всех нас, если он будет легитимизирован решением Константинополя об автокефалии, об этом – интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.
— Ваше Высокопреосвященство, поступок Константинопольского Патриарха буквально потряс православных христиан. Похоже, что церковные установления перешли в плоскость политических устремлений?
— Конечно, очень прискорбно, что в политические процессы оказались втянутыми служители Церкви.
Буквально через несколько дней после встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Патриарх Константинопольский Варфоломей отправил в Киев своих представителей (экзархов) из США и Канады. С какой целью? С целью осуществления легитимизации ранее не признаваемого в православном мире самопровозглашенного Киевского патриархата во главе с Филаретом (Денисенко) и Украинской автокефальной православной церкви. Конечно же, это является грубейшим попранием церковных канонов, запрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви.
Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Это единство Русской Православной Церкви существует уже 1030 лет, оно восходит к 988 году, когда князь Владимир крестил Киевскую Русь. И тут вдруг спецпредставители Константинопольского Патриархата берутся проводить в жизнь решения по автокефалии, о чем каноническая Украинская Церковь не просила. Даже трудно охарактеризовать такой шаг…
— Ваше Высокопреосвященство, получается, что Константинопольский Патриархат тем самым открыто бросил вызов Русской Православной Церкви? И не только верующему украинскому православному народу, а всему мировому Православию вообще?
— Главная проблема заключается в том, что Патриарх Варфоломей принял не церковное, а политическое решение. Константинопольский Патриархат поставил себя вне того, что мы называем каноническим полем, то есть вне правового поля Вселенского Православия.
В Православии Глава Церкви — Господь наш Иисус Христос, потому все решения принимаются на Соборах с приглашением глав всех Поместных Церквей. Патриарх же Варфоломей решил сам себя наделить такими же (и даже бóльшими) полномочиями, чем имеет папа Римский в католическом мире. Константинопольский Патриарх претендует на политическое влияние в границах других государств, что провоцирует мощнейший гражданский и религиозный конфликт. И выступает Патриарх Варфоломей при этом на стороне раскольников, против сотен миллионов православных верующих всего мира.
Что касается Украины… Если учесть, что многие ведущие деятели киевской власти являются адептами нетрадиционных религий, далеко не симпатизирующих Православию, то возникает серьезная опасность войны религиозной. А страшнее таких войн, как свидетельствует история, не бывает.
Внеочередной Священный Синод, который состоялся 14 сентября, постановил приостановить молитвенное поминовение за Богослужением Патриарха Константинопольского Варфоломея и сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Цепкви выразил всестороннюю поддержку Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, указав на неразрывное духовное единство православных христиан братских народов Беларуси, России и Украины, «чад Русской Православной Церкви, объемлющей своим попечением историческую Русь, духовно рожденную в Киевской крещальной купели», — говорится в обращении.
— Уже ранее, Высокопреосвященнейший Владыко, радикалы осуществляли откровенный захват православных храмов в Украине. Нетрудно предположить, что это подвигнет их на еще большие беззакония?
— Конечно, это развяжет руки всевозможным авантюристам, ищущим пути для стремительной карьеры в самопровозглашенных церквах, радикалам и экстремистам, которые ищут там же легального убежища или применения своих сил для захвата храмов и церковной собственности. Это нарушит сам порядок, установленный еще со времен Апостолов, что существовал до сегодняшнего дня.
С 2014 года православные храмы Украины начали подвергаться циничным захватам, нещадным ограблениям, постоянному давлению «патриотов», предлагающих перейти под «управление» Филарета. Около пятидесяти храмов Украинской канонической Православной Церкви уже захвачено раскольниками, которые разрушили десятки церквей, осквернили и даже пытались сжечь. Известны десятки по сути рейдерских церковных захватов с силовой поддержкой праворадикалов.
Почти 12 тысяч храмов, несколько сотен монастырей и три лавры принадлежат канонической Православной Церкви. Понятно, что в случае объявления автокефалии может начаться самая настоящая религиозная война, если учесть, что непризнанный 89-летний «патриарх» Филарет открыто поддерживает радикалов и даже сам призывает к массовым репрессиям.
Если раскол будет легитимизирован таким решением Константинополя, то трудно представить, во что он выльется, а последствия такой катастрофы сложно предсказать.
— Религиозные конфликты, как правило, становятся следствием вмешательства политики в религию. Такая ситуация имеет место в современной Украине. Возможно ли подобное у нас, в Беларуси, Владыко?
— Видя, к чему привел церковный раскол в Украине, думаю, нужно сделать надлежащие выводы: нестроения в обществе никому не нужны.
«Кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) — эти евангельские слова Христа определяют отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Они устанавливают для христианства принципиально другое направление. Экономика, деньги, политика тоже важны, но все должно быть на своем месте. Это лишь средства, и никогда не могут они быть смыслом и целью человеческой жизни.
У Церкви надмирная миссия, она неподвластна временным политическим веяниям, и ее задача — спасать души, сеять в них и в целом в обществе мир и согласие.
Святого Василия спросил известный ученый-философ Эвбул: «Василий, в чем суть философии? В чем заключается самая высокая философия?» И святой Василий ответил: «Постоянно думать о смерти».
Святой Антоний так говорил своим ученикам: «Всегда вспоминайте о Вечности. Всегда думайте о том, что если вечером ты увидел закат солнца, не будь уверен, что доживешь до завтра. Поскольку не в наших руках жизнь наша».
Мы все за декорацией высоких чувств, великих земных целей ежедневно вязнем в мелочах жизни и бежим по бесконечному кругу мелкой суеты. А нужно помнить о главном: с чем уйдем к Богу и какой ответ сможем дать Ему, что наследуем в Вечности? И задавать себе этот вопрос должен каждый, независимо от рангов и званий.
«Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель», — учит преподобный Серафим Саровский. Вот и нужно следовать за Кормчим, чтобы не сбиться с курса.
— Но уж очень, Владыко, штормит сегодня море: все острее в мире ощущается угроза войны, все ожесточеннее восстает брат на брата. Вооруженные конфликты, можно сказать, охватили всю планету. Неужели мы так близки к завершению земной истории?
— Сие ведомо только Господу. Сегодня мы наблюдаем особые войны, и ведутся они по-особому — все больше не традиционными средствами, а политическими, экономическими, информационными, духовными. На повестке дня — создание единого глобального государства.
А чтобы этого достигнуть, «мировым архитекторам» нужно упразднить всякую национальную суверенную власть, стереть всякую государственность, полностью скомпрометировав историю. Церковь же, вера наша — это духовный фундамент, на котором стоит любое государство. Разрушив его, остальное рушить и не понадобится.
Как известно, в Православии глобальное государство связывают с последними временами и приходом антихриста, и потому нынешняя война против государственности — это последняя война последних времен. Неверующие, не причащающиеся Святых Христовых Таин, чуждые вразумления Духа Святого не смогут осмыслить сущность последних земных катаклизмов: все происходящее в мире будет видеться им лишь сквозь призму политики.
Нам всем нужно принести истинное покаяние, постараться изменить свою жизнь на Богоугодную. И тогда Господь повернется к нам, постепенно начнут меняться и реалии мира. Усилим молитвы, чтобы не случился раскол, чтобы мир, единомыслие возобладали во Вселенской Православной Церкви. От этого во многом зависит не только наше будущее, но и будущее народов планеты.
— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
27.09.2018
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by