Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря, – о значении духовной борьбы каждого с собственным злом.
Сегодняшний мир все более перемещается в виртуальное пространство. Средства массовой информации диктуют повестку дня, превращая международные отношения в эпизоды информационных побоищ. Ускоряющийся информационный поток запугивает и отвлекает нас от главного — заботы каждого о своей бессмертной душе, веры в Бога и жизни по нравственным законам. 7 марта начался Великий пост. Почему он так важен для нас — об этом интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря.
— Ваше Высокопреосвященство, мир балансирует на грани ядерной войны, усиленно разжигаемой информационным соперничеством со вбросами лжи. Как нам не поддаться панике?
— В панику впадать никогда не нужно. Для верующего человека — это ненадеяние на Бога. Ведь если мы доверяем Богу, верим в Его Промысл, то как можно паниковать?
Что бы ни происходило, наше дело — молиться, просить помощи и уповать на Божию милость, стараясь духовно противостоять любой трудной ситуации. Сила молитвы способна преодолеть любое препятствие и победить.
Конечно, последние мировые новости вызывают тревогу. Как отмечает преподобный Паисий Афонский, «судьба мира зависит от нескольких человек, но Бог еще удерживает тормоз… Нужно молиться, чтобы Господь просветил власть предержащих, потому что они, если захотят, могут разрушить мир».
Геополитическая ситуация в мире напрямую связана с нашим отношением к Богу. Все может измениться, если мы к Нему повернемся.
В святоотеческой традиции то, что сейчас называется информационной войной, именуется духовной бранью. Враг действует на подсознание человека и часто добивается своих целей, если не на уровне интеллекта, то на уровне чувств и желаний.
Бесы, имеющие многотысячелетний опыт обольщения людей, заняты не только распространением ложных слухов, не только клеветой, но и напрямую управляют людьми, лишенными Божией благодати.
Безразличие к Богу приводит к безразличию во всем остальном, оно ведет к распаду. Сегодня служители тьмы стараются разрушить веру и для того, чтобы здание веры рухнуло, как пишет преподобный Паисий, потихоньку вынимают по кирпичику.
— Похоже, Владыко, битва против Христа вступила в открытую фазу?
— Как утверждают исследователи, никогда еще христиане на планете не подвергались таким гонениям, как в наше время, хотя во все времена эта война не прекращалась.
«Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски», — предупреждает преподобный Паисий Афонский. От того, как человек ведет духовную борьбу со своим собственным злом, зависит общий ход истории.
Как это ни печально, европейцы все больше насмехаются над бессмертной душой, верой, а семейные связи заменяют пороком, пытаясь распространить его на весь мир.
Современное общество на Западе изобретает все новые способы, которые уводят людей от богоугодной жизни, затрагивают самое святое для христианина. Своей приверженностью к политкорректности они размывают грани разумного. Примеров тому множество. Вот один из них.
Бывший министр внутренних дел Финляндии Пайви Расанен попала под суд из-за публикации в соцсетях цитаты из Священного Писания. Она просто процитировала Библию, которую сочли гомофобной.
Традиционное отношение к браку становится вне закона, а слово Божие ничего не значит. Есть ощущение, что Европа ратифицирует свой договор с диаволом. Признаки христианофобии все более очевидны.
Только вот без веры по заповедям Божиим, без Церкви жизнь как отдельного человека, так и государства распадается.
Почти две тысячи лет назад Евангелист сказал, что сатана есть князь этого мира (Ин. 14:30), мироправитель тьмы века сего (Еф. 6:12), который и правит отпавшей от Бога частью человечества.
Всякое содеянное лично нами зло — это наше поражение и победа диавола. Люди, далекие от Церкви и духовной жизни, даже не представляют, что их дела, мысли и даже чувства направляет этот мироправитель и его служители.
Лишь сила Божия и благодать всегда охраняли и охраняют Церковь и верующих, находящихся в ее ограде.
— У здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, Владыко, установлена огромная скульптура в виде льва с орлиными крыльями. Названа она «Хранитель международного мира и безопасности». Не напоминает ли она зверя из Откровения Апостола Иоанна Богослова?
— В интернете есть изображения этой фигуры, которая действительно похожа на зверя, описанного Евангелистом в Откровении. А словосочетание «мир и безопасность» встречается в Послании к Фессалоникийцам: «Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5:3).
Казалось бы, какой смысл в появлении подобной фантосмагорической скульптуры? Просто сатана больше не собирается прятаться. Он спешит к тем, кто его призывает.
Но нам с вами следует видеть в этом еще и иной смысл. Те, кто успокаивают себя словами «мир» и «безопасность», не являются бодрствующими христианами, а пребывают в довольстве жизнью земной, что небезопасно для души.
Мир со множеством его развлечений, наслаждений, возможностей для удовлетворения любых материальных и чувственных запросов очень обольстителен, поэтому опасен для христианского духа.
Грех перекраивает нашу реальность. Он привел к краху гармонии, и планета наша превратилась в долину плача. Человек прервал свое общение поначалу с Богом, затем — со своим ближним, природой и, наконец, — с самим собой.
Только Церковь сегодня противостоит гибнущему миру, и только в ней люди находят полноту общения с Богом.
Многие, читая Откровение Иоанна Богослова, видят в нем наше настоящее, узнают все признаки последних времен. Но даже осознавая, что человечество стоит на краю, мы должны с благоговейным смирением внимать делам Божия Промысла и повиноваться премудрому и всеблагому Его управлению. «Мы не должны смотреть в сторону зла. Чем больше мы на него обращаем внимания, тем больше оно на нас влияет, тем больше нас обезоруживает и подчиняет себе», — учит преподобный Паисий.
Каждому из нас нужно усвоить: в одно мгновение Господь способен все изменить, но очень многое зависит от нас самих. В своем Послании святой Апостол Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8). Бог зовет нас к Себе, Он начинает действовать, как только увидит доброе намерение сердца человека, чтобы прийти на помощь и явить Свою любовь.
Поэтому свое внимание давайте сосредоточим не на звере, а на покаянии. Откроем для Бога сердца, и тогда Он Сам научит нас, что делать, как пройти, не повредив своей душе, через череду самых тяжких испытаний.
— Начинается Великий пост, и об этом особенно важно подумать каждому, Владыко, проявить заботу о Душе…
— После грехопадения прародителей люди в большинстве своем стали плотскими — начали усердствовать не о духовном, а об угождении своим страстям.
Конечно, мы не можем не заботиться о собственном здоровье, крове, одежде, пище — в этом нет ничего плохого. Но проблема начинается тогда, когда весь смысл жизни мы находим в том, чтобы служить плоти.
Каждый из нас может восстановиться, исправиться, и поэтому покаяние приходит как здоровье на больное место, на нашу больную природу. Даже великие святые чем больше приближались к Богу, тем сильнее чувствовали потребность покаяния, осознавая глубину падения.
Пост помогает нам наладить внутренний порядок. В Таинстве Покаяния действует Благодать Божия, и человек освобождается от греха.
Иногда люди не идут к исповеди, жалуясь, что им очень стыдно открывать свои грехи. Но нужно преодолеть в себе этот ложный стыд. Только преодолевая его, можно избавиться от греховных навыков, вырвать их, как сорняки, из своей души. Без искреннего покаяния, очищения души от грехов и страстей невозможно с ними бороться.
Сначала нужно их увидеть, искоренить, а потом сделать все, чтобы они не вырастали вновь.
В чем здесь, на земле, исповедуемся, в том не будем обвиняемы там— и в этом великая сила Таинства Покаяния. Как писал святитель Тихон Задонский, «та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому, — славы или мучения, — будет безграничный и нескончаемый».
— Желая погубить как можно больше душ, противник Бога улавливает нас разными способами. Многим сегодня, Ваше Высокопреосвященство, виртуальная реальность заменяет реальность настоящую, что приводит к далеко не виртуальным проблемам.
— Да, это беда современности. Виртуальный — значит, воображаемый,а воображение — сфера деятельности духов злобы.
И взрослые, и дети погружены в планшеты, сотовые телефоны, компьютеры, и уйти от них очень трудно, если в доме нет молитвы, если люди живут в безверии, не бывают в церкви и не приступают к Святым Таинствам.
Популярным, например, сейчас среди молодежи и подростков становится так называемый селфхарм. Это преднамеренное повреждение своего тела без суицидальных намерений: порезы кожи и повреждение ее при помощи разных острых предметов, пережатие и удары по разным частям тела, преднамеренные обжигания кожи, вырывание волос и прочее.
Казалось бы, как такое объяснить, что это? Своего рода ответ на сильную эмоциональную, психологическую боль, которая притупляется, когда человек переключается на боль физическую? Нет, это прежде всего внутренняя пустота, от которой кричит душа ребенка.
Если нет веры в Бога, он пытается заполнить свою жизнь тем, что ему понятно, что предлагает мир. Все обессмысливается, ибо ничто не радует сердце без любви.
Тяжело родителям видеть такие внутренние страдания ребенка, но выход есть — следует начать работать над собой: молиться, просить Бога о помощи, бывать в церкви в воскресный день, приступать к Таинствам.
Господь всегда протягивает руку помощи, но никому не навязывается. Он дает нам корабль спасения — Церковь. А это живое Тело Христово, где духовные ценности должны быть на первом месте, мирские же заботы должны оставаться за пределами ограды.
Это мое пожелание всем желающим достойно пройти поприще Великого поста.
— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием беседовал протоиерей Вадим Кузьмич.
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by