Однажды, насмотревшись голливудских рождественских фильмов, подумал: ни в одной из кинолент не говорится о Христе Рождающемся. Да, все желают счастливого Рождества (как будто бы Рождество Христово может быть несчастливым!), танцуют, поют, украшают дома и офисы веночками и гирляндами электрических огоньков. Но нигде в этих фильмах даже мельком не прозвучала истина: в мире рождается Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос для того, чтобы спасти человечество.
Мне кажется, страшно, когда в душах и сердцах людей теряется истинный смысл праздника Рождества Христова. И на первый план выходят лишь его аксессуары, да и то даже не второ-, а третьестепенные.
Это тревожный и опасный сигнал, говорящий о том, что люди довольно далеко удаляются от истинной жизни во Христе, превратив для себя один из главнейших праздников христианского мира – в только лишь добрую семейную традицию, в милую шуточку, в уютное времяпровождение в родственном кругу. Да, это тоже важный элемент праздника Рождества Христова. Важный, но не главный. Ведь никому в голову не придет считать луч самостоятельным явлением. Луч порождается солнцем. Но для этого нужно знать, что солнце есть!
Точно так же, дорогие братья и сестры, мы должны знать, что солнце есть. И это Солнце – Христос. Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом, для того, чтобы исцелить в Самом Себе нашу болеющую грехом человеческую природу и спасти всех нас. Потому святые отцы и называют Рождество Христово первым Крестом Спасителя. Ведь чистейшее Божество вошло в творение, недостойное Его. Бог стал человеком из-за любви ко всем нам – любви, открывающей нам дорогу в Царствие Небесное.
Рождество Христово после Пасхи является главным праздником Православия. Эта сродственность Светлого Воскресения Христова и Рождества Христова очень четко прослеживается в богослужении. Так, к примеру, Пасха предваряется Страстной седмицей. Со 2 января по 7 января Рождественский пост также усугубляется (разрешена только растительная пища). В эту неделю, подобно великопостным дням, на вечерних богослужениях читаются специальные трипеснцы, посвященные Рождеству Христову. А сам день Рождественского сочельника напоминает Страстную пятницу. Во-первых, практически беспрерывными храмовыми богослужениями, во-вторых – полным воздержанием от пищи и пития до вечера.
Потому, конечно же, дорогие братья и сестры, Рождественский сочельник – это не время для праздности, гуляния и хождения по гостям. Это время углубленной молитвы, особенно церковной. В этот день нужно быть на церковном богослужении (конечно, по возможности; я имею в виду работающих людей). Службы Рождественского сочельника таковы: утром великие часы с чтением паремий, Апостола и Евангелия, посвященных Рождеству Христову, потом сразу же начинается Литургия святителя Василия Великого, соединенная с вечерней. Далее небольшой перерыв, и совершается всенощное бдение в честь великого праздника Рождества Христова, состоящее из великого повечерия с литией и утрени. После завершения вечернего богослужения из алтаря износится зажженная свеча на подсвечнике, символизирующая Вифлеемскую звезду. После окончания бдения можно покушать и попить.
Сочельником Навечерие Рождества Христова называется потому, что наши предки готовили в этот праздник сочиво (коливо) – специальное блюдо из вареной пшеницы с медом. В данном блюде пшеница символизирует жизнь, которую даровал Своим Рождеством Христос всем верующим в Него людям, а мед – сладость жизни во Христе. Сегодня пшеницу часто заменяют рисом, а мед – мармеладом. В этот день, как уже было сказано выше, можно вкушать только пищу растительного происхождения.
Традиция двенадцати блюд не имеет канонических оснований. Это околоцерковная традиция. Тем более это не практично. Как правило, хозяйка выбивается из сил, готовит двенадцать постных блюд, а на следующий день большинство из них выбрасывает в мусорную корзину, так как в Рождество Христово завершается пост.
Главное, что нам нужно совершить в Рождественский сочельник, дорогие братья и сестры, – сердечно и умственно с помощью церковных богослужений, Исповеди, Причащения Тела и Крови Христовых, войти в пещерку Рождества, которая, по выражению святителя Димитрия Ростовского, стала небом, ибо там, где Бог, там и небо. И прикоснуться к великому чуду Рождества Христова, являющегося чистой квинтэссенцией отеческой любви Всевышнего к падшему человечеству, любви, которая открыла двери в Царствие Небесное для всех нас.
И в этом главный смысл Рождества Христова.
Христос рождается – славьте!
Христос с небес – встречайте!
Пусть же, дорогие братья и сестры, в Рождество Христово для души каждого из нас произойдет встреча не только с доброй дедушкиной традицией, уютной, как вязаная шапочка, но с самим Богом – с Христом Рождающимся.
Протоиерей Андрей Чиженко