5 ноября, накануне дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), мы празднуем по традиции Димитриевскую родительскую субботу. На субботних богослужениях сугубо вспоминаем наших усопших и молимся за упокой их душ в обителях праведников.
По установившейся традиции заупокойное богослужение называется «парастас». Как правило, это слово относится к кануну поминальной субботы, в том числе и Димитриевской. Т.е. к пятничной вечерне и утрене, накануне субботней Литургии и следующей за ней панихиды.
Слово «парастас» греческого происхождения. Оно обозначает «предстояние, стояние рядом, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или о чем-то». «Парастас» – это юридический термин греческого, а затем и римского права. Оно синонимично слову «адвокатура». Т. е. парастасом занимались адвокаты, которые в судах защищали людей. Они предстояли с людьми, стояли рядом, ходатайствовали за них в суде, прося судью о них с целью победы или помилования в судебной тяжбе.
Точно так же и мы, молясь во время родительских суббот на вечернях, утренях и Литургиях, являемся ходатаями за своих усопших перед Господом. Мы всей полнотой Вселенской Церкви просим для них у Господа прощения грехов и упокоения в месте светле, в месте злачне, месте покойне.
И пусть нашу любовь к ним воспламенит тот факт, что они уже сами за себя не могут попросить. В чем их застал Бог во время смерти, в том Он их и судит. Потому что после смерти для христианина невозможно покаяние, для них возможно только воздаяние за плохие или хорошие поступки.
И поэтому обязанность молитвы, и я бы даже сказал вымаливания их перед Господом, лежит на нас – членах Церкви Земной. Потому что участь наших возлюбленных усопших до конца не определена. Она окончательно определится только во время Второго пришествия Христова, когда души их снова войдут в тела. И человек воскреснет духовно-телесно. И над ним будет произнесен суд: либо рай, либо ад на веки вечные.
А до этого момента на нас лежит обязанность молиться об усопших, потому что по нашим молитвам улучшается их загробная участь. И тому есть множество свидетельств в житиях и словах святых, современных подвижников благочестия.
Вступая под своды храма, участвуя в заупокойном богослужении, мы становимся адвокатами наших усопших близких, их ходатаями. Мы становимся вне времени – в вечности и покаянно просим у Бога всем сердцем своим, всей жертвенной силой любви к ним прощения грехов для них и Царствия Небесного.
И мы будем обязательно услышаны Всевышним! Потому что Бог есть Любовь. И Он откликнется на наше вопияние пронзительной и пламенной любви к усопшим.
Оно обязательно будет Им услышано. Это и есть парастас. Великое таинство Божьей и человеческой вселенской любви друг ко другу и ко всему сущему.
Протоиерей Андрей Чиженко