Рябова Лариса Алексеевна, методист, руководитель могилевского семейного клуба «Очаг», – о создании и работе церковно-археологического кабинета в Духовно-просветительском центре имени свт. Георгия Конисского Могилевской и Мстиславской епархии.
–Прошли годы, но и сегодня я не могу постичь умом, познать сердцем, как можно за такое короткое время создать уникальный церковно-археологический кабинет!
По благословлению епископа (ныне – архиепископа) Могилевского и Мстиславского Софрония в 2004 году на высоком берегу Днепра, в мемориальном Архиерейском доме, построенном в 1785г. святителем Георгием (Кониисским), в котором он жил и трудился, начал свою работу церковно-археологический кабинет. Его уникальность состоит в том, что здесь собраны сотни документальных источников, отображающих важные этапы становления Православия не только в Могилевском крае, но и на территории всей Беларуси, раскрывающих малоизвестные сведения о судьбе многих пастырей и простых прихожан.
Основу церковно-археологического кабинета заложили заведующая учебно-методическим кабинетом Могилевской епархии Борисенко Татьяна Клавдиевна и могилевский краевед Гришанова Людмила Федоровна, которая затем и стала его директором.
По словам Людмилы Федоровны, к православной вере она пришла, как и многие из нас: пережив жизненные трагедии, испытав разочарования, страдания, осознание близкой погибели души. Её имя было известно мне давно. Да и многие могилевчане знали Людмилу Федоровну как корреспондента газеты «Могилевские ведомости». При всех перипетиях времени она старалась раскрыть в человеке то главное, что заложено в нем Всевышним. Это по силам человеку, обладающему редким качеством внутренней независимости и достоинства. Неподдельный интерес, энтузиазм, с которым они вместе с Татьяной Клавдиевной взялись за дело, принесли свои плоды: из различных источников были получены интереснейшие музейные экспонаты. Гришановой Людмиле Федоровне удалось поднять забытые обществом пласты исторических событий, традиций православной культуры. Много часов своей жизни она провела в архивах, общалась с историками, краеведами, очевидцами событий и их потомками, которые делились воспоминаниями, дарили вещи, фотографии, документы.
За свою не столь длительную историю церковно-археологический кабинет стал неотъемлемой частью духовной жизни древнего Могилева. Перед посетителями кабинета оживает атмосфера духовности могилевского края, картины православного уклада жизни – будней и праздников родовитых и безвестных, состоятельных и небогатых, мирян и духовных лиц. Особенности почитания и украшения святынь, традиции крестных ходов, облик домашних божниц и церковного убранства.
Так, экспозиция «Из истории Православия на Могилевщине в XII– XVI вв. Полоцкая епархия Киевской митрополии» воссоздаёт трудный процесс становления православной веры на Могилевщине, начиная с Х века.
Знакомясь с экспозицией «Борьба за утверждение православной Оршанской, Мстиславской и Могилевской епархии в XVIIв.», посетители много узнают о деятельности Могилевского православного братства, которое было создано в 1578г и стало одним из первых на территории Беларуси, о церковной смуте в Могилеве в 1618г., одним из руководителей которой был отец Спиридона Соболя. Особый интерес у посетителей вызывает знакомство с деятельностью типографии Могилевского православного братства, где в 1636 г. Спиридоном Соболем был напечатан «Букварь языка славенска».
Никого не оставляет равнодушным история спасения города по молитвам к Чудотворной Могилево-Братской иконе Божией Матери во время Русско-польской войны, услышанная при осмотре экспозиции «Становление Оршанской, Мстиславской и Могилевской епархии в XVII – XVIII вв.».
Особое внимание в экспозиции «Из истории Могилевской и Мстиславской епархии в конце XVIII – ХХ вв.» уделяется событиям 1917г., началу богоборческого советского периода, когда не только уничтожались храмы, но и физически истреблялось духовенство. Трагической была судьба многих священнослужителей, прихожан, работников музеев, изучавших историю Могилевщины. Так прервалась преемственность в развитии исследовательской работы, связанной с изучением церковной истории.
Отдельные тематические комплексы отражают жизнь и деятельность святителей, канонизированных Православной Церковью, особо прославившихся на ниве служения Богу и людям Могилевского края.
Особо востребована посетителями постояннодействующая экспозиция о жизни и деятельности святителя Георгия (Конисского), выставка, посвященная Царственным Страстотерпцам, помогающая посетителям прикоснуться к великой тайне духовного благополучия православной семьи.
По-настоящему страшными, трагическими для Могилевщины, как и страны в целом, стали годы, когда миллионы людей были подвергнуты репрессиям за политические и религиозные убеждения, по национальным, социальным и многим другим признакам. Лагеря вырывали из нормальной жизни рабочих и крестьян, учёных и военных, представителей Церкви и интеллигенции. Особенно безжалостной была судьба к священнослужителям и их семьям. Многие материалы кабинета посвящены этим трагическим событиям истории могилевского края.
Агапит, епископ Штутгартский СВ. Гефсимания, в предисловии к книге протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России: «запретные» темы истории ХХ века» пишет, что православные страны, следуя византийскому образцу, всегда держали армию для обороны. Вместе с тем убийство человека на поле брани и в честном бою, по правилу святителя Василия Великого, обязательно влекло за собой епитимию – отлучение от Причащения Святых Тайн на два-три года, причём для воинов, убивавших не в оборонительной, а в захватнической войне, епитимья была еще строже. Таким наказанием Церковь побуждала осмыслить пролитие крови как нарушение Божией заповеди, потому что при этом погибает человек – личность, сотворенная по образу Божию. И даже в XIX веке Православная Церковь в Российской империи хотя и благословляла воинов на ратный подвиг, однако придерживалась этого правила. Русские цари, акцентирует внимание Г. Митрофанов, и особенно Царь-мученик, оставались верными византийскому идеалу православного воинства.
Живущим сегодня необходимо вдумчиво оценить жизненный подвиг репрессированных наших соотечественников и прежде всего священнослужителей. Чтобы понять, почему Господь не оставляет наш народ, наше Отчество. Как писал философ И.А. Ильин, идея борьбы за дело Божие на земле, есть в каждом сердце. Эта борьба совершается всегда. И от результатов этой брани зависит будущее нашей страны, всего общества. Зависит, объединится ли наш народ вокруг своих святых и своих героев или станет просто населением, Иванами, родства не помнящими.
Будем уповать, что изучая нашу православную историю, мы сможем осознать и усвоить точно сформулированную протоиереем Георгием Митрофановым истину, что лишь согласившись с Правдой Божией и исповедовавшими эту Правду историческими предшественниками, современный народ сможет, наконец, обрести подлинное примирение со всем лучшим, что было в его прошлом, чего так не достаёт ему в его настоящем и что, надо надеяться, дано ему будет свыше в его будущем.
Особое значение экспозиций состоит в воссоздании тех страниц исторического прошлого Могилевской епархии, которые к началу XIХ в. были по той или иной причине утрачены или забыты, что мотивирует посетителей кабинета изучать историческое прошлое родного края. Таким образом, вопросы, близкие церковным историкам, становятся интересными и светским краеведам, педагогам и учащимся учреждений образования региона. Примечательно, что структура экспозиций носит комплексный характер, совмещая в себе показ православных памятников и памятников истории и быта, не выделяя ни те, ни другие как приоритетные. Они составляют единое целое. Ведь Православие было основой жизни. Экспозиции раскрывают весь спектр значений памятников: духовно-нравственное, богословское, эстетическое, историко-краеведческое, культурологическое. Образно-художественное решение экспозиций кабинета насквозь пронизано символикой Царства Небесного с его Божественной гармонией. Она же, заключенная и в каждом предмете экспозиций, напоминает, что достижение Вечного Царства Небесного – конечная цель христианского пути. Ожидание этого Царства всегда укрепляло воображение православных мастеров, побуждая находиться в неустанном поиске утраченного Рая. Священник Александр Ельчанинов (1881-1934) в своих дневниках писал, что обращать свои взоры в образы райской красоты — лучшее средство избавиться от плена ада, не отзываться на его зовы. Глубокое эстетическое переживание от увиденного, идея спасительности красоты содержания и формы – являются основополагающими и определяющими факторами воздействия в стенах церковно-археологического кабинета.
Каждого, кто побывал здесь и ощутил дух Православия, услышав проникновенные рассказы Гришановой Л. Ф., Борисенко Т.К., Антоненко А.И., Сафоновой Г.Ф., тянет возвращаться сюда вновь и вновь. С каждым годом количество посетителей растёт. В единственный на Могилевской земле православный церковно-археологический кабинет приезжают люди из различных уголков Беларуси, России, ближнего и дальнего зарубежья. Почти все они отмечают особую благодатную тишину и воздух, словно напоенный молитвами святителя Георгия. В природе нет таких слов, чтобы описать целительную тишину кабинета. Такая она невесомая, напоенная молитвами сотен православных, Богом призванных. Она так нужна сейчас современному человеку – эта тишина душевная, лежащая на освящённой земле Архиерейского дома. Многие посетители кабинета признавались: сделав первые шаги в таинственный музейный мир, попадаешь в другую жизнь. И святитель Георгий с любовью принимает тебя, и душа успокаивается, даже сердце замедляет свой стремительный бег. А после посещения кабинета пробуждается память, острее начинает беспокоить совесть. И отмахиваешься ты от её укоров, утешаешь себя, что времена сейчас совсем другие, но душа ведет в церковь, на исповедь. И раскроешь сердце свое, зальёшься слезами чистыми, покаянными, и замрешь, когда священник накроет епитрахилью. А когда причастишься Святых Христовых Таин, наступит та долгожданная, умиротворительная радость, которую ты так долго ждал.
Многие документы, встречи и беседы легли в основу книги Гришановой Л.Ф. «Святые истоки Могилевской земли». Большинство статей книги посвящены семьям священников – людям, которые в самых трудных обстоятельствах прислушивались к голосу своей христианской совести и боролись за сохранения Православия на родной земле. Всех их объединяла сыновняя любовь к Отечеству.
Так уж совпало: очередная книга Людмилы Федоровны Гришановой «Светильники веры» вышла в юбилейный год памяти новомучеников и исповедников Православной Церкви. Я перелистываю страницы книги и ловлю себя на мысли: «Вот православный человек, который каждой частичкой своей души слышит, видит и боль, и радость героев своих повествований». Автор сразу становится близким и понятным своей исключительной искренностью, правдивым изложением событий. Через книгу раскрывается её душа так откровенно, без оглядки, доверчиво и трепетно, отражая духовное родство с теми, о ком она пишет. Каждая страница книги пропитана жизненными событиями, воспоминаниями, чувствами, размышлениями. В её рассказах нет величия героических поступков, все они связаны с вечной сутью жизни человека, с его насущными заботами, радостями и тревогами, надеждами и скорбными событиями повседневного житья-бытья. Она пишет о том, что волнует и заботит многих. Каждая история, рассказанная Людмилой Федоровной, напоминает нам о том, что мы все разные и судьбы у нас разные, но вера в Промысл Божий, понимание Премудрости и благости Божией объединяет нас. Книги Л.Ф. Гришановой открывают перед читателем двери в мир духовный, в богатство истории родного края.
Л.Ф. Гришанова не старается приукрасить жизнь, она обнажает и частую несправедливость и забвение родных и близких, непоправимую вину живущих ныне в разрушении исторических памятников, особенно церквей. Многие страницы читать особенно тяжело – такую душевную скорбь они вызывают. Как сказала одна читательница: «не просто читаешь, а беседуешь с героем рассказа, сопереживаешь, а с сердца в это время с кровью сдирается нарост безразличия, равнодушия». Читая, анализируешь, а как бы поступил ты в той или иной ситуации, и не всегда находишь ответ. Так незаметно вовлекаешься во внутренне пространство рассказов, начинается побуждение к духовному труду. А это и есть самое драгоценное качество книги! В рассказах не так уж много высокого литературного стиля, простая разговорная речь, встречающиеся диалекты создают необыкновенно доверительную атмосферу общения очень близких людей, раскрывают соборное начало книг Л.Ф. Гришановой, свидетельствуют, что человек ничего не может без Бога, а с Богом всё может!
Много в книгах Людмилы Федоровны и духовной радости, светлых страниц – о любви, о встречах после долгой разлуки, о родительском доме, о встречах со священнослужителями, самозабвенными краеведами, о красоте родной природы, об удивительных находках на старых заброшенных подворьях. И это вызывает острое переживание сопричастности к Божиему миру.
Людмила Федоровна, говоря о своем творчестве, часто цитирует белорусского поэта Алеся Рязанова: «Половину жизни устремляюсь в мир, половину—возвращаюсь из мира, половину жизни пишу на дороге свои имена, половину—зачеркиваю написанное, половину жизни расту от земли, половину—расту с землею и все меньше во мне меня, и все больше бесконечности». Чем больше стремлюсь к установлению имен новомучеников, сбору сведений об их судьбах, уверена Людмила Федоровна, тем больше и во мне бесконечности, о которой сказал поэт». Священник Георгий Соколов, в отзыве на книгу «Светильники веры» с теплым чувством благодарности написал об авторе: «Удивительным образом находятся люди, книги, фотографии… Кажется, что Господь специально «ждет» человека, которому можно было бы доверить воскрешение прошлого».
Каждый день, уходя, становится историей. И дело, начатое нами, продолжат наши последователи. Мы верим в это! Потому что ощутимо помогает святитель Георгий, он свой Дом содержит так, как ему угодно. Так что продолжение будет.
Рябова Лариса Алексеевна, г. Могилев