Cретение Господне: смысл богослужебных текстов

Старший преподаватель Минского духовного училища Андрей Ахметшин — о богослужебных текстах праздника Сретения Господня.

Начальник Ветхого и Нового

Ни один церковный праздник нельзя воспринять в полноте без посещения вечернего богослужения. Ведь Всенощное бдение и Божественная Литургия связаны в одно целое, и в древности между ними даже не было перерыва!

Поспешим же в храм, чтобы послушать, о чем возвещает Церковь в праздничный день. В феврале у нас самый значительный праздник — Сретение Господне.

Важно знать, что праздник Сретения, несмотря на «Господское» название, относится к числу Богородичных праздников, ведь именно Матерь Божия, с верой в необходимость соблюдения Божьего Закона, принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. Поэтому почти в каждом отрывке богослужебных текстов прославляется Дева Мария.

Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное (несотворенное) бо Слово Отчее, начало приим под леты (воплотилось во времени), не отступль (не изменив) Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне (по доброй воле) приносится в Церковь Законную (храм Ветхого Завета)…

Автор этой стихиры (исполняемой перед «Свете Тихий») с восторгом замечает, что в этот великий день не могли не открыться невидимо для человеческого взора «врата небес»! Пресвятая Троица, бесчисленный сонм Ангелов, подобно чуду Богоявления при Крещении Спасителя, таинственно взирают на величайшее событие: Творец мира в виде беспомощного Младенца вносится в величественный земной храм, Им же Самим сотворенный…

Стихира на литии недвусмысленно утверждает, что Бог Отец и Сын Божий, сорокадневный Богомладенец, — одна Ипостась, Единый Бог.

Ветхий деньми, иже закон древле (в древности) в Синаи дал Моисею, днесь Младенец видится (Младенцем является миру), и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится…

В этот день по-особому звучит в храме песнопение «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес праведный Симеон-старец, увидев исполнение пророчества. Он триста лет ожидал встречи с Богомладенцем. Если песнопение «Ныне отпущаеши» довольно краткое по содержанию, то авторы великолепной, торжественной службы Сретения значительно дополняют речь Симеона в стихирах.

Он, приняв «вещными (сотворенными Богом) руками» Спасителя, «Бога человеком соединитися проповеда» (проповедал о соединении Бога с людьми). «Сей есть, Егоже (которого) Давид возвещает: Который всем страшный (вызывающий благоговение и трепет)…», — это тоже слова Симеона Богоприимца. И еще одна трогательная строка звучит из уст старца: «Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, яко видех непреложна (истинного) Отроча, Бога превечного, и Спаса мира.»

А в одной из стихир мы учимся распознавать тайны богословия. Что символизируют две горлицы и два птенца голубиных, которых приносили в жертву при посвящении первенцев Богу (Лк. 2, 24)? Во-первых, в стихире подчеркивается, что дары принес праведный Иосиф: «…И от Иосифа приемлет (Сам Бог) дары боголепно (с божественным величием)…»

Во-вторых же, вот как разъясняется таинственный смысл принесенных даров: «…Яко супруг (двоицу) горличиш (горлиц), нескверную Церковь и от язык (от всех народов) новоизбранныя люди: голубина же два птенца, яко начальник ветхого и нового…»

Оказывается, что входя в Иерусалимский храм (символизирующий собой небо), Богомладенец ведет за Собой всю Церковь. Как благоуханная жертва Богу, вместе с Ним вносится в храм «нескверная Церковь»— ветхозаветные праведники, — «и от язык новоизбранные люди», то есть мы с вами, христиане Нового Завета. Ведь Господь — «начальник нового и старого», Нового Завета и Ветхого, а где начальник —  там и подчиненные, где Глава Церкви, там и мы, церковные чада, верующие и любящие Бога.

И узнают Господа в земле Египетской

Пресвятая Богородица и праведный Иосиф приносят младенца Иисуса в храм, исполняя закон. Старец Симеон встречает их радостным «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

События, изображенные на праздничной иконе Сретения Господня (15 февраля), и тема встречи Ветхого и Нового Заветов раскрываются по-новому, когда мы слушаем ветхозаветные чтения на Всенощном бдении — праздничные паремии.

Глагола Господь к Моисею в день он (тот), воньже (в который) изведе (вывел) сыны Израилевы от земли Египетския, глаголяй: Освяти Мне всякаго первенца перворожденнаго…

В 13-й главе Книги Исход мы видим установление закона, по которому первенцев мужского пола предписывалось приносить в храм для посвящения Господу.

И будет, яко аще (когда) вопросит тя по сих (после этого) сын твой, глаголя: что сие? И речеши ему: яко рукою крепкою изведе нас Господь от земли Египетския, из дому работы (рабства)… И будет в знамение непоколебимо пред очима твоима.

Когда египтяне, видя многочисленные чудеса Божии, все же, упираясь, не желали отпускать на волю израильский народ, Господь явил им последнюю казнь — в одну ночь умерли все египетские первенцы. Смерть не коснулась израильских младенцев, и в честь этого предписывалось приносить детей в храм для посвящения Господу как своеобразную духовную жертву.

Яко тако рече Господь Бог Вседержитель: яко перворожденная сынов твоих даси Мне.

В конце паремии вновь подчеркивается связь посвящения еврейских первенцев Богу с событиями египетских казней.

…Сии (первенцы израильские) Мне суть, от всех сынов израилевых, и приях их, и освятих я (их) Мне, вместо первородных египетских.

Почему же в Священной истории так категорично противопоставляются египетские и еврейские младенцы? По мнению святых отцов, Египет в Священном Писании символизирует страну греха. Младенцы — помыслы, начала, ростки действий. Объясняя ветхозаветные события с точки зрения Нового Завета, Господь призывает все начатки наших мыслей, из которых вырастают дела и само существо нашей жизни, посвящать Богу, отвращаясь от причастности к «стране греха», то есть, дьяволу.

Две следующие паремии — из Книги пророка Исаии. В первой изображена встреча пророка с Господом в святом храме.

…Видех Господа седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его…

Пораженный величием видения и видом воспевающих Бога Серафимов, пророк восклицает: «О, окаянный аз!… яко человек сый (есть), и нечисты устне имея, …и Царя Господа Саваофа видех очима моима!»

Встреча святого пророка Исаии с Господом прообразует собой события Сретения. Как Исаия предстал перед Вседержителем, так и Мессия, Господь Иисус Христос, — пред Богом Отцом.

И слышах глас Господа глаголющаго: кого послю, и кто пойдет к людем сим?

Пророк отвечает: «Се, аз есмь, посли мя». Как в Ветхом Завете Господь посылает к людям Своего пророка, так в Новом — Своего Сына Единородного, Иисуса Христа: «…Иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидете…» В этом пророчестве открывается грядущее отвержение израильским народом Слова Божия, за что Израиль и будет наказан. Пророк спрашивает: «До каких пор люди будут глухи и слепы?» …Дондеже аще запустеют гради, …и земля оставлена будет пуста. И по сих (затем) продолжит Бог человеки (новый род — христиан), и умножатся оставльшиися на земли.

Чрезвычайно интересно развивается уже встречавшийся нам образ Египта в последней, третьей паремии.

Се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и сотрясутся рукотворенная (идолы) египетския от лица Его… В день он (тот) будут египтяне в страсе и трепете, от лица руки Господа Саваофа, юже (которую) Он возложи на них.

Но вот, обличительный характер пророчества меняется.

И будет олтарь Господень в стране Египетстей, и столп в пределех его Господеви (Господу).

Нужно заметить, что символическому образу столпа в Ветхом Завете соответствует Крест Господень — в Новом.

И будет (столп) в знамение в веки Господу Саваофу, в стране Египетстей: яко (ибо) воззовут ко Господу, и послет им Господь Человека, Иже спасет их.

Посланный Богом в грешный мир («Египет») Человек и есть Господь Иисус Христос. В день Сретения мы видим Его на руках Богоматери и праведного Симеона Богоприимца. Воистину безмерна и непостижима любовь Божия к роду человеческому, к нашему миру, «Египту», страдающему от своих грехов! Но Сын Человеческий пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее (см. Лк. 19,10). Поэтому

…и познают египтяне Господа в день он, и сотворят жертву и дар, и помолятся, и воздадут обеты своя Господеви.

Примечательно, что лишь собравшись в храме на церковную службу,  мы можем открыть для себя тайну праздника: Сретение — это вход в храм Спасителя и каждого из нас! Поэтому будем приучать себя к посещению вечерних служб, чтобы участвовать в том, что дарит нам Церковь прекрасным и таинственным языком богослужения.

По материалам газеты «Воскресение»

oroik.by